Бензиновый или дизельный двигатель?
Хотя гибридные транспортные средства становятся все более популярными, большинство покупателей по-прежнему делают выбор в пользу дизельного или бензинового автомобиля. Сколько вы ломали голову, пытаясь решить, каким будет ваш следующий железный конь – с бензиновым или дизельным двигателем? Особенно в последнее время, когда развитие технологий все больше стирает разницу и старые убеждения уже не действуют. Мы решили слегка упростить вам жизнь и провести небольшой сравнительный анализ.
Перед тем как приступать к поискам автомобиля, важно знать, с какой целью этот автомобиль приобретается, а еще автомобиль с каким двигателем – бензиновым или дизельным – лучше справится с вашими потребностями и будет доставлять вам радость от езды. Кроме того, следует понять, означает ли низкая покупная цена экономию в более долгосрочной перспективе.
Резвое перемещение по городу или спокойная езда по трассе?
Если ваши поездки обычно ограничиваются пределами города, то бензиновый двигатель – это то, что вам нужно. Для того чтобы получать от бензинового автомобиля по максимуму, нужно уверенно выжимать обороты и быстро переключать скорости. Дизельные автомобили, напротив, сильны и способны даже с весьма тяжелым грузом вскарабкиваться на довольно крутые склоны. Дизельные машины подходят для езды по шоссе и преодоления больших расстояний. Даже при быстрой езде обороты у них ниже и скорости переключаются реже. Бензиновый автомобиль быстрее разгоняется с места до сотни, однако дизельный лучше ведет себя при обгонах и буксировочная способность у него выше. Против дизеля говорит разве что повышенная вибрация и уровень шума, однако чем новее автомобиль, тем эта разница менее ощутима. Говоря об эстонских зимах, следует учитывать и то обстоятельство, что дизельный двигатель не любит коротких расстояний – поездка должна быть как минимум настолько длинной, чтобы двигатель успел хорошо прогреться.
Покупная цена vs расход топлива
Дизельные автомобили дороже бензиновых, но они позволяют экономить за счет топлива. Это один из факторов, которые следует помнить при покупке автомобиля. Стоит немного посчитать и изучить показатели расхода топлива – они зависят от того, двигается ли автомобиль в городском цикле или на нем чаще ездят по шоссе. Чем длиннее путь, пройденный дизельным автомобилем, тем быстрее окупятся дополнительные расходы, сделанные при его покупке, ведь дизельное топливо обычно дешевле (за исключением зимнего периода), чем бензин. Кроме того, дизельный двигатель работает на более низких оборотах и расходует меньше топлива – на 15-20% по сравнению с бензиновым мотором. Это экономит не только деньги, но и время, ведь на одном баке вы сможете проехать больше, и вам нужно будет реже останавливаться для заправки. При этом стоит помнить общераспространенное мнение, что лучше всего экономия в случае с дизельным автомобилем проявляется при годовом пробеге 20-25 тысяч километров.
Ремонт, техобслуживание и последующая продажа
Амортизация грозит владельцу автомобиля самыми большими расходами, поэтому стоимость автомобиля в случае последующей продажи играет здесь немаловажную роль. При покупке дизельный автомобиль стоит дороже из-за сложности двигателя и наличия дополнительных систем – давление здесь выше, и детали должны выдерживать большие нагрузки. Как следствие – обслуживание такого автомобиля требует более толстого кошелька. Моторное масло и запчасти будут обходиться дороже. Однако дизельный автомобиль дешевеет медленнее, чем бензиновый, и при последующей продаже за него можно будет выручить более солидную сумму.
Окружающая среда
Если вы заботитесь об окружающей среде, то следует знать, что помимо того, что дизельный автомобиль значительно экономичнее, но при этом не уступает в мощности автомобилю бензиновому, он еще и выделяет меньше СО2 (примерно на 20% меньше), являющегося причиной потепления климата. И все же на этом наш рассказ не заканчивается. Дизельные двигатели вырабатывают больше вредных выбросов NOx. Но поскольку расход топлива у них меньше, то и загрязняющих веществ вырабатывается меньше.
В любом случае окончательное решение зависит от индивидуальной ситуации. Что лучше – легковой автомобиль с дизельным или бензиновым двигателем – трудно сказать, ведь у каждого автомобилиста предпочтения складываются в зависимости от условий, ожиданий и материальных возможностей. Если нужно перевезти лодку или туристический трейлер, то, конечно, дизельный автомобиль справится с такой задачей лучше и израсходует при этом меньше топлива. Если же вы ищете проворный спорткар, на котором будете совершать непродолжительные поездки, то стоит отдавать предпочтение бензиновому двигателю.
Дизель или бензин. Что лучше?
Среди автолюбителей часто возникает спор, какие двигатели лучше: бензиновые или дизельные. И у того, и у другого мотора есть сторонники и противники, которые используют веские аргументы для доказательства своей позиции. Давайте же разберемся, какой автомобиль предпочтительней выбирать для личного пользования, и что лучше: дизель или бензин.
Чем отличается бензиновый двигатель от дизельного
- блок цилиндров;
- шатунно-поршневую группу;
- коленвал;
- головка блока цилиндров, в которой находятся клапаны и распределительный вал, открывающий-закрывающий клапаны;
- газораспределительный механизм, связывающий между собой коленвал и распредвал.
Различия моторов начинаются с устройства системы зажигания, которая в дизельном агрегате попросту отсутствует. Это связано с особенностями воспламенения топлива.
Принцип зажигания
Основная разница между дизельным и бензиновым моторами заключается в способе возгорания топлива.
В бензиновом ДВС когда поршень идет вниз, через впускной коллектор в цилиндр впрыскивается воздушно-топливная смесь. Далее поршень движется вверх, поступает искра от свечи зажигания и горючее легко воспламеняется. Отработанная смесь выводится через клапан выпускного коллектора. Давление в моторе достигает от 11 атмосфер.
В дизельном двигателе нет свечей зажигания, а топливная форсунка встроена прямо в корпус устройства. Работа механизма начинается с подачи воздуха в цилиндр, который сжимает поршень с давлением примерно в 20 атмосфер. Из-за высокого давления газ раскаляется от 700° до 900°. Далее топливный насос (ТНВД) подает из бака дизель под давлением в 1500-2000 бар, который через форсунку распыляется в цилиндр с разогретым воздухом. Там горючее мгновенно воспламеняется и поршень двигается вниз, обеспечивая работу двигателя.
Мощность
Крутящий момент на низких оборотах у дизельного двигателя выше, чем у бензинового. Это дает более быстрый отклик при старте движения, а также хорошие показатели для буксировки за счет так называемого тягового усилия.
Мотор на дизеле максимально вырабатывает заложенные в него силовые показатели. В сравнении с бензиновыми устройствами его КПД выше на 40%. Поэтому такими двигателями часто снабжают тяжелую технику и грузовые автомобили.
При этом лошадиных сил, т.е. заложенной мощности, как правило, больше в бензиновом моторе. Но достигаются ее максимальные показатели на высоких оборотах — около 5000. Поэтому при быстрой езде раскрутившийся двигатель развивает скорость лучше, чем дизельный.
Показатели экологичности
Солярка практически не имеет запаха, ее сложно поджечь от искры — для этого требуются очень высокие температуры. Также современные моторы на дизтопливе в отличие от своих предшественников выпускают значительно меньше вредных веществ в атмосферу, в том числе углекислого газа и сажи.
Бензин же легко воспламеняется и имеет резкий запах. А содержание углекислого газа в выхлопе автомобиля с бензиновым двигателем составляет 0,1 — 10,0% от общего объема выхлопных газов, и это в 2 раза больше, чем в отработке дизеля.
Надежность
Ресурс мотора — это показатель бесперебойной работы двигателя до необходимости выполнения капремонта. Он измеряется километражем.
Движок, работающий от солярки, по разным данным может проходить до 500 000 км, обходясь без серьезного вмешательства со стороны владельца. Это обуславливается высокими требованиями к качеству деталей двигателя, которые должны выдерживать работу в условиях высокого давления и больших температур. Разумеется, о данном преимуществе можно говорить только при условии правильной эксплуатации и своевременного проведения ТО и ремонта.
При этом стоить отметить, что срок службы бензиновых двигателей при должном содержании может достигать внушительных 300 000 – 350 000 км пробега.
Стоимость обслуживания дизельного и бензинового двигателя
Дизельное “сердце” машины более привередливо к качеству топлива, Горючее, попадающее в мотор должно быть очищено от различных твердых примесей и воды. Поэтому в таких агрегатах 2 топливных фильтра: грубой и тонкой очистки. Даже попавший в систему воздух в условиях высокого давления становится абразивом, истончающим и выводящим из строя стенки форсунки и топливный насос высокого давления.
Ремонт этих основных деталей двигателя обходится недешево. Простая поломка форсунки устраняется минимум за 5000 рублей, в зависимости от сложности ремонта сумма может доходить до 15000 рублей. Стоимость новой запчасти будет исчисляться десятками тысяч рублей.
Вышедший из строя ТНВД на СТО возьмутся восстанавливать не менее чем за 30 000 рублей. А покупка нового насоса обойдется от 50000 руб до 200000 руб. Если же говорить о полной замене отработавшего двигателя, его стоимость может доходить до 20-25% от стоимости всего автомобиля.
Сервис для бензинового двигателя более доступен. Кроме того, бензиновые двигатели не сильно восприимчивы к топливу невысокого качества. Мелкий ремонт деталей мотора обходится порядка пары тысяч рублей, а устранение более серьезных неисправностей начинается примерно от 10000-15000 рублей. Замена отслужившего мотора также значительно дешевле, чем в случае с дизельным механизмом — от 90000 рублей.
Расход топлива
Летучий бензин быстрее сгорает, в отличие от солярки, которая является более экономичной. Кроме того, подача дизеля осуществляется порционно, и именно в том количестве, которое необходимо для работы двигателя. За счет этого расход топлива в дизельном моторе значительно меньше, чем в бензиновом. При различных подсчетах показатели экономии доходят до 30%.
Однако не нужно забывать, что солярка неустойчива к низким температурам, поэтому в холодное время года применяют “зимний” дизель, который несколько выше по стоимости, чем летний. Кроме того, в условиях пониженных температур специалисты рекомендуют дополнительно заливать антигели, для предотвращения загустевания топлива.
Техническое обслуживание
Сложное устройство и дороговизна дизельных моторов определяют необходимость повышенного внимания к состоянию системы со стороны владельца. Проведение технического обслуживания у таких моторов выполняется чаще и по прошествии меньшего пробега. Замена масла и топливного фильтра необходимы каждые 8-10 т. км пробега.
С бензиновыми моторами все немного проще, ТО, включающее замену моторного масла и расходников, осуществляется каждые 10 т. км.
Вывод
Как мы выяснили и у дизельного и у бензинового двигателя имеются преимущества и недостатки. При выборе личного транспорта нужно учесть такие важные факторы, как стоимость самих агрегатов и их обслуживания, условия эксплуатации и необходимые функциональные показатели.
Сравнение двигателей на дизеле и бензине
Споры, что лучше — бензиновые или дизельные моторы, это споры длиною в жизнь. И у каждого оппонента в этом споре есть свои доводы за и против. Некоторые считают дизель надёжным, тихим и с более длительным ресурсом. Другие больше склоняются к эксплуатации бензинового мотора, ведь его конструкция проще и понятней большинству водителей. Но чтобы понять — какой двигатель лучше, придётся пройтись по основным функциональным особенностям и сравнить их.
По какому принципу работают бензиновые и дизельные ДВС
Их обоих причисляют к двигателям внутреннего сгорания, но по принципу работы есть некоторая разница. В бензине воздушно-топливная смесь образуется во впускном коллекторе. В окончании такта сжатия смешиваются пары воздуха и топлива. Они расходятся по всему объёму цилиндра и сжимаются, достигая температуры 500°С, но такой температуры для сгорания бензину не хватает, потому в конструкции бензинового двигателя есть свечи зажигания — они формируют искру и зажигают смесь.
В дизеле воздух сжимается прямо в цилиндре при значениях давления в 30–50 бар, топливо нагревается до 900°С, одновременно перед верхней мёртвой отметкой из форсунки распыляется солярка. Взаимодействуя с воздухом и повышающейся температурой, капли топлива испаряются и образуется топливная смесь, она самостоятельно загорается. То есть свечи зажигания дизелю не нужны, что делает его нечувствительным к влаге и независимым от электроники.
Какой двигатель мощнее
Как правило, при аналогичном объёме у бензиновых двигателей больше лошадиных сил, чем у дизельных, но у дизельных выше крутящий момент. В чём выгода для пользователя? Бензиновые двигатели быстрее разгоняются, дизельные же как трудолюбивые лошадки могут тащить больший вес, не теряя мощности. Дизель выдаёт абсолютно ровную тягу на любых оборотах, обеспечивая плавный ход.
Что лучше для зимы — дизель или бензин
Бензиновый двигатель менее восприимчив к отрицательным температурам. Дизели в этом отношении более нежные, они восприимчивы к перепадам или падению температуры, но есть зимние виды солярки, они не густеют и позволяют использовать дизельный двигатель даже при очень сильных морозах.
Дизель капризен в мороз, зато не боится влаги и конденсата, так как не использует искру во время работы, она нужна только для запуска. Современные модели дизельных двигателей оборудуют свечами накаливания, нагревательными конструкциями, мощными стартерами и аккумуляторами, моторный блок поддерживается на нужной температурной отметке. В целом, если у дизеля проблемы с запуском могут начаться при –30°С, то у бензина только ниже –40°С.
Какой двигатель потребляет меньше топлива
Совсем недавно стоимость дизеля была ощутимо ниже стоимости бензина, сейчас же разницы между стоимостью двух типов топлива почти нет. Но потребление дизеля гораздо ниже, так как он обладает высоким коэффициентом сжатия воздушно-топливной смеси. КПД у дизельных ДВС выше на 40% из-за вдвойне более высокой степени сжатия. Потребление топлива у дизеля ниже в среднем на 20%.
А что по шуму? Шумнее дизель или бензин?
Как бы ни старались автоконцерны, модифицируя свежие модели дизельных двигателей, по шуму и вибрациям они проигрывают бензиновым, особенно при работе на холостых. Бензиновые ДВС менее шумные и без резких перепадов громкости. Но некоторые водители считают более громкую работу дизельного двигателя преимуществом, находят рёв мотора успокаивающим и умиротворяющим.
Что лучше для экологии
Если говорить о чистоте выхлопа, то здесь впереди идут дизельные моторы. Автопроизводители от поколения к поколению совершенствуют двигатели, доводят их до норм ЕВРО-4 и ЕВРО-5. Самые современные модели двигателей оснащают сажевыми фильтрами, очищающими выхлоп. Бензиновые двигатели по чистоте выхлопа значительно отстали.
Экологичность выхлопа — это одна из причин, по которой дизельные агрегаты популярны в Европе. Например, на французских дорогах каждая третья машина — дизельная. В Австрии это каждый второй автомобиль. С каждым годом доля дизелей на рынке Европы растёт из-за всё более строгих требований к чистоте выхлопа автомобиля.
У какого больше гарантированные пробеги
Что дольше ходит, дизель или бензин? Ресурс выше у дизельных двигателей, в среднем он составляет 300–350 тысяч километров, некоторые двигатели могут работать до полумиллиона. У бензиновых моторов эта цифра скромнее — 150–250 тысяч, а далее зачастую требуется капитальный ремонт.
Во многом длительный ресурс работы дизельных двигателей возможен благодаря тому, что солярка маслянистая, обеспечивает дополнительную смазку деталей. У дизеля прочнее блок цилиндров, коленчатый вал, поршни, ГБЦ, так как при разработке дизеля детали создают с учётом более высокой степени сжатия, чем в бензиновых моторах.
Что дешевле обслуживать — дизель или бензин
Ещё одно отличие дизеля от бензина — в обслуживании, оно обойдётся дороже. Выше стоимость запчастей и расходников, качество солярки должно быть на высоком уровне. Меньше мастеров, умеющих чинить дизельные моторы, а стоимость их услуг зачастую выше. По статистике, в России на долю дизелей приходится 7–10% рынка. А потому и обслуживающих их мастеров гораздо меньше. Ещё одна причина — конструкция дизеля сложнее, и за его ремонт берётся не каждый моторист.
В какой двигатель безопаснее лить топливо низкого качества?
Дизель очень капризен к топливу низкого качества, это ещё одно его отличие от бензина. Солярка подразделяется на летние и зимние виды, у бензина такого разделения нет. Летняя солярка начинает густеть уже при –15°С, мотор просто не заведётся, при более низкой температуре необходимо заправлять зимним типом топлива. К тому же дизелю требуется чистое топливо, он не переносит разбавленную солярку, некачественные присадки, ресурс двигателя от этого падает. В бензиновые моторы иногда можно заливать топливо с низким октановым числом, разбавленное и с некачественными присадками без ущерба для двигателя.
Плюсы и минусы бензиновых и дизельных двигателей
Если выводить все преимущества бензиновых и дизельных двигателей в два списка, то мы получим следующую картину.
Плюсы бензиновых двигателей:
- Малошумные.
- Нетребовательны к качеству топлива.
- Дешевле в ремонте.
- Легче запускаются в мороз.
У дизелей же можно выделить такие плюсы:
- Меньший расход топлива.
- Нет системы зажигания, что решает ряд проблем во время эксплуатации.
- Высокий крутящий момент.
- Экологичность.
- Длительный ресурс работы.
У обоих вариантов есть свои конкурентные преимущества. Исходя из того, какие достоинства более привлекательны для вас, стоит делать выбор.
Статистика продаж
Интересно посмотреть не только на характеристики автомобилей, но и на статистику продаж. Выше приведена информация, что на долю дизелей на рынке приходится 7–10%, но давайте посмотрим на продажи. Из всех купленных на отечественном рынке машин 7% — дизели, 2% — электродвигатели или гибриды, 91% — бензиновые ДВС.
Выбор бензиновых двигателей покупателями обусловлен ещё и их более низкой стартовой ценой. Если брать два автомобиля одинаковой комплектации и мощности, дешевле будет дизель или бензин? Ответ — бензин.
Список преимуществ примерно равен у обоих двигателей. Если в дизельном моторе выше мощность при меньшем расходе солярки, то бензин проще и бюджетней обслуживать.
У каждого двигателя свои поклонники, и спорить, какой из двигателей лучше — не стоит, каждый из них имеет свои преимущества и недостатки, если смотреть перечисление выше, видно, что преимуществ у каждого двигателя примерно одинаковое количество. А что лучше — решать только вам.
Проверка фактов. Дизель против бензина: что больше портит воздух?
Причиной тому главным образом распространившееся мнение об их экологической вредности.
Представители отрасли утверждают, что современные дизели на самом деле исключительно чистые, и обвиняют правительства и борцов за охрану окружающей среды в предубеждениях.
Действительно ли дизельные двигатели опаснее бензиновых, или их просто демонизируют в прессе.
Меньше, но хуже
Однозначного ответа нет, говорят независимые эксперты. Все зависит от конкретной марки автомобиля.
И дизельные, и бензиновые двигатели переводят химическую энергию в механическую путем сжигания топлива, но делают это по-разному.
Дизель потребляет в целом меньше горючего и соответственно выбрасывает в атмосферу меньше двуокиси углерода, чем бензиновый двигатель такой же мощности. Но выделяемые им мельчайшие частицы сажи считаются особо вредными для человека.
«Они проникают очень глубоко в легкие, вызывая раздражение, оседают на поверхностях, с которых кровь поглощает кислород, и способны попадать в саму кровь. Это повышает риск инсульта, сердечных приступов и астмы, особенно у людей, которые к ним предрасположены», — говорит Мэтью Локхэм, исследователь токсичных воздействий загрязнения атмосферы из университета Саутгемптона.
Однако новейшие дизели оборудуются специальными фильтрами.
«Фильтры задерживают до 99% мельчайших частиц, так что для современных дизелей этой проблемы больше не существует», — утверждает глава независимого исследовательского центра Emissions Analytics Ник Молден.
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
Конец истории Реклама подкастов
Возглавляемая им группа известна тем, что тестирует машины на ходу, тогда как автопроизводители проводят в основном стендовые испытания и на их основании получают сертификаты.
Кроме частиц сажи, дизели по сравнению с бензиновыми моторами выбрасывают больше двуокиси азота, продолжительный контакт с которой ухудшает функцию легких и провоцирует аллергию.
К счастью, современные технологии позволяют добиться хорошего результата и здесь. Экологический стандарт Евро 6, вступивший в силу в сентябре 2015 года, предусматривает снижение выбросов двуокиси азота вдвое для дизельных машин, выпущенных позже этого срока.
Британская ассоциация автопроизводителей и автодилеров в связи с этим утверждает, что современные дизели в экономическом отношении в основном соответствуют бензиновым по воздействию на окружающую среду.
Группа Emissions Analytics замечает, что ситуация все же не столь однозначна. Дело в том, что на дороге выбросы двуокиси азота резко, порой в 15 раз, превышают результаты стендовых испытаний. В целом, по оценке экспертов, бензиновые двигатели все-таки чище, но очень многое зависит от конкретной модели.
«Если взять 10% самых «чистых» дизелей и 10% самых «грязных» бензиновых двигателей, то разница будет, конечно, в пользу первых, и весьма существенная», — замечает Ник Молден.
С сентября прошлого года проверки на экологичность в реальных условиях сделались обязательными для новых моделей, производимых в ЕС. По словам специалистов, это должно дать более объективную картину.
Чтобы повысить экономичность бензиновых моторов, производители все шире используют технологию так называемого прямого впрыскивания, но это отрицательно сказывается на экологичности.
Так что спор между двумя видами двигателей далеко не завершен.