С 1 марта следующего года электросамокаты будут официально называться «средства индивидуальной мобильности»
Электросамокаты, сигвеи, моноколеса и прочие гироскутеры получат официальный статус. С 1 марта следующего года они будут официально называться «средства индивидуальной мобильности». Именно с этой даты вступят в силу поправки в Правила дорожного движения, которые утвердило правительство.
Двигаться по проезжей части на электросамокатах можно будет при соблюдении большого количества условий. / Александр Корольков
Наконец-то в Правилах дорожного движения удалось прописать, каким образом можно пользоваться ставшими столь популярными электросамокатами, моноколесами и другими колесными средствами, движение которых до сих пор никак не регулировалось, но часто становилось причиной массы проблем на дорогах.
Их классифицировали как «Средства индивидуальной мобильности» (СИМ). Под это понятие попадает «транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя».
Согласно новым правилам дети до 14 лет могут передвигаться на них по тротуарам, пешеходным и велодорожкам. Старше 14 лет — только по велодорожкам. Но при условии, что этот транспорт весом не превышает 35 кг, со скоростью не более 25 км/ч.
Если велодорожек нет, то можно и по тротуарам. Но при этом на тротуарах, а также в пешеходных зонах приоритет имеют именно пешеходы. То есть скорость передвижения на СИМ должна им соответствовать.
Если нет ни велодорожек, ни тротуаров, то можно двигаться по обочинам при тех же условиях.
Также разрешено движение по краю проезжей части. Но только для тех устройств, на которых есть нормальные тормоза, задний красный фонарь и передняя фара. Здесь вес устройства не ограничен. Важно, что ехать они могут только по краю той дороги, где скорость движения ограничена 60 км/ч и разрешено движение велосипедов. Очевидно, что моноколеса, а также сигвеи и гироскутеры, на которых нет тормозов, не могут выезжать на проезжую часть. Они тормозят за счет переноса центра тяжести.
Также поправками в Правила вводятся новые знаки, которые запрещают движение на СИМ.
У пешеходов поубавили приоритетов. При пересечении велодорожки они обязаны будут уступить дорогу тем, кто по ней движется на велосипедах или СИМ.
Остается вопрос, как это все будет контролироваться, ведь регистрационных знаков эти устройства не имеют.
Какие еще новации ждут водителей?
Круговое движение
Изменятся правила проезда круговых перекрестков. Согласно новой редакции Правил, которые утвердило правительство, при выезде на круг, если водитель двигается не по главной дороге, он должен уступить дорогу тем, кто двигается по кругу. В нынешней редакции те, кто едет по перекрестку с круговым движением, имеют преимущество перед теми, кто на круг выезжает. То есть эта формулировка не подразумевает, что круговой перекресток может быть не только на равнозначных дорогах, но и на тех, на которых какие-то направления движения имеют приоритет.
С точки зрения логики поправка правильная. Однако это очередная проблема для водителей, которым придется заново осваивать новые позиции главного для них документа. Напомним, что ранее, до того как круг стал главным, на нем действовало правило помехи справа. То есть те, кто выезжал на круг, имели преимущество перед теми, кто двигался по кругу. Это создавало заторы. Перекресток должен быстро освобождаться. В 2017 году движение по кругу сделали главным. Народ начал путаться, и эти перекрестки стали буквально аварийными. Сейчас приоритет изменится, если есть знаки, обозначающие, чья дорога главная. Будем надеяться, что обойдется без жертв.
Общественный транспорт
Водителям придется привыкнуть останавливаться за общественным транспортом, на котором зажглось табло «Внимание пассажир». Это касается общественного транспорта, который высаживает пассажиров прямо на проезжую часть или на остановочные пункты, на ней организованные. Как правило, это трамваи. Только до сих пор водитель должен был просто пропустить пассажиров, выходящих или входящих в транспорт. А теперь он должен остановиться, когда такое табло на транспорте зажглось, и тронуться только тогда, когда оно погаснет.
Согласно новой редакции Правил при выезде на круг, если водитель двигается не по главной дороге, он должен уступить дорогу тем, кто двигается по кругу
Кстати, вводятся новые требования к скорости автобусов. Если они оборудованы ремнями безопасности (как правило, это междугородние автобусы), то за пределами населенных пунктов они могут двигаться со скоростью 90 км/ч. А если они ремнями не оборудованы (это, как правило, маршрутные автобусы), то их скорость вне населенных пунктов ограниченна 70 км/ч.
Новые знаки
Поправками в Правила вводятся новые знаки. Про запрет или разрешение движения СИМ мы уже говорили. Кроме этого появляется знак «Движение автобусов запрещено». Действительно, есть знаки, запрещающие движение грузовиков. Почему бы не быть знакам, которые запрещают движение автобусов?
Еще один новый знак — зарядка для электромобилей.
Кроме того, уточняется перечень транспорта, которым будет разрешено въезжать в зону с ограничением движения по экологическому классу автомобилей.
В действующей редакции исключений и вовсе не предусмотрено. Правда, и знаки эти пока не используются.
Минтранс предложил сделать исключения и разрешить въезжать в зоны с такими ограничениями автомобилям «Почты России», электромобилям, машинам со знаком «инвалид», а также транспорту тех, кто проживает в этой зоне.
Поправили и поехали
Постановление правительства не только меняет Правила. Оно разрешает менять документ по мере необходимости.
Напомним, начиная с 11 января прошлого года Правила дорожного движения попали в так называемый белый список нормативных актов, которые нельзя редактировать. Их можно только полностью переиздать. Новое постановление правительства убирает эту несуразицу. С 1 марта постановление правительства, которое утверждает Правила дорожного движения, основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации, а также перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспорта, будет исключено из «белого списка» нормативных актов. По меньшей мере до 2029 года в каждый из документов можно будет вносить поправки, изменения в любой момент, не переиздавая всего постановления.
Напомним, что Правила в этот «белый список» включили по той причине, что слишком много изменений в них вносилось.
Комментарии
За
Борис Лоран, первый заместитель председателя Общественного совета при Минтрансе России, сопредседатель Комиссии по вопросам транспортной безопасности и безопасности на транспорте:
— Полностью поддерживаю внесенные дополнения в ПДД. Количество дорожно-транспортных происшествий с участием средств индивидуальной мобильности и полученные травмы участников таких ДТП увеличивается в геометрической прогрессии. Наличие четких правил и ответственности за их несоблюдение дисциплинирует участников дорожного движения в этом сегменте и значительно повысит безопасность пешеходов.
Против
Михаил Блинкин, директор института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ:
— Это выгодно компаниям проката электросамокатов и службам доставки, они лоббируют свои интересы. Я придерживаюсь другого мнения и считаю, что электросамокаты и другие СИМ можно использовать только на специально оборудованных территориях, например, в парках. Но в пешеходных зонах и на проезжей части их использовать нельзя. Это опасно и для электросамоката, и для автомобиля. К сожалению, мнение о том, что СИМ должны двигаться вместе с пешеходами по тротуару, победило. И теперь только печальные экспериментальные факты смогут переубедить людей, что это опасно.
Новые правила для электросамокатов 2024
С 1 марта 2023 года в России вступят в силу новые правила для электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности. Теперь СИМ не приравниваются к пешеходам, а получают статус транспорта.
Поделиться
В закладки
24 ноября 2022 г.
- Дорожные ситуации
До недавних пор в ПДД не было различия между электросамокатами и пешеходами, и это создавало последним немалые проблемы. С 1 марта 2023 года в России вступят в силу принятые нововведения в правила дорожного движения. Изменения коснутся не только электросамокатов, но и гироскутеров, сигвеев, моноколес. Все эти скоростные средства передвижения в поправках к ПДД теперь объединены под аббревиатурой СИМ (средства индивидуальной мобильности). Главный посыл новых правил 2022 года – статус водителя СИМ больше не приравнивается к статусу пешехода.
СИМ (средства индивидуальной мобильности). К ним относятся: электросамокаты, гироскутеры, сигвеи, моноколеса.
Где станет разрешено ездить на электросамокате
- На выделенных для велосипедов полосах. Правда, приоритет передвижения в таких местах останется у велосипедистов.
- На тротуарах и пешеходных зонах – если СИМ не тяжелее 35 кг. При этом человек, управляющий электросамокатом, обязан уступать пешеходам дорогу и пропускать их.
- По правой стороне или обочине проезжей части. То есть там, где дозволено держать скорость передвижения не более 60 км/ч и передвигаться на велосипеде. Электросамокатчик, согласно нововведениям, теперь будет подчиняться сигналам светофора и регулировщикам движения, а также ориентироваться на новые дорожные знаки для СИМ.
А где езда запрещена
Согласно поправкам 2022 в ПДД РФ, нельзя ездить по автомагистралям, где не предусмотрено движение на велосипеде; по пешеходным зонам, по тротуарам – если СИМ весит свыше 35 кг.
Максимальная скорость езды
Справа от направления движения по проезжей части – не более 60 км в час, если на предупреждающих знаках не обозначено иное. По пешеходной зоне разрешена езда со скоростью не выше 25 км в час.
Ограничения по возрасту
Дети от 7 до 14 лет смогут пользоваться электросамокатами и прочими СИМ только в сопровождении взрослых. Лицам в этом возрасте можно ездить только по велодорожкам или тротуарам (если транспорт легче 35 кг). Самостоятельное передвижение на всех доступных для СИМ зонах разрешается с 14 лет.
Основные правила безопасности езды на электрическом самокате
- Езда на электросамокате и других СИМ разрешена только в защитном шлеме.
- Все транспортные средства с двигателем, включая электросамокат, должны иметь фары, звонок или гудок для оповещения прохожих. Обязательно должен быть установлен тормоз.
- Запрещается пересекать проезжую часть по пешеходному переходу, не слезая с электросамоката. СИМ нужно перенести или везти руками.
- Находясь в движении на электросамокате, необходимо держать руль хотя бы одной рукой.
- Передвигаться на СИМе можно только одному человеку. Брать с собой пассажиров теперь запрещается.
- Также нельзя перевозить различные габаритные грузы, выступающие за пределы мобильного транспорта на 50 см и более.
- Запрещено кататься с детьми-дошкольниками без установки специального детского сиденья или подножки.
Что такое электросамокат по ПДД 2024 года
Согласно изменениям в правилах дорожного движения, электросамокат и прочие СИМ получат статус транспорта. И хотя владельцам СИМ не придется получать права и иметь при себе какие-либо документы, на них будут распространяться правила вождения, действующие на остальные виды ТС. К примеру, СИМ теперь официально станет запрещено водить в пьяном виде.
Регистрировать в ГИБДД средства индивидуальной мобильности не требуется.
Поделитесь с друзьями
Загрузка, пожалуйста подождите.
Обсуждаемое
Полезная и интересная статья! Спасибо, Павел! А то вроде работаем в аспро.agile, но до сих пор не знала отличия agile подхода. А это всего то сбор правил. А мы думали, что раз работаем по спринтам и оцениваем задачки в системе то все — работаем по гибкой методологии 🙂
27 декабря 2023 г.
Цифровой рубль. Да идея от регулятора такова, чтобы не пустить извне любую крипту в страну. Ибо появится финансовая свобода если у денег ищезнут границы их применения. Вы можете со мной поспорить, но к 25 году будут разработаны кошельки и платформа, где бужет видно, куда и какой токен ушел, поскольку и сам автор подтверждает, что каждый рубль будет иметь свой код. Эмиссия этого рубля в стандартах существующего блокчейна не возможна. Поскольку развернув контракт однажды на бирже, ты только можешь влиять на стоимость долей сущьности этого контракта повышая или понижая курс, но не самостоятельно, а при помощи созданной ценности. И никто не знает, какая ценность будет у цифрового рубля. Следует ли завести всем гражданам электронные кошельки и прочие вопросы. А знаете, почему в тестировании стремятся принять участие топ 20 банков, а других не пускают? потому что при развертывании контракта в классическом понимании блокчейна банки, в их сегодняшнем виде, платежами за эквайринг, выдачу наличных, инкасацию и прочее дерьмо, будут не нужны. Выдача кредитов невозможна в цифровом эквиваленте, поскольку в сущность контракта нельзя вплести растовщический процент. Началась паника. Единственная возможность для банковской системы остаться наплаву и отсрочить введение цифрового рубля по необходимости или в угоду времени это навыдавать кредитов на максимально долгий срок с выплатой тела долга поокончании контракта между банком и клиентом. И ЦБ это понимает. Все дело в закрытом режиме сейчас еще и потому, что никто не желает упускать рычаги влияния на население с помощью уплаты налогов. Налог платится однажды, ну или должен платится однажды на прибавленую стоимость, на созданный продукт в виде подоходного налога. Но у нас как? налоговая, выполняя поручение государства по сбору налогов, берет с каждой транзакции налог. И от начала создания продукта до конечного потребителя чем больше плечей взаимодействия, считай контрагентов, тем выше колличество собранных налогов, поскольку в эту цепочку вплепается не только сам продукт, но и услуги по его созданию и транспортировки до заказчика хранения и утилизации. С цифровой валютой на блокчейне этого ничего не будет. Поэтому создается цифровой рубль, чтобы там присутствовал монитарный регулятор, центробанк, который нафиг не нужен в этой цепочке. ВООБЩЕМ: негодованию нет предела. Вывод один: создаются криптобанки, которые обеспечивают взаимодействие цифровых денег и денег в нынешнем формате через конвертацию за определенный процент. Поскольку цифровая валюта это договоренность всего общества о взаимодействии его членов между собой, то туда свой нос ни государство, ни его налоговые органы уже не заглянут и не проконтролируют. Для государства остается одно: добывать полезные ископаемые, продавать их и продавать бесчисленное множество своих услуг, а так-же покупать бесчисленное множество компетенций граждан, у которых, у каждого есть свой собственный токен-коин (различия потом расскажу) который, этот коин или егочасть согласится кто-нибудь купить (потребить услугу) за определенные, стандартные валюты, тот же цифровой рубль, биткоин, эфир и подобное. Вопрос в связи с вышеизложенным: Вы видите здесь место дляя налоговых структур, для судебных приставов, для структур, замораживающих ваши расчетные счета и не дающие Вам работать на свое благо. Нет этого места и нет их. Это будет революция это точно.
28 ноября 2023 г.
Не знаю что за номер такой «Минздрава», но там мне сказали, что я не туда позвонил.
27 ноября 2023 г.
Активы «СберСтрахования жизни» на конец периода, то есть на 30 сентября 2023 года, составили 684,6 млрд рублей, а резервы по договорам страхования жизни — 477,1 млрд рублей. Эти цифры отражают финансовую стабильность и обеспеченность компании на рынке страхования.
Изменения в ПДД для электросамокатов от 6 октября 2022: что изменилось и когда вступает в силу
Недавно мы рассказывали о том, какие требования есть в действующих ПДД для тех, кто ездит на электросамокатах, и отмечали несовершенство законодательства. Ведь водители большинства мощных электросамокатов по ПДД формально вообще относились к пешеходам, притом что по всем показателям должны были относиться к мопедам. Теперь этот пробел устранен: 6 октября были утверждены поправки в ПДД, которые касаются главным образом водителей электросамокатов, гироскутеров, моноколес и другой подобной техники. Давайте разбираться, что изменилось и когда поправки вступят в силу.
Какие поправки вносятся в ПДД и когда они вступают в силу?
Правительство подготовило большой объем поправок в ПДД. Их можно разделить на три ключевых категории. Первая – регулирование движения электросамокатов, моноколес, гироскутеров и другого подобного транспорта: их объединяют понятием «Средство индивидуальной мобильности» (СИМ) и включают в ПДД. Вторая категория поправок – введение в ПДД новых знаков и разметки и изменение правил применения некоторых существующих. Третья категория – внесение поправок в некоторые правила: например, остановки и стоянки, остановки перед ж/д переездами, проезда круговых перекрестков и так далее. Кроме того, в документе есть и другие поправки – как формальные, так и не касающиеся владельцев легковых машин (например, правила движения автобусов и перевозки опасных грузов).
Постановление и внесении изменений было подписано 6 октября 2022 года, но дата вступления в силу новых поправок в ПДД – 1 марта 2023 года. При этом постановление указывает, что в таком виде ПДД будут действовать до 1 марта 2029 года, после чего их нужно будет продлить или переиздать.
Что меняется для владельцев электросамокатов и другой подобной техники?
Начнем с главного пласта изменений: тех, что относятся к электросамокатам, гироскутерам и прочей подобной технике. Мы уже отмечали, что в действующем законодательстве имелся пробел: по ПДД пользователи электрических транспортных средств с мотором мощностью менее 250 Вт относились к пешеходам, более мощных – к мопедам, но при этом мощность все равно никто не контролировал. Теперь этот пробел устранен. Пункт 1.2 ПДД дополнен понятием «Средство индивидуальной мобильности».
«Средство индивидуальной мобильности» – транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).
Как видно, СИМ не имеют привязки к мощности мотора – это исключает необходимость проверять их документы и дифференцировать их движение. При этом, согласно пункту 1.2 ПДД, СИМ не относятся к механическим транспортным средствам – то есть, в этом отношении они приравнены к велосипедам. К тому же пользователей СИМ четко отделили от пешеходов: теперь пешеходами считаются в том числе «лица, ведущие средство индивидуальной мобильности».
Где можно передвигаться пользователям СИМ старше 14 лет?
Пользователям СИМ в возрасте старше 14 лет можно передвигаться по:
- велосипедным дорожкам;
- велопешеходным дорожкам;
- проезжей части велосипедной зоны;
- полосе для велосипедистов;
- пешеходной зоне – в случае, если масса средства индивидуальной мобильности не превышает 35 кг;
- по тротуару, пешеходной дорожке – в случае, если масса средства индивидуальной мобильности не превышает 35 кг, и при соблюдении одного из следующих условий:
отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности, сопровождает ребенка в возрасте до 14 лет, использующего для передвижения средство индивидуальной мобильности, или велосипедиста в возрасте до 14 лет;
- по обочине – в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка либо отсутствует возможность двигаться по ним;
- по правому краю проезжей части дороги при соблюдении одновременно следующих условий:
отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка, обочина либо отсутствует возможность двигаться по ним;
на дороге разрешено движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а также движение велосипедов;
средство индивидуальной мобильности оборудовано тормозной системой, звуковым сигналом, световозвращателями белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета с боковых сторон, красного цвета сзади, фарой (фонарем) белого цвета спереди.
При этом пункт 24.5 уточняет, что «движение велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, должно осуществляться только в один ряд». Кроме того, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, запрещаются обгон или объезд с левой стороны транспортного средства.
Где можно передвигаться пользователям СИМ в возрасте от 7 до 14 лет?
Пользователи СИМ в возрасте от 7 до 14 лет могут передвигаться:
- по тротуарам;
- по пешеходным дорожкам;
- по велосипедным дорожкам;
- по велопешеходным дорожкам;
- в пределах пешеходных зон.
Где можно передвигаться пользователям СИМ младше 7 лет?
Дети в возрасте младше 7 лет, использующие СИМ, могут двигаться:
- по тротуарам;
- по пешеходным дорожкам;
- по велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов);
- в пределах пешеходных зон.
При этом ПДД устанавливают, что движение детей в возрасте младше 7 лет, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, должно осуществляться только в сопровождении взрослых.
Как пользователи СИМ должны передвигаться в жилых зонах?
Пункт 17.1 указывает, что в жилой зоне пешеходы имеют преимущество, при этом они не должны создавать на проезжей части необоснованные помехи для движения транспортных средств и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности.
Как можно передвигаться тем, кто ведет СИМ по обочине?
Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, средство индивидуальной мобильности, при движении по краю проезжей части должны следовать по ходу движения транспортных средств.
Какие требования светофоров и регулировщиков относятся к пользователям СИМ?
Пункт 6.5 ПДД получил новую редакцию.
6.5 Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода, то его действие распространяется только на пешеходов. Если сигнал светофора выполнен в виде велосипеда, то его действие распространяется на велосипедистов и водителей мопедов, движущихся по велосипедной полосе. Лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности в соответствии с пунктом 24.21 настоящих Правил, должны руководствоваться сигналами светофора в виде силуэта пешехода либо велосипеда при их движении соответственно по тротуару, пешеходной дорожке либо по велосипедной, велопешеходной дорожкам, полосе для велосипедистов. При этом зеленый сигнал разрешает, а красный сигнал запрещает движение пешеходов, велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности.
Для регулирования движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, может использоваться также светофор с круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненный прямоугольной табличкой белого цвета размером 200 x 200 мм с изображением велосипеда черного цвета.
Пункт 6.10, касающийся сигналов регулировщика, тоже получил новый абзац.
Лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, должны руководствоваться сигналами регулировщика для пешеходов.
Такие же поправки получил пункт 6.14. Теперь при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх пешеходы и лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должны освободить ее, а если это невозможно – остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.
Кому пользователи СИМ уступают дорогу, и наоборот?
Пункт 8.3 изложили в новой редакции. Теперь при выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги – пешеходам, велосипедистам и лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, путь движения которых он пересекает.
Пункт 13.1 получил уточнение: при повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.
То же самое касается пункта 14.3: на регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам и лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, закончить пересечение проезжей части (трамвайных путей) соответствующего направления.
Пункт 17.3 тоже дополнили: при выезде из жилой зоны водители и лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, должны уступить дорогу другим участникам дорожного движения.
Новый пункт 24.6(1) указывает, что при пересечении проезжей части вне перекрестка велосипедистом или лицом, использующим для передвижения средство индивидуальной мобильности, указанные лица обязаны уступить дорогу другим участникам дорожного движения, движущимся по ней.
Можно ли пользователям СИМ выезжать на автомагистрали?
Некоторые электросамокаты и моноколеса способны разгоняться до 60-80 км/ч, и некоторые их обладатели могут решить, что это делает их пригодными к выезду на автомагистрали. Однако пункт 16.1 четко указывает, что на автомагистралях запрещается движение пешеходов, лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, <. >.
Какие световые приборы и отражающие элементы обязаны иметь и применять владельцы СИМ?
В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на велосипедах и средствах индивидуальной мобильности должны быть включены фары или фонари.
В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах (кроме велосипедов) с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни. То есть, требование по включению днем ДХО или ближнего света распространяется и на СИМ.
Пункт 24.10 не только пополнился СИМ, но отныне обязывает иметь светоотражающие элементы в условиях недостаточной видимости. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и водителям мопедов рекомендуется, а вне населенных пунктов указанные лица обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств. В нынешней редакции светоотражающие элементы относятся к «рекомендованным» атрибутам.
С какой скоростью могут передвигаться пользователи СИМ?
Новый пункт ПДД 24.6 указывает, что движение лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, разрешается со скоростью не более 25 км/ч.
Однако в том же пункте указано, что если движение велосипедиста или лица, использующего для передвижения средство индивидуальной мобильности, в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон (включая велосипедные дорожки, находящиеся в пешеходных зонах) подвергает опасности или создает помехи для движения пешеходов, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов, а лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности, спешиться или снизить скорость до скорости, не превышающей скорость движения пешеходов.
Кроме того, во всех случаях совмещенного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, пешеходы имеют приоритет.
Что запрещено пользователям СИМ?
Пользователям СИМ по новым правилам запрещено:
- управлять средством индивидуальной мобильности (при наличии руля), не держась за руль хотя бы одной рукой;
- перевозить пассажиров, если это не предусмотрено оборудованием или конструкцией средства индивидуальной мобильности;
- буксировать средства индивидуальной мобильности, а также буксировать средствами индивидуальной мобильности, кроме буксировки средством индивидуальной мобильности прицепа, предназначенного для эксплуатации со средством индивидуальной мобильности.
Какие дорожные знаки и разметка теперь распространяются на СИМ?
Знак 3.10 «Движение пешеходов запрещено». Запрещается движение пешеходов, а также лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности.
Новый знак 3.35 «Движение на средствах индивидуальной мобильности запрещено».
Знак 4.5.1 «Пешеходная дорожка». Разрешается движение пешеходам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и велосипедистам в случаях, указанных в пунктах 24.2 – 24.4 настоящих Правил.
Знак 5.11.2 «Дорога с полосой для велосипедистов». Дорога, по которой движение велосипедистов, лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, и водителей мопедов осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств.
Знак 5.33 «Пешеходная зона». Место, с которого начинается территория (участок дороги), на которой разрешено движение пешеходов и в случаях, установленных пунктами 24.2 – 24.4 и 24.6 настоящих Правил, лиц, использующих для движения средства индивидуальной мобильности, и велосипедистов.
Табличка 8.4.7.1 распространяет действие знака на велосипедистов, табличка 8.4.7.2 – на лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности.
Табличка 8.4.16 не распространяет действие знака на лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности.
Кроме того, была «расширена в правах» горизонтальная разметка 1.23.2 – обозначение пешеходной дорожки или пешеходной части дорожки, предназначенной для совместного движения пешеходов, лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, и велосипедистов.
Какие новые понятия, знаки и разметка, не касающиеся СИМ, появились в ПДД?
Как мы помним, вторая категория нововведений в ПДД – это внедрение новых терминов, знаков и разметки, а также изменения правил применения некоторых существующих. Давайте их рассмотрим.
Обочина отныне не обязана располагаться на одном уровне с проезжей частью: теперь это элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
В ПДД появился новый термин: «Островок направляющий» – это элемент обустройства автомобильной дороги, расположенный на одном уровне с проезжей частью либо приподнятый над ней и обеспечивающий благоприятные условия разделения и слияния транспортных потоков. Например, это участки, выделенные разметкой или бордюрами, которые обозначают направление и границы транспортного потока. При этом на дорогах с двусторонним движением при отсутствии разделительной полосы островки направляющие, островки безопасности, тумбы и элементы дорожных сооружений (опоры мостов, путепроводов и тому подобное), находящиеся на середине проезжей части, водитель должен объезжать справа, если знаки и разметка не предписывают иное. Кроме того, запрещается остановка на островках направляющих и островках безопасности.
Расширено содержание термина «Разделительная полоса»: теперь это элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2, разделяющий смежные проезжие части, проезжую часть и трамвайные пути либо отделяющий полосы для маршрутных транспортных средств и (или) полосы для велосипедистов от остальных полос движения в пределах одной проезжей части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.
Диагональные пешеходные переходы теперь обозначаются новой разметкой 1.14.3. При этом на регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.3, обозначающей такой пешеходный переход.
Изменения в пункте 4.5 ПДД обязывают пешеходов убедиться в безопасности перехода в любом месте: теперь не только на нерегулируемых, а вообще на всех пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.
Светофоры по новым правилам могут иметь еще одну дополнительную секцию. Информационная световая секция в виде силуэта пешехода и стрелки с мигающим сигналом бело-лунного цвета, расположенная под светофором, информирует водителя о том, что на пешеходном переходе, в направлении которого он поворачивает, включен сигнал светофора, разрешающий движение пешеходам. Направление стрелки указывает на пешеходный переход, на котором включен сигнал светофора, разрешающий движение пешеходам.
На маршрутных транспортных средствах (в частности, трамваях) появятся новые световые табло «Внимание, пассажир!». В случае если на таком стоящем маршрутном транспортном средстве включено световое табло «Внимание, пассажир!», водитель, приближающийся сзади, должен остановиться перед разметкой 1.17.2, а при ее отсутствии – перед маршрутным транспортным средством, не создавая помех пешеходам, осуществляющим посадку и высадку с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней. Начинать движение разрешается только при отсутствии пешеходов на проезжей части и после выключения светового табло «Внимание, пассажир!».
Велосипедистам запретили стоянку на краю тротуара: теперь стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам и мопедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 – 8.6.9.
Места остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси теперь обозначаются разметками 1.17.1 и 1.17.2, и запрещается остановка ближе 15 метров от них.
Знак 3.1 «Въезд запрещен» теперь может быть применен совместно с табличками 8.4.1 – 8.4.8, 8.5.1 – 8.5.7 и 8.4.9 – 8.4.16. То есть, теперь его можно будет применять не только с табличкой «Расстояние до объекта», но и с информационными табличками: «Вид транспортного средства», «Кроме вида транспортного средства», «Субботние, воскресные и праздничные дни», «Рабочие дни», «Дни недели», «Время действия».
Изменено время перестановки под знаками 3.29 и 3.30 «Стоянка запрещена по четным числам месяца». При одновременном применении знаков 3.29 и 3.30 на противоположных сторонах проезжей части разрешается стоянка на обеих сторонах проезжей части с 21 часа до 24 часов (время перестановки).
Знак 3.27 больше не может быть применен совместно с разметкой 1.4, а знак 3.28 – с разметкой 1.10, и зона действия этих знаков не определяется протяженностью линии разметки.
Расширено понятие временных знаков. Теперь помимо знаков на желтом фоне временными считаются знаки, установленные на переносных опорах.
Поправки вводят некоторые новые знаки и таблички: в частности, 3.34 «Движение автобусов запрещено» (знак) и 8.26 «Зарядка электромобилей» (табличка).
Расширена цветовая гамма применяемой горизонтальной разметки. Теперь для постоянной горизонтальной разметки (включая дублирование изображения дорожных знаков) установлены следующие цвета: белый, желтый, красный, синий, черный, зеленый. Для временной дорожной разметки установлен оранжевый цвет (кроме разметки 1.4, 1.10, 1.17.1, 1.17.2 и 1.26).
Расширено применение разметки 1.7: теперь она обозначает полосы движения в пределах перекрестка или зону парковки. Разметка синего цвета обозначает, что зона парковки используется на платной основе.
Какие существующие правила изменяются новыми поправками?
Уточнены правила остановки перед ж/д переездами. Теперь в случаях, когда движение через переезд запрещено, водитель должен остановиться у стоп-линии и (или) знака 6.16, знака 2.5, если их нет – не ближе 5 м от светофора или шлагбаума, а при отсутствии светофора или шлагбаума – не ближе 10 м до ближайшего рельса.
В ПДД закрепляют возможность предоставления документов в электронном виде. Новая сноска к пункту 2.1.1 гласит, что документы, предусмотренные настоящими Правилами, в случае их оформления в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации предъявляются в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе.
Изменены нормы обязательного отдыха водителя при движении. Время управления транспортным средством не должно превышать: 9 часов в течение периода, не превышающего 24 часов с момента начала управления транспортным средством, после завершения ежедневного или еженедельного отдыха. Допускается увеличение этого времени до 9 часов, но не более 3 раз в течение периода между двумя последовательными периодами еженедельного отдыха. Кроме того, добавлено уточнение, что любой ежедневный отдых может быть заменен еженедельным.
Нужны ли права на электросамокат?
За последние несколько лет электросамокаты превратились из необычной новинки в востребованный и комфортный вид транспорта. Современные модели могут ездить на большие расстояния, справляться с бездорожьем и отличаются компактностью. Еще одним преимуществом является отсутствие необходимости получения водительских прав, но более мощные модели обладают характеристиками, которые приравнивают данный вид транспорта к скутеру. Так нужны ли права на электросамокат в 2022 году?
Правила передвижения самокатов в 2022 году
В 2013 году была создана новая категория прав «М», к которой относятся квадроциклы, мопеды и скутеры с мощностью двигателя от 250 Вт. По негласному соглашению, электросамокаты приравнивались к обычным самокатам и велосипедам, да и их максимальную скорость никто не проверял. Теперь на рынке появились модели мощностью больше 250 Вт и скоростью свыше 50 км/ч, что уже может стать причиной аварии и даже травмировать человека.
Можно ли таких водителей приравнять к полноценным участникам дорожного движения? Согласно данным ГИБДД, начиная с 2017 года, райдеры стали передвигаться на скорости, которая соответствует требованиям к водителям транспортных средств категории «М». В таком случае права на электросамокат станут обязательным требованием, их можно будет получить только после обучения в автошколе.
Весной 2021 года в силу вступают новые поправки в ПДД, которые касаются данного вида транспорта:
- Новое наименование. Теперь не только электротранспорт, но и даже обычные самокаты, велосипеды и даже роликовые коньки и скейты будут обозначаться как СИМ (средства индивидуальной мобильности). Такое решение было принято по причине худшей управляемости транспортом, что может вызвать серьезную аварию.
- Особенности езды. Все водители электросамокатов независимо от характеристик транспорта должны будут передвигаться по велосипедным дорожкам. Если такие отсутствуют, допускается езда по тротуару со скоростью не более 20 км/час. На участках без дорожек и тротуара владельцы электротранспорта могут передвигаться в крайней правой полосе, максимально близко к обочине, но только в том случае, если у них есть права на электросамокат.
- Езда в нетрезвом виде. Управление любым транспортом в нетрезвом виде влечет за собой опасность как для водителей, так и для пешеходов и участников дорожного движения. Запрет вступит в силу в ближайшее время, но о сумме штрафа и мерах наказания итоговой информации пока нет.
- Ограничения по возрасту. Дети до 7 лет могут кататься только в пешеходной зоне вдали от дороги и в сопровождении родителей. Дети от 7 до 14 лет – по тротуарах и в пешеходной зоне. При этом устройство должно оснащаться фарами и светоотражателями.
- Все по правилам. Даже если есть права на электросамокат, это не значит, что не придется следовать правилам дорожного движения. В первую очередь на водителей будет распространяться действие знака «Стоянка запрещена», а на «островках безопасности» нельзя будет оставить электросамокат.
- Индивидуальные средства защиты. Как и для скутеров и мотоциклов, будет введено правило обязательного использования шлемов.
В ГИБДД считают, что такие нововведения помогут снизить количество ДТП, которые происходят по вине райдеров. Что касается того, можно ездить на электросамокате без прав или нельзя, здесь все зависит от типа самоката и его индивидуальных характеристик.
Нужны ли права на мощные электросамокаты?
Обсуждение новых правил дорожного движения для водителей электротранспорта и определение временных рамок начала их действия стартовало еще в 2017 году, когда на рынке появились инновационные, быстрые и мощные модели электросамокатов. Как уже говорилось выше, теперь данный вид транспорта стал полноценным участником категории «М», а здесь без прав просто не обойтись.
Все дело в том, что электротранспорт с мощностью двигателя выше 0,25 кВт и скоростью от 50 км/час приравнивается по своим характеристикам к мопеду, который не может ездить по пешеходной зоне, велодорожкам и тротуару. Соответственно, ему придется быть полноправным участником дорожного движения, а без знания ПДД есть высокий риск стать участником или виновником ДТП. Если мощность двигателя превышает 0,25 кВт, обязательно наличие прав категории «М» и шлема.
Можно ли ездить на электросамокате без прав?
В том случае, если используется маломощный электросамокат, права не него не требуются. Он приравнивается к велосипеду и может использоваться так же, как и данное транспортное средство. Поэтому предварительно нужно ознакомиться с техническими характеристиками самоката.
Представители ГИБДД уже определились с административной ответственностью за вождение без прав. Таких водителей ожидает:
- оплата штрафа в размере от 5 до 15 тыс. рублей;
- запрет на управление транспортным средством на определенный период;
- доставка электросамоката на штрафстоянку.
Сотрудник ГИБДД может остановить на проверку любой электросамокат независимо от того, с какой скоростью и где он ехал в конкретный момент, если данная модель приравнивается к мопеду. Если авария произошла в пешеходной зоне с участием обычного электросамоката, происшествие разбирается как конфликт между пешеходами, а не как ДТП.
Как можно получить права?
Права на электросамокат категории «М» можно получить путем обучения в автошколе. Слушатель будет сдавать такой же теоретический экзамен, как и остальные, отличаться будет только практическая часть. Для получения прав необходимо соблюдать такие условия:
- Возраст старше 16 лет.
- Наличие справки о состоянии здоровья (нужно пройти медицинскую комиссию).
- Прохождение обучения и сдача соответствующего экзамена в лицензированной автошколе.
О категории «М» еще мало кто знает, поэтому спрос на данный курс минимальный. Еще одной причиной является его стоимость, которая ничем не отличается от остальных. Поэтому многие водители получают категорию «В» или совмещают получение нескольких категорий, что является допустимым.
Что будет дальше?
С каждым годом споры об электротранспорте набирают все большие обороты. Пешеходы считают, что права на электросамокат не решат проблему, как это бывает и с автомобилями. Особенно остро общественность реагирует после ДТП, которые при такой скорости движения электротранспорта могут даже привести к летальному исходу. В таких случаях постоянно вызывают сотрудников ГИБДД, что и привело к актуализации данного вопроса и принятию ряда поправок в ПДД. Ранее представители правопорядка могли только развести руками и вызвать уже сотрудников полиции, чтобы урегулировать вопрос.
Тем временем электросамокаты пользуются все большим спросом. Многие депутаты поддержали инициативу создания специальных дорожек и стоянок, которые только дополнят новые правила и сделают движение электротранспорта более безопасным для общественности.
В итоге
Права на электросамокат в России в 2022 году нужны будут в том случае, если транспорт имеет мощность выше 250 Вт и может развить скорость больше 50 км/час. Кроме того, такие водители должны следовать ПДД. Остальных владельцев электротранспорта данные нововведения все равно коснуться, поэтому нужно заранее с ними ознакомиться. Ведь незнание закона не освобождает от ответственности.