«Бензиновый мотор работает как генератор»
Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Гронский рассказывает о своих впечатлениях от управления автомобилем.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Признаюсь, что электрический кроссовер Voyah Free я брал на тест с некоторой опаской. Прошлые опыты пользования электромобилями в Москве были интересными, но хлопотными: поиск зарядной станции, ожидание, когда батарея наберет достаточно заряда. А однажды в сильный дождь мне даже пришлось ехать, высунув голову в окно, потому что обогрев ветрового стекла драматично снижал запас хода.
С другой стороны, последние пару лет развивается зарядная инфраструктура, да и сами электромобили стремительно совершенствуются. К слову, по итогам первого квартала марка Voyah вошла на российском рынке в тройку лидеров премиального сегмента по части электромобилей и гибридов. То есть граждане голосуют рублем, а значит, уверенности у них больше, чем сомнений.
Мне на тест попалась как раз гибридная версия Voyah Free. Под капотом у электромобиля стоит бензиновый мотор, который не крутит колеса, а работает как генератор. Дальность пробега у модификации Long Range — 800 км. То есть до Питера можно доехать, не заезжая на заправку, а если что, искать не электрическую, а обычную бензиновую, что очень удобно, пока зарядные станции у нас встречаются не на каждом углу.Функции массажа в передних креслах, зарядка смартфонов и другие опции комфорта на заряде батареи сказываются совсем незаметно. Запас километров убывает быстрее, если интенсивно нажимать на газ. Как себе в этом откажешь, если Voyah Free стартует до «сотни» всего за 4,8 с? Но вы же и в бензиновой машине должны поглядывать на стрелку уровня топлива.
Вероятно, запас хода будет меньшим в холодное время года, но электромобиль хорошо подготовлен и к зиме. Еще до того как он был официально представлен в России, Voyah Free успешно продавался, например, в Норвегии. А эта страна отличается не только суровым климатом, но и тем, что уже не один десяток лет пробует у себя электромобили самых разных марок. Кстати, «официально представлен» — это вам не «параллельный импорт», а заводская гарантия на пять лет или 100 тыс. км пробега, что по нынешним временам тоже характеристики «запаса хода».
Гибриды: какими они бывают и зачем нужны
Гибридные авто, как следует из их названия, представляют собой симбиоз машины с двигателем внутреннего сгорания и электромобиля. Мода на такие автомобили пришла в девяностые годы — производители боролись за экономию топлива и экологическую чистоту транспортных средств. Но на самом деле гибрид изобретен очень давно.
Немного истории
Первые гибридные машины появились на заре автомобилизации, в конце девятнадцатого — начале двадцатого веков. Тогда они распространения не получили. Позднее по такой схеме строились (и строятся) тяжелые карьерные самосвалы. Представьте себе, какого размера должна быть коробка передач на мощном многотонном монстре? А кардан? А редуктор моста? Поэтому на таких машинах применяется схема дизель — электрохода. ДВС крутит генератор, тот, в свою очередь, питает тяговые электрические двигатели, на каждое ведущее колесо — свой. Это не что иное, как последовательный гибрид. Что такое «последовательный» и какие бывают еще гибриды — сейчас расскажем.
Как работает гибридный автомобиль
Гибридные машины можно разделить по принципам взаимодействия электродвигателя и бензинового мотора. Кстати, на подавляющем большинстве гибридов используется именно бензиновый агрегат.
Последовательным называется гибрид, где ДВС механически не связан с ведущими колесами, а лишь вращает генератор. На легковых машинах такая схема применяется достаточно редко. Большие потери энергии и низкий КПД силовой установки делает ее неэффективной. Если же использовать маломощный ДВС для подзарядки тяговой батареи, которую изначально зарядили «от розетки», то можно увеличить пробег автомобиля на одной зарядке. И такие типы гибридов существуют.
Другая система взаимодействия моторов разных типов называется параллельной. Здесь с ведущими колесами связаны оба двигателя. Часто электромотор (он же — генератор) встроен в маховик бензинового мотора. При необходимости, при интенсивном разгоне, например, работают оба двигателя. А когда мощность ДВС используется не полностью, можно часть ее использовать для зарядки аккумулятора. В процессе торможения гибрида происходит подзарядка батарей за счет рекуперации.
На современных гибридных транспортных средствах используют и более сложные, смешанные схемы. У полноприводных гибридов колеса одной оси могут приводиться двигателем внутреннего сгорания, а другой — электромотором. Другой вариант: ДВС, электродвигатель и генератор связаны через планетарный редуктор. За их совместную работу отвечают электронные «мозги». Электроника решает, кому и когда крутить колеса, когда и сколько времени заряжать батарею. Водителя все это не касается. Он управляет обычным автомобилем: газ, тормоз, коробка — автомат.
Классификация гибридов
Мы добрались до самой главной классификации современных гибридных транспортных средств — по доле участия электромотора в движении автомобиля.
Микрогибрид
Настолько «микро», что и не гибрид вовсе. Но упомянем, для порядка. В таких машинах есть система рекуперации, которая при торможении заряжает аккумулятор. Причем обычный, не тяговый. Тягового просто нет, как и электродвигателя. Зато не тратится лишняя мощность мотора и топливо на зарядку батареи. Машина немножко «позеленела», но все же не стала гибридом.
Мягкий гибрид
Все как положено: ДВС, электродвигатель, тяговый аккумулятор. Только батарея скромная, а электромотор маломощный. Помочь бензиновому собрату, когда тому трудно, он может. А вот самостоятельно двигать авто электрическому двигателю не по силам. Это уже настоящий гибрид. Но первую скрипку по-прежнему играет двигатель внутреннего сгорания.
Полный гибрид
Схема та же, но электромотор мощнее, а тяговая батарея более емкая. Такие машины позволяют проехать несколько километров с небольшой скоростью на электрической тяге. Если нужно дальше или быстрее — подключается ДВС. Роль электричества еще выросла, но пока не стала главной.
Гибрид — плагин
Как работает гибридный автомобиль плагин (plug-in)? В чем его принципиальное отличие от других гибридов? В розетке! Аккумуляторы таких машин заряжаются от сети. Они имеют большую емкость и питают достаточно мощный электромотор. Такие гибриды позволяют совершать короткие поездки (несколько десятков километров) на электрической тяге. Дальше — опять бензин! Казалось бы, ДВС в любом типе гибрида остается главным двигателем, но. Существуют последовательные плагин — гибриды. По сути это электромобили, которые везут зарядную станцию на базе небольшого ДВС. Они могут проехать пару — тройку сотен километров на заряде от розетки, а бензиновый мотор, подпитывая аккумулятор, позволяет увеличить этот пробег вдвое. Здесь то точно доминирует электрический двигатель.
Особенности устройства гибрида
Рассмотрим некоторые особенности гибридных автомобилей. Микрогибриды не в счет. Они, как мы решили, и не гибриды вовсе. Не станем касаться конструктивных схем и компоновок — их множество и о некоторых мы уже сказали выше.
У всех гибридов два двигателя — бензиновый и электрический. Дизельные моторы на легковых гибридах почти не применяются. Дизель дороже бензинового мотора, требует более сложной системы нейтрализации выхлопных газов. Дизельный гибрид, и так не дешевый, еще вырастет в цене. Гибридные машины популярны в Соединенных Штатах, где дизель — удел тяжелых грузовиков. Принципиальных проблем в создании дизельного гибрида нет. Только рынку этого не надо. А если нет спроса, нет и предложения.
У гибридов два аккумулятора — тяговый и обычный, для питания бортовой сети. Все гибридные машины оснащены достаточно сложной электронной системой управления.
Подавляющее большинство таких автомобилей имеют автоматическую трансмиссию — планетарную или вариатор. С «автоматом» проще совмещать работу двух моторов. Существуют гибриды «на ручке», но это редкость.
Получается, что в любой гибрид инженеры должны «упаковать» два автомобиля — бензиновый и электрический. Два мотора со всеми сопутствующими системами, бензиновый бак и батарею. Причем чем гибрид более «электрический» тем он сложнее, тяжелее и дороже.
Преимущества и недостатки гибридных авто
В чем основные плюсы гибридных автомобилей? Прежде всего они экономичны и экологически более чисты. Для того и создавались. Чем меньше топлива сгорает в цилиндрах ДВС — тем меньше вредных выбросов попадает в атмосферу. Чем больше гибрид может проехать на электрической тяге — тем они экономичней и чище.
Из этих преимуществ и вырастают основные недостатки таких машин. Это вес и цена. Хотите экономить топливо — платите за емкую и дорогую батарею. Проблема высокой цены, характерная для электромобилей, естественно, коснулась гибридных машин.
Перспективы автомобилей — гибридов
Сегодня производятся все перечисленные выше типы гибридных машин, от мягких до плагинов. Это говорит о том, что ни производители, ни потребители еще не знают, какой вид гибрида нужен рынку. И нужен ли?
Конечно, развитие автомобилей такого типа будет продолжено. Двигатели внутреннего сгорания станут более экономичными и «зелеными» — гибриды их получат. Будет совершенствоваться электроника и алгоритмы управления гибридной силовой установкой. Обязательно появятся новинки в электрической части. Это позволит двухмоторным машинам становиться все более продвинутыми. Но это малые шаги.
Реальный прорыв даст только создание новых типов аккумуляторов. Электромобили сегодня в тренде. Лучшие умы, большие деньги и основные силы брошены на их совершенствование и продвижение. Если, в итоге, удастся создать аккумуляторную батарею, которая обеспечит гарантированный длительный пробег, быструю зарядку, стабильность работы при любой температуре, кому будет нужен более сложный и менее «зеленый» гибрид?
Случится это завтра или через много лет — неизвестно. А пока гибридные автомобили заняли рыночную нишу, уверенно там себя чувствуют, развиваются и совершенствуются.
Генератор электричества: 4 электромобиля с двунаправленной зарядкой
В последние дни из-за массированного ракетного обстреляла россией Украина столкнулась с массовым отключением «света». Логично, что для многих стал вопрос о покупке генератора электричества. Однако это не обязательно может быть классический аппарат на дизеле: некоторые электромобили могут не только принимать, но и давать электрику за счёт функции двунаправленной зарядки. Вот четыре таких модели. Hyundai Ioniq 5 Корейский кроссовер Ioniq 5 первым среди серийных электромобилей функцию двунаправленной зарядки, именуемой как V2L. Благодаря ей он может из своей батареи через уникальный выходной разъем в порту зарядки или от порта под сиденьями второго ряда запитывать переменным током бытовые электроприборы. А ещё – заряжать другие электромобили. Кстати, утраченный заряд можно восполнить довольно быстро: Ioniq 5 – один из самых быстро заряжаемых электромобилей. Зарядная архитектура на 800В позволяет ему принимать ток мощность до 350 кВт. Это как у Porsche Taycan, который стоит намного дороже, и при этом не оснащен двунаправленной зарядкой. Где купить? Hyundai Ioniq 5 считается уже распространённым электромобилем. Он доступен как у дистрибьюторов, так и у неофициальных дилеров. В частности, заказать такую машину (это будет европейская версия на гарантии) можно в автосалоне Next Car. Кстати, аналогичную функцию имеет соплатформенный Kia EV6 – он также доступен к покупке. Rivian R1T Выделяется в этом отношении и электрический пикап Rivian: в кузове есть четыре розетки по 110В, плюс несколько 12-вольтовых входов. Он тоже позволяет как питать электроприборы, так и заряжать другие электромобили. Например, соседский R1T. В реальных условиях двунаправленную зарядку уже испытали. Буквально в начале сентября пролетела новость, что благодаря Rivian R1T американский уролог смог успешно провести операцию ! В клинике внезапно пропало электричество, и тогда необходимое для манипуляции оборудование, врач подключил к своему электропикапу. Где купить Rivian R1T? Официально машина продаётся пока только в Северной Америке. К тому же, выпускают её небольшими партиями, так что имеет место дефицит и очереди. В принципе, автомобиль можно заказать у местных «неофициалов», правда, придётся немного переплатить. Ford F-150 Lightning Электропикап Ford F-150 Lightning также можно использовать в качестве резервного источника питания. Причём, как заявляет производитель, его энергии хватит на то, чтобы обеспечить питанием целый дом на протяжении до 3 суток! Правда, за такую опцию, которая получила название Ford Intelligent Backup Power, нужно доплатить 4000 долларов. В комплекте идёт розетка на 240В с внутренней стороны борта и специальный кабель. А ещё есть несколько электровходов под крышкой капота. Другие электромобили F-150 Lightning тоже может питать. Так, за 1 час подключения кроссовер Ford Mustang Mach-e зарядится на 36 км, еще один F-150 Lightning – на 21 км, а фургон Ford E-Transit – на 16 км. Где купить Ford F-150 Lightning? Автомобиль начали выпускать в мае этого года, и только сейчас пошли первые поставки. Разумеется, речь идёт пока только об американском рынке. Но если очень хочется, можете связаться с нами: сделаем все, чтобы оформить заказ и сделать доставку в ближайшие месяцы. Volkswagen ID.Buzz Электрический преемник легендарного Транспортёра также оснащен двунаправленной зарядкой: в салоне установлена стандартная сетевая розетка 220 В / 16 А. Так что при необходимости к вэну можно будет подключить дополнительное освещение или другой бытовой прибор. Разумеется, есть и розетка на 12В. Энергии хватит с головой: батарея у ID. Buzz – аж ёмкостью 111 кВт*ч. Где купить Volkswagen ID. Buzz? В Европе поставки нового электромобиля стартовали этой осенью. Официально фургон вряд ли будет поставляться в Украину, по крайней мере, на первых порах. Но наш салон готов взять заказ в работу.
В последние дни из-за массированного ракетного обстреляла россией Украина столкнулась с массовым отключением «света». Логично, что для многих стал вопрос о покупке генератора электричества. Однако это не обязательно может быть классический аппарат на дизеле: некоторые электромобили могут не только принимать, но и давать электрику за счёт функции двунаправленной зарядки. Вот четыре таких модели. Hyundai Ioniq 5 Корейский кроссовер Ioniq 5 первым среди серийных электромобилей функцию двунаправленной зарядки, именуемой как V2L. Благодаря ей он может из своей батареи через уникальный выходной разъем в порту зарядки или от порта под сиденьями второго ряда запитывать переменным током бытовые электроприборы. А ещё – заряжать другие электромобили. Кстати, утраченный заряд можно восполнить довольно быстро: Ioniq 5 – один из самых быстро заряжаемых электромобилей. Зарядная архитектура на 800В позволяет ему принимать ток мощность до 350 кВт. Это как у Porsche Taycan, который стоит намного дороже, и при этом не оснащен двунаправленной зарядкой. Где купить? Hyundai Ioniq 5 считается уже распространённым электромобилем. Он доступен как у дистрибьюторов, так и у неофициальных дилеров. В частности, заказать такую машину (это будет европейская версия на гарантии) можно в автосалоне Next Car. Кстати, аналогичную функцию имеет соплатформенный Kia EV6 – он также доступен к покупке. Rivian R1T
Выделяется в этом отношении и электрический пикап Rivian: в кузове есть четыре розетки по 110В, плюс несколько 12-вольтовых входов. Он тоже позволяет как питать электроприборы, так и заряжать другие электромобили. Например, соседский R1T. В реальных условиях двунаправленную зарядку уже испытали. Буквально в начале сентября пролетела новость, что благодаря Rivian R1T американский уролог смог успешно провести операцию! В клинике внезапно пропало электричество, и тогда необходимое для манипуляции оборудование, врач подключил к своему электропикапу. Где купить Rivian R1T? Официально машина продаётся пока только в Северной Америке. К тому же, выпускают её небольшими партиями, так что имеет место дефицит и очереди. В принципе, автомобиль можно заказать у местных «неофициалов», правда, придётся немного переплатить. Ford F-150 Lightning
Электропикап Ford F-150 Lightning также можно использовать в качестве резервного источника питания. Причём, как заявляет производитель, его энергии хватит на то, чтобы обеспечить питанием целый дом на протяжении до 3 суток! Правда, за такую опцию, которая получила название Ford Intelligent Backup Power, нужно доплатить 4000 долларов. В комплекте идёт розетка на 240В с внутренней стороны борта и специальный кабель. А ещё есть несколько электровходов под крышкой капота. Другие электромобили F-150 Lightning тоже может питать. Так, за 1 час подключения кроссовер Ford Mustang Mach-e зарядится на 36 км, еще один F-150 Lightning – на 21 км, а фургон Ford E-Transit – на 16 км. Где купить Ford F-150 Lightning? Автомобиль начали выпускать в мае этого года, и только сейчас пошли первые поставки. Разумеется, речь идёт пока только об американском рынке. Но если очень хочется, можете связаться с нами: сделаем все, чтобы оформить заказ и сделать доставку в ближайшие месяцы. Volkswagen ID.Buzz
Электрический преемник легендарного Транспортёра также оснащен двунаправленной зарядкой: в салоне установлена стандартная сетевая розетка 220 В / 16 А. Так что при необходимости к вэну можно будет подключить дополнительное освещение или другой бытовой прибор. Разумеется, есть и розетка на 12В. Энергии хватит с головой: батарея у ID. Buzz – аж ёмкостью 111 кВт*ч. Где купить Volkswagen ID. Buzz? В Европе поставки нового электромобиля стартовали этой осенью. Официально фургон вряд ли будет поставляться в Украину, по крайней мере, на первых порах. Но наш салон готов взять заказ в работу.
Baojun Yep рассматривает возможность внедрения модели EREV, с небольшим генератором ДВС
Чжоу Син, вице-президент SGMW, отвечающий за продажи и маркетинг Wuling и Baojun, объявил, что компания изучает возможность добавления небольшого генератора ICE (двигатель внутреннего сгорания) к полностью электрическому бюджетному городскому внедорожнику Baojun Yep. .
Генератор ICE мог бы увеличить запас хода на 80 км и решить проблему с запасом хода у некоторых клиентов, комментирует Син. Более того, возможна установка устройства на уже поставленные автомобили. Цена ДВС составит 2000 юаней (281 доллар США).
Это сделало бы Baojun EREV (электромобиль с увеличенным запасом хода), который фактически представляет собой чистый электромобиль с ДВС, не подключенным к колесам, работающим только в качестве генератора энергии для батареи. В Китае эту концепцию используют Li Auto или Deepal (Shenlan).
Однако Baojun не считает Baojun Yep EREV новой отделкой. Вместо этого они рассматривают дополнительный ICE как дополнение, которое вы можете включить в свою конфигурацию Yep, например, выбрать тип колес.
Вертикальная задняя дверь
«Команда провела мозговой штурм по установке компактного генератора в моторном отсеке. Они незамедлительно связались с поставщиком, чтобы сформулировать подробный план», — сообщил Чжоу Син в своем аккаунте на Weibo.
Зная цепочку поставок Baojun, китайские СМИ предполагают, что этот генератор ДВС может быть одноцилиндровым с мощностью 10 кВт и использоваться в чрезвычайных ситуациях.
Baojun Yep был запущен 25 мая в двух версиях: 79 800 юаней (11 300 долларов США) и 89 900 юаней (12 700 долларов США). Обе версии используют один задний двигатель мощностью 50 кВт с максимальным крутящим моментом 140 Нм. Аккумуляторная батарея имеет емкость 28,1 кВт·ч и плотность 130 Вт·ч/кг, что соответствует диапазону CLTC 303 км. Он также поддерживает быструю зарядку постоянным током, добавляя 30–80% мощности за 35 минут.
Габариты составляют 3381/1685/1721 мм при колесной базе 2110 мм. Задние сиденья можно сложить, в результате чего получится грузовой отсек объемом 715 литров. Задние двери открываются на вертикальной петле в сторону — Baojun называет это «задней дверью, похожей на холодильник». Дорожный просвет составляет 150 мм. Спереди находится 35-литровый багажник, который может работать как холодильник или обогреватель, чтобы вы могли поддерживать правильную температуру напитков во время кемпинга.
Установка заднего ЖК-экрана
Автомобиль предназначен для самых молодых людей, имеющих право водить машину, поэтому Yep имеет много нестандартных функций. Приложение для смартфона может управлять многими вещами, а дополнительный большой задний ЖК-экран под названием Car-watch может делиться вашим статусом, сообщениями или фотографиями с другими водителями позади вас. Наверняка способ сделать китайские дороги безопаснее; Что возможно могло пойти не так?
Он также оснащен ADAS от производителя дронов DJI под названием LingXi и автомобильным программным обеспечением KiOS, разработанным Baojun. Автомобиль также может иметь багажники на крыше для перевозки дополнительного груза массой 30 кг.
Baojun является брендом SAIC-GM-Wuling, совместного китайско-американского предприятия (SGMW).
Остается неясным, как автомобиль будет соответствовать правилам для электромобилей, если ДВС будет устанавливаться после доставки в качестве надстройки. Похоже, что SGMW проверяет доброжелательность регулирующего органа и то, насколько далеко он может продвинуться в своем творчестве. Но Baojun позиционирует устройство как не являющееся частью автомобиля, а только как надстройку, так что оно действительно может работать.
Вам также может понравиться
- Baojun Yep выпустила в Китае 35-литровый холодильник для фруктов
- SGMW представляет Baojun Yep с багажниками на крышу в стиле ретро.
- Baojun Yep производства GM-SAIC-Wuling будет иметь версию пикапа
- Электрический внедорожник Baojun Yep будет выпущен в июне с пятью цветами кузова
- GM-SAIC-Wuling представила интерьер Baojun Yep в Китае