Какое октановое число у пропана
Перейти к содержимому

Какое октановое число у пропана

  • автор:

Октановое число

— условная количественная характеристика стойкости к детонации моторных топлив, применяемых в карбюраторных двигателях внутреннего сгорания. Моторное топливо сравнивается со смесью изооктана, октановое число которого условно принято за 100, и n-гептана, октановое число которого равно 0. Процентное (по объему) содержание изооктана в смеси, эквивалентной по детонационной стойкости испытываемому топливу при стандартных условиях испытания, называется октановым числом топлива.

Октановые числа углеводородов для расчета октанового числа природного газа по моторному топливу:

  • метан — 110;
  • этан — 108;
  • пропан — 105;
  • n-бутан и изобутан — 94;
  • n-пентан и изопентан — 70.

Еще парочка терминов:

  • Обсадная колонна,
  • Дальний транспорт газа,
  • Сепарация газа

Октановое число

Октановое число — важнейший показатель качества, характеризующий детонационную стойкость бензина, зависящий от строения углеводородов, фракционного состава, химической и физической стабильности, содержания серы и др. Октановое число определяется на одноцилиндровых установках ИТ9-2М и УИТ-65 по моторному (ГОСТ 511-82) или на установках ИТ9-6 и УИТ-65 по исследовательскому (ГОСТ 8226-82) методам. Сущность определения сводится к сравнительному сжиганию испытуемого бензина, октановое число которого нужно найти, с искусственно приготовленным эталонным топливом, октановое число которого известно. Эталонное топливо составляют из двух индивидуальных углеводородов: изооктана — высокая и n-гептана — низкая детонационная стойкость. Физические свойства этих углеводородов близки, но структурное строение молекул разное (см. рис.), чем и объясняется различная детонационная стойкость. По внешнему виду — это прозрачные, бесцветные жидкости, не содержащие непредельных углеводородов и осадка, имеющие низкие температуры кипения (около 99°С, плотность 692 и 683 кг/м 3 ).

Октановое число (по моторному методу): для изооктана C8H18 составляет 100 единиц, n-гептана С7Н16 — 0 единиц. Установки ИТ9-2М, ИТ9-6 и УИТ-65 имеют однотипные двигатели, агрегаты и измерительную аппаратуру, но условия испытания разные.

Условия испытания бензина при определении октанового числа исследовательским методом более мягкие, а получаемое значение выше, чем по моторному методу. Эту разницу называют чувствительностью бензина. Она зависит от его химического состава. Чем меньше разница для бензина одной марки, тем лучше его эксплуатационные свойства. Испытание ведут следующим образом: одноцилиндровый двигатель установки заправляют испытуемым бензином. В процессе работы степень сжатия постепенно повышают до появления детонации. Ее интенсивность регистрируют детонометром. Фиксируются степень сжатия, при которой возникает детонация. После этого двигатель заправляют эталонным топливом и подбирают такую смесь изооктана и n-гептана, при которой интенсивность детонации будет такой же, как и на исследуемом бензине. Октановым числом называют процентное содержание (по объему) изооктана в эталонной смеси, состоящей из изооктана и n-гептана, по своей детонационной стойкости равноценной испытуемому бензину. Предположим, испытуемый бензин по своей детонационной стойкости, определенной на двигателе ИТ9-2М, оказался таким же, как эталонная смесь, состоящая из 78 % изооктана и 22 % гептана. Тогда октановое число данного бензина равно 78. Октановые числа по моторному и исследовательскому методу маркируются по-разному — ОЧМ и ОЧИ (MON и RON). Для оценки разных сортов товарного бензина обычно выбирается какой-то один индекс. Так, по ГОСТу, в марке бензина указывается октановое число, определенное по исследовательскому методу.

Моторный и исследовательский методы предусматривают определение детонационной стойкости бензина на постоянных режимах работы одноцилиндрового двигателя. Однако для обеспечения высоких динамических показателей и надежной работы современных многоцилиндровых двигателей важное значение имеет бездетонационная работа и на переменных режимах. При повышении частоты вращения коленчатого вала двигателя испаряющиеся фракции топлива поступают в камеру сгорания раньше тяжелых углеводородов, которые в это время движутся в виде пленки по стенке впускного коллектора. Многоцилиндровому двигателю свойственна неравномерность распределения топлива по цилиндрам, как по качеству смеси, так и по фракционному составу. Детонационную стойкость бензина на различных режимах работы можно оценить дорожным октановым числом, определяемым методом дорожных детонационных испытаний автомобиля М-2140 в условиях, имитирующих езду в городских условиях по ГОСТ 10373-75. Величина дорожного октанового числа хорошо согласуется со значением антидетонационной стойкости легких фракций и наиболее точно характеризует свойства современных высокооктановых бензинов. По этой причине основным фактором, определяющим детонационную стойкость бензина, является коэффициент распределения детонационной стойкости по фракциям (отношение ОЧ низкокипящей фракции до 100°С, к ОЧ высококипящей фракции выше 100°С) и октановое число легких фракций, перегоняющихся до 100°С. Распределение ОЧ по фракциям зависит от компонентного состава бензина.

Пропан-бутановое и метановое ГБО

Экономия, снижение износа деталей моторной группы, исключение детонации, увеличение пробега без дозаправки – вот преимущества, на которые вы можете рассчитывать, установив на свой автомобиль комплект газобаллонного оборудования. Остается лишь понять, какое ГБО лучше выбрать: пропан-бутановое или метановое? Принять правильное решение помогут эксперты по установке ГБО на авто из компании Газпарт.

Пропан-бутановое и метановое ГБО

Общие сведения о пропан-бутане и метане

Пропан является продуктом нефтепереработки. Он не имеет цвета и запаха, и смешивается с бутаном для повышения октанового числа (102–105). Смесь хранится в компактных и нетяжелых емкостях в сжиженном виде под давлением не более 15 атм.

Метан представляет собой природный газ (октановое число: 110–120). Он также не имеет запаха и цвета. Сравнительно с пропан-бутаном, данное топливо имеет такие отличия:

  • Хранится в емкости под давлением в 270 атмосфер в газообразном виде.
  • Емкости для метана гораздо тяжелее и больше по размерам, чем в предыдущем случае.
  • Заправка этим газом – небыстрый процесс. На то, чтобы заполнить баллон до нужного объема, уходит порядка 40 минут.

Как было отмечено, названные виды топлива не имеют запаха. Для определения факта утечки в них добавляют специальные вещества (одоранты).

Расход топлива на 100 км

Расход на 100 км пробега по трассе:

  1. Пропан-бутан – 10–11 л.
  2. Метан – 9–10 м куб.

Сравнительно с бензином, расход первой в списке смеси выше примерно на 8–10% (при использовании ГБО 4 поколения не более 5%). Что касается метанового топлива, здесь затраты примерно такие же, как и у бензина. С учетом того, что газ стоит значительно дешевле, экономия достигается в обоих случаях.

Безопасность

Каждый автовладелец, решивший оснастить свой автомобиль газотопливным комплектом, непременно задается вопросом: насколько это безопасно? Попробуем разъяснить этот нюанс:

  • Температура воспламенения обоих газов выше, чем бензина, поэтому риск возгорания при контакте с горячим мотором отсутствует.
  • Метановые баллоны отличаются высокой прочностью, их практически невозможно повредить.
  • Пропан-бутановые баллоны более уязвимы, поэтому за их состоянием нужно следить.
  • Для окружающей среды газ гораздо менее вреден, чем бензин.

Чтобы все было в порядке, достаточно следовать 3-м простым правилам:

  1. Перед началом движения убедиться в отсутствии запаха газа.
  2. Проверить, насколько прочно баллон соединен с трубопроводом.
  3. Не забывать проводить плановый техосмотр.

Так какое ГБО лучше выбрать?

Существует такая статистика:

  1. Около 70% транспортных средств, на которых установлен комплект газобаллонного оборудования, ездят на пропан-бутане.
  2. На остальные 30% приходится метановое ГБО.

Если у вас легковая машина, то логичнее остановиться на первом варианте. Если же речь идет о коммерческом автомобиле с большим объемом двигателя, то целесообразнее выбрать метан. В целом же установка газотопливной системы актуальна для всех водителей, которые регулярно пользуются автомобилем.

Октановое число бензина и газа: что это такое, его характеристики и значения

Октановое число бензина и газа: что это такое, его характеристики и значения

Октановое число (ОЧ) – это показатель, который характеризует стойкость топлива для двигателей внутреннего сгорания к детонации. ОЧ равняется содержанию в процентном соотношении по объему изооктана в смеси его с н-гептаном, при которой их смесь эквивалентна по коэффициенту детонационной стойкости в стандартных условиях для испытания.

Виды октанового числа:

Октановое число исследовательское (ОЧИ) – определяется при помощи одноцилиндровой установки, имеющей переменную степень сжатия. Называются установки УИТ-65 или УИТ-85. Стандартная частота вращения коленчатого вала установки 600 оборотов в минуту. Это число показывает каким образом ведет себя бензин при малых и средних нагрузках.

Октановое число моторное (ОЧМ) — имеет такой же принцип определения, но в этом случае увеличивается частота вращения коленчатого вала до 900 оборотов в минуту. Также смесь предварительно нагревают. Это число, в основном, меньше чем исследовательское октановое число. Моторное октановое число показывает как будет себя вести бензин в условиях высоких нагрузок.

Таблица значений октанового числа для различных видов топлива:

  • Метан; ОЧМ – 110,0; ОЧИ – 107,5.
  • Пропан; ОЧМ – 100,0; ОЧИ – 105,7.
  • Бутан; ОЧМ – 91,0; ОЧИ – 93,6.
  • Бензин прямой перегонки; ОЧМ – 41-56; ОЧИ – 43-58.
  • Бензин термического крекинга; ОЧМ – 65-70; ОЧИ – 70-75.
  • Бензин каталитического крекинга; ОЧМ – 75-81; ОЧИ – 80-85.
  • Бензин каталитического риформинга; ОЧМ – 77-86; ОЧИ – 83-97.
  • Бензин марки АИ-80; Октановое число моторное – 76; Октановое число исследовательское – 80.
  • Бензин марки АИ-92; Октановое число моторное – 83; Октановое число исследовательское – 92.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *