Штраф за опасное вождение появился в новой редакции КоАП
Москва. 28 октября. INTERFAX.RU — Наказание водителей штрафом за опасное вождение впервые появилось в новой редакции проекта Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ, с которым ознакомился «Интерфакс».
Согласно статье 21.14 проекта Кодекса, «нарушение правил дорожного движения, выразившееся в опасном вождении, влечет наложение административного штрафа в размере 3 тысяч рублей».
Термин «опасное вождение» был введен в правила дорожного движения постановлением правительства РФ от 30 мая 2016 года и трактуется как неоднократное совершение одного или нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в отказе уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, несоблюдении безопасной дистанции и бокового интервала между автомобилями, резком торможении, за исключением экстремальных ситуаций, препятствовании обгону, если это создает угрозу аварийной ситуации.
До настоящего времени российское административное законодательство не предусматривает какой-либо ответственности за такие действия.
Ранее в четверг в пресс-службе Минюста «Интерфаксу» сообщили, что ведомство завершило разработку проекта нового КоАП РФ, в ближайшее время он будет внесен в правительство.
Штрафы ГИБДД за опасное вождение
За агрессивное и опасное вождение водителя могут оштрафовать. Госдума рассматривает специальный штраф за это нарушение, но в КоАП уже есть наказания для любителей дрифта, гонок в черте города и автохамов. Рассказываем, как штрафуют тех, кто любит подрезать и ведет себя на дороге неадекватно.
Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%
Нажимая «Проверить штрафы» вы даёте согласие на обработку персональных данных согласно политике и принимаете условия оферты .
Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд
Что считается опасным вождением
Законодатель описал опасное вождение в п. 2.7 правил дорожного движения. К нему относится шесть основных нарушений.
Не уступать дорогу при перестроении. Водитель перестраивается в соседнюю полосу и создает помехи для тех, кто уже в ней едет — они вынуждены резко тормозить, возникает угроза ДТП. Перестраиваться из полосы в полосу. Это запрещено делать при интенсивном движении, то есть в пробке. Когда все полосы заняты, менять ряд можно только для поворота, разворота, остановки или объезда препятствия, например машин, которые остановились из-за аварии. Не соблюдать дистанцию. Водитель слишком прижимается к машине, которая едет перед ним. По закону он обязан соблюдать расстояние, которое позволит не врезаться при резком торможении. Ездить между рядами. Боковой интервал часто не соблюдают мотоциклисты, которые ездят между машин. Резко тормозить. Автохамы иногда обгоняют машину, а потом резко перед ней тормозят. По правилам водитель может так затормозить, только если пытается предотвратить аварию. Мешать обгону. Вредный водитель может не давать себя обогнать. Для этого он увеличивает скорость, когда другая машина опережает его по соседней полосе. Если дорога двухполосная и второй водитель едет по встречке, такое поведение может привести к лобовому столкновению.
Эти ситуации считаются опасным вождением, если водитель допускает больше двух нарушений подряд и создает угрозу ДТП
Каковы критерии опасного вождения
Каждое из этих нарушений само по себе еще не означает опасного вождения. Чтобы классифицировать агрессивное поведение водителей, ввели два дополнительных условия. Больше двух нарушений подряд. Водитель должен нарушить правило несколько раз одно за другим. С какой частотой должны быть нарушения, в законе не указано. По мнению законодателей, это создает опасность для других участников движения: они не могут спрогнозировать поведение водителя и адекватно среагировать, чтобы избежать аварии. Угроза ДТП. Другое обязательное условие опасного вождения — водитель создает ситуацию, при которой другие участники движения вынуждены менять направление и скорость, иначе они рискуют попасть в аварию.
Какой штраф и за что
ГИБДД с 2016 года добивается, чтобы в КоАП внесли новую статью 12.38 об опасном вождении. В этом случае за агрессивное поведение на дороге будут назначать штраф — 5 000 рублей. Законопроект о новом штрафе прошел первое чтение в Госдуме, но пока не принят.
В административном кодексе уже есть наказания за отдельные нарушения:
- перестраиваться в другую полосу и не уступать дорогу машине в этой полосе — 500 рублей по ч. 3 ст. 12.14 КоАП;
- нарушать правила расположения машины на дороге: перестраиваться из полосы в полосу в пробке, не соблюдать дистанцию и боковые интервалы между машинами, резко тормозить, препятствовать обгону — 1500 рублей по ч. 1 ст. 12.15 КоАП.
Эти штрафы по закону можно оплатить со скидкой 50%, если успеть сделать это в первые 20 дней.
Как ГИБДД доказывает опасное вождение
По презумпции невиновности водитель не обязан доказывать, что он что-то нарушил. Это должны сделать сотрудники ГИБДД. Исключение — когда нарушение попало на камеру видеофиксации. Случаи опасного вождения сфотографировать невозможно, поэтому ГИБДД доказывает их в обычном порядке.
Протокол. Инспектор останавливает нарушителя и составляет протокол, чтобы зафиксировать нарушение. Копия остается на руках у водителя.
Постановление. Позднее ГИБДД вместе с водителем или в его отсутствие проводит разбор. По итогам автоинспекция отправляет водителю постановление об административном нарушении. Оно приходит по почте, но не всегда — лучше проверять свои штрафы .
Как оспорить. Если водитель не согласен с постановлением, он может подать жалобу на имя начальника подразделения ГИБДД, которое выписало штраф. Заявление можно отправить через сайт автоинспекции, на странице приема обращений. На это есть 10 дней с даты постановления. Другой вариант — подать жалобу в суд.
Запомнить
- Опасное вождение по закону — когда водитель больше двух раз подряд нарушает правила маневрирования и перестроения, при этом создает угрозу ДТП.
- Штрафа за опасное вождение нет, но есть — за неправильное перестроение и маневрирование, от 500 до 1500 рублей.
- Эти штрафы можно оплатить со скидкой 50% в первые 20 дней.
- Такие нарушения не фиксируют камеры. Инспектор должен остановить нарушителя, составить протокол, позднее ГИБДД пришлет постановление.
- Если не согласны с нарушением, его можно обжаловать — в ГИБДД или через суд.
Мы используем cookies
Оставаясь на нашем сайте вы соглашаетесь с политикой обработки данных .
Мои Штрафы Проверка и оплата онлайн
- Штрафы ГИБДД
- Фото и место нарушений
- Оплата со скидкой 50%
- Гарантия погашения
- Уведомления о штрафах
- Вопросы и ответы
- Написать нам
- Безопасность
- Оферта
- Политика обработки персональных данных
Мы принимаем
© 2010-2024 ООО «Узнать штрафы.ру»
Использование фотоматериалов сайта shtrafy-gibdd.ru допустимо при условии размещения ссылки на первоисточник.
Приложение «Штрафы ГИБДД»
Доступно для iOS и Android
в Google Play и App Gallery
- ООО «Узнать штрафы.ру»
- ИНН: 1655211935
- ОГРН: 1111690021706
- 420103, Республика Татарстан, г. Казань, пр. Ямашева, д. 45А, офис 700
Опасное вождение: ПДД, штраф, критерии, доказательства
Опасное вождение – это не какие-то абстрактные ситуации на дороге или манера езды отдельных водителей, а официальное понятие, закрепленное в Правилах дорожного движения. А это значит, что за пристрастие к стилю опасного вождения владельцев транспортных средств ждут постоянные штрафы.
- Опасное вождение: ПДД
- Штраф за опасное вождение
- Критерии опасного вождения
- ГИБДД: доказательство опасного вождения
Опасное вождение: ПДД
Точное определение термина «опасное вождение» дает пункт 2.7 действующих в России Правил дорожного движения. Приводим его сюда полностью:
«Опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.»
Запрет на совершение перечисленных действий введен в документ в 2016 году. Любой водитель, придерживающийся агрессивной езды, рискует рано или поздно нарушить закон, и его действия могут быть отнесены к опасному вождению.
В то же время, обозначенные ситуации не относятся к манере езды, свойственной начинающим или неопытным водителям. Действия тех, кто единожды забывает включить поворотник, превышает разрешенную скорость движения, поворачивает из второго ряда при отсутствии разрешающих факторов не попадают под обозначенный термин и будут оцениваться по другим пунктам свода правил.
Штраф за опасное вождение
ПДД не содержит конкретной информации по размеру штрафа за небезопасную езду, а отдельный закон об опасном вождении пока не принят. Поскольку нарушения правил на дороге носят характер административных, то штрафовать водителей будут по КоАП.
Статья КоАП РФ 12, пункт 14 устанавливает наказание в 500 рублей, если нарушение произошло во время совершения маневра. Статья 12, пункт 15 назначает взыскание в 1500 рублей для случаев, в которых водитель пренебрег правилами обгона и перестроения, создав опасную дорожную ситуацию.
В 2021 году законодатели активно обсуждали введение новых мер взыскания для нарушителей ПДД, в том числе за опасную езду. Разработан законопроект, согласно которому штраф за опасное вождение в новой редакции КоАП будет составлять не менее 3 тысяч рублей. Кроме того, документ разделяет два понятия. Штраф за опасные ситуации будет накладываться за создание потенциально угрожающей жизни людей обстановки, а за конкретное нарушение (например, лихое перестроение) будет назначено дополнительное наказание рублем.
Критерии опасного вождения
Соотношение действий водителя хотя бы к одному из двух критериев позволяет привлечь его к ответственности за опасное вождение и назначить штраф:
- Действие было совершено неоднократно. Если какое-то запрещенное действие совершено дважды, или два различных противоправных действия совершены друг за другом, то стиль вождения признается опасным.
- Действия водителя во время управления транспортным средством, совершенные им маневры могут повлечь за собой аварию, угрожают сохранности здоровья и жизни пешеходов, других водителей и пассажиров.
Под действиями могут пониматься следующие маневры:
- Езда в критически близком боковом расстоянии от другого авто, «подрезывание».
- Несоблюдение дистанции до автомобиля, движущегося впереди.
- Перестраивание из одного ряда в другой с созданием препятствий для плавного движения других автомобилей.
- Резкое торможение без оснований.
- Движение в напряженном потоке с перестройкой на занятые полосы или перестроение сразу через две полосы.
- Создание препятствий для машины, начавшей обгонный маневр.
Опытные владельцы автомобилей понимают, что большинство перечисленных пунктов соответствует наглому и агрессивному поведению на дороге самоуверенных водителей. Желание «проучить» других участников дорожного движения или показать лихую езду вполне может закончиться аварией или смертельным ДТП.
Такие понятия, как допустимый временной промежуток между двумя опасными маневрами или безопасное расстояние до машины сбоку не находят числового выражения в ПДД, поэтому решение принимается исключительно на основе оценки положения инспектором ГИБДД. В правилах также не описано, что такое «интенсивный поток», отсутствует перечень критериев ситуаций, близких к ДТП. Но это не значит, что водителям удастся «лихачить» и избегать ответственности, потому что, как известно, водитель априори признается нарушителем, и ему придется доказывать обратное.
ГИБДД: доказательство опасного вождения
Если инспектор ДПС посчитал, что водитель управляет автомобилем, создавая потенциально опасное положение на трассе, то он вправе остановить машину и составить протокол. Решение в данном случае принимается внутренним убеждением с анализом текущей дорожной ситуации. Противоправные действия должны при этом быть совершены минимум дважды (либо повторение, либо два разных маневра).
Протокол является основанием для возбуждения административного дела. В документ заносится вся информация о месте и участниках происшествия, а также сведения о транспортном средстве. Водитель при этом имеет право настоять на внесении в протокол своих объяснений причин создания ситуации.
Владелец машины получает на руки только копию составленного документа о правонарушении. Ему сообщается место и время проведения слушания, на котором руководителем отделения ГАИ будет принято решении о назначении штрафа. Причем рассмотрение состоится вне зависимости от того, явился ли на него виновник.
Данные видеофиксации не принимаются как доказательство в ходе рассмотрения подобных дел. По камерам наблюдения сложно определить агрессивность движения автомобиля и зафиксировать все признаки создания обстановки, близкой к ДТП. Поэтому ключевым фактором становится человеческий.
Ознакомившись с материалами дела, руководитель либо составляет постановление, либо признает обвиняемого невиновным (что, конечно, почти никогда не происходит). Вы можете узнать о назначенных штрафах, проверив свою учетную запись на портале Госуслуг. Также на адрес регистрации направляется официальное письмо от ГИБДД.
Оспорить штраф в указанной ситуации можно, лично или по почте предоставив соответствующее заявление в отделение ГИБДД. Через суд и государственные сервисы сделать не получится, т.к. в деле не задействованы съемки камер фиксации нарушений.
Некоторые водители полагают, что если они не стали непосредственными участниками ДТП, то и вины их нет. Но это не так. Даже если ваше авто не попало в аварийную ситуацию, последнюю могли спровоцировать ваши действия и опасные маневры. А это не скрывается от наблюдения инспекторов, и ответственность придется нести полностью.
Что такое опасное вождение и можно ли получить за него штраф
Буквально пару недель назад мы разбирались в том, что ПДД ограничивают перестроения не только при опасном вождении. Сегодня же поговорим непосредственно о самом опасном вождении. Какие маневры на дороге могут считаться опасными? И главное, можно ли получить за опасное вождение штраф, ведь его все никак не утвердят и не введут в КоАП?
Что такое опасное вождение?
Сначала разберемся с тем, что такое опасное вождение. В ПДД содержится подробная и вполне четкая, но очень длинная формулировка, которую мы для удобства разобьем на конкретные пункты. Итак, согласно пункту 2.7 ПДД, водителю запрещается опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий:
- невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения;
- перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия;
- несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства;
- несоблюдение бокового интервала;
- резкое торможение, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия;
- препятствование обгону.
Однако пункт 2.7 дальше уточняет, что совершение всех перечисленных выше действий является опасным вождением, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.
Оговорка в пункте 2.7 объясняется просто: все перечисленные в нем действия и без того запрещены Правилами: водитель не должен подрезать, резко беспричинно тормозить, препятствовать обгону, перестраиваться при интенсивном движении и так далее. И за некоторые из этих нарушений, совершенных однократно, предусмотрено наказание. А вот неоднократное совершение этих действий, создающее угрозу для других, уже трактуется как опасное вождение.
Так можно ли получить штраф за опасное вождение?
Ответ на вопрос о штрафе прямо проистекает из предыдущего абзаца. Непосредственно за опасное вождение штраф по состоянию на конец 2022 года получить нельзя: он просто не установлен законом и не введен в КоАП. Но это не значит, что за опасную езду вообще нельзя получить штраф: пока нет штрафа за опасное вождение, к водителям будут применяться штрафы за отдельные конкретные нарушения согласно КоАП. Давайте уточним их по списку выше.
Невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения: согласно части 3 статьи 12.14 влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.
Перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия: наказание не установлено.
Несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства: согласно части 1 статьи 12.15 влечет наложение административного штрафа в размере 1500 рублей, но на практике накладывается такой штраф только в случае ДТП из-за несоблюдения дистанции. В движущемся потоке контроль соблюдения дистанции никто не осуществляет.
Несоблюдение бокового интервала: согласно той же части 1 статьи 12.15 влечет наложение административного штрафа в размере 1500 рублей, но и здесь наказание можно получить только в случае ДТП.
Резкое торможение, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия: наказание не установлено.
Препятствование обгону: наказание не установлено.
Как можно видеть, многие из нарушений, включая даже такое серьезное, как препятствование обгону, до сих пор не предусматривают наказания. Так что пока штраф за опасное вождение не введен, стоит помнить об этом на дороге, соблюдая безопасную дистанцию и следя за происходящим вокруг. К сожалению, вопрос безопасности не нарушающих – пока во многом дело самих не нарушающих.