Андрей Тубольцев рассказал о создании световых шоу и 3D-мэппинге
В Нижнем Новгороде уже несколько лет проходит фестиваль INTERVALS и аудиовизуальное шоу на стенах кремля. Эти мероприятия в городе проводит студия «Dream Laser». Генеральный директор компании Андрей Тубольцев рассказал о создании световых шоу, что такое 3D-мэппинг, где в городе посмотреть актуальное медиаискусство.
«Мы занимаемся достаточно широким спектром технологий — интерактив, лазерное шоу, масштабные световые шоу. Мы работаем в различных форматах — от выставок и деловых мероприятий до масштабных дискотечных мероприятий», — поделился Тубольцев.
В 2005 году Андрей Тубольцев вместе с одногруппниками Денисом Чучковым и Александром Истоминым основали студию «Dream Laser». До 2010 года компания устраивала только лазерные шоу, а с 2011 года начали развивать 3D-мэппинга, создавать видеопроекции на фасады зданий.
Сейчас студия работает не только на территории России, но и представляет свои проекты за рубежом. Например, они уже работали в Лондоне, Лас-Вегасе, Бахрейне, Дубае.
Праздник с огоньком: как заработать на зрелищных световых шоу
Сегодня, чтобы удивить гостей и зрителей на городском празднике, корпоративном мероприятии или семейном торжестве, нужно сильно постараться. Основатели шоу-проекта «Аурум» Марьяна Тэн и Дмитрий Горностаев помогают создать праздничную атмосферу с помощью огня, воды, песка, неона, красок и других подручных «средств». И во многих аспектах их шоу является ориентиром для российской ивент-индустрии. О том, как заработать на огненных шоу или световых картинах, для портала Biz360.ru рассказала сооснователь проекта «Аурум» Марьяна Тэн.
Марьяна Тэн, 28 лет, предприниматель, сооснователь компании «Аурум» , специализирующей на огненных и световых шоу. Образование: Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств. Дмитрий Горностаев, 28 лет, предприниматель, сооснователь компании «Аурум». Образование: Санкт-Петербургский государственный политехнический университет. Марьяна и Дмитрий с 2007 года работали артистами огненных шоу, а в 2013 году запустили собственный проект.
Из Питера – в Москву
Основатели проекта «Аурум» Марьяна Тэн и Дмитрий Горностаев начали «зажигать» на сцене с 18-летнего возраста. С 2007 года они работали в жанре «огненного шоу» в разных коллективах Санкт-Петербурга.
В 2009 году Марьяна и Дмитрий пришли в компанию, которая объединяла творческих людей разных специализаций — артистов, художников песочных шоу, декораторов, музыкантов и т.д. Эта многоплановость очень вдохновила — им всегда нравилось не просто выступать на сцене и развиваться самим, но и делать что-то командой, создавая шоу-программы под конкретную концепцию события.
К 2012 году, ещё до идеи создания собственного бизнеса, у Марьяны и Дмитрия накопилось множество наработок как в виде отдельных номеров, так и в формате мини-шоу. В 2013 году партнёры перебрались в Москву. Там они окончательно поняли, что реализовать все свои планы и задумки в качестве наёмных артистов практически невозможно. Они решили, что пришло время организовывать собственное шоу, и начали искать единомышленников.
В июне 2013 года состоялась премьера первого самостоятельного шоу под новым брендом «Аурум». Программа называлась «Драконы» и была показана на свадьбе в ресторане при яхт-клубе. Новый коллектив заказчику порекомендовал их друг, фотограф Артем Питкевич. Он же после премьеры выдал артистам подробную конструктивную критику, ставшую для них крайне полезной.
Больше шоу, хороших и разных
За первые полгода вложения в шоу составили около 400-500 тысяч рублей, это были личные средства основателей проекта. Потратили эти деньги на костюмы, реквизит, сценическое оборудование. Большую поддержку «Ауруму» оказал партнёр из Санкт-Петербурга — часть реквизита для шоу была изготовлена его силами.
Сегодня «Аурум» предлагает зрителям несколько шоу с использованием огня, световых лучей, песка и воды. Огненное шоу с участием двух-четырёх артистов идёт 10-15 минут. Артисты танцуют с горящими предметами и жонглируют ими; по желанию клиента шоу можно дополнить горящими надписями или изображениями, а также другими пиротехническими эффектами. После каждого шоу артисты проводят фотосессии со зрителями.
Ещё один формат — неоновое световое шоу – комбинация световых эффектов и игры актеров. Рисунки и образы, возникающие на сцене, погружают зрителей в «параллельное измерение», где они чувствуют себя полноправными участниками шоу. Заказывают «светопредставление» как для небольших камерных мероприятий, так и на огромные площадки.
«Песочная анимация» представляет собой рисование картин из песка в режиме реального времени, изображение при этом транслируется на экран. Картины и образы неприрывно видоизменяются и превращаются друг в друга, создавая эффект мультфильма, рождающегося на глазах у зрителей. Тема песочных шоу «привязывается» к мероприятию. Например, если это свадьба, то художник «рассказывает» о романтических событиях из жизни молодоженов.
Картины на воде – новый и невероятно сложный вид искусства. Здесь и краски, и «холст» находятся в непрерывном движении и постоянно изменяются. Получившееся в результате изображение можно скопировать на бумагу. Зрителям «водных» и «песочных» шоу предоставляется возможность самим попробовать себя в роли художников. Под руководством артистов шоу зрители могут создать свой, ни на что не похожий шедевр с помощью песка или воды и красок.
Марьяна и Дмитрий предлагают два варианта работы с заказчиком: стандартный и индивидуальный. В первом случае клиенту на выбор предлагается несколько вариантов уже подготовленных и обкатанных программ. Если заказчик выбирает «персональный подход», организаторы узнают у него информацию о теме праздника или героях торжества. Это позволяет артистам «обыграть» сюжеты из биографий героев в своих представлениях.
«Мы выступаем в рамках программы праздника как украшение. Формат мероприятия может быть разный — от открытия международного спортивного чемпионата в Челябинске до скромной свадьбы в Подмосковье. Организаторы событий или молодожёны находят нас по-разному. Чаще всего через наш сайт или другие интернет-ресурсы. Хотя, например, на корпоративе одной нефтяной компании, который проходил в Сербии, мы работали по рекомендации нашего хорошего друга, организатора фестиваля огня во Владивостоке», — рассказывает Марьяна.
Команда шоу
«Аурум» не нуждается в привлечении на свои выступления артистов со стороны. Все участники шоу – это команда «Аурум», тщательно отобранная за несколько лет работы проекта. Требования к потенциальным сотрудникам очень высокие. При приёме в команду будущих артистов шоу оценивают с точки зрения пластики и техники владения реквизитом. Затем выбранный новичок проходит обучение, и только потом он может выйти на сцену под брендом «Аурум-шоу».
Кроме исполнительского таланта от членов команды требуются такие качества, как ответственность, пунктуальность и дисциплина. «Понятно, что у большинства творческих личностей с этим проблемы. Поэтому пополнение состава шло медленно. Но зато мы точно взяли лучших», — считает Марьяна.
В данный момент в «Аурум-шоу» заняты порядка 15 артистов. Кроме основного состава артистов есть также дублирующий. Также в проекте заняты четыре пиротехника, шесть художников песочного шоу и световых картин, а также артисты интерактива, техники, гримеры, водители.
Основатель проекта разделили между собой менеджерские задачи. Марьяна занимается организацией продаж и постановкой шоу, а Дмитрий решает технические вопросы. Также в его компетенции – маркетинг и аналитика. Вопросами развития и продвижения, а также организацией новых постановок занимаются оба учредителя проекта. Решения по управлению принимаются ими совместно. Кроме того, и Дмитрий, и Марьяна продолжают выступать в представлениях в качестве артистов.
В связи с увеличением количества заявок компания активно набирает новых сотрудников в свою административную команду. «Только что мы взяли в нашу команду менеджера по продажам», — говорит Марьяна. – «Сейчас продажами занимаюсь я, но поступающих заявок становится все больше. Поэтому нам был очень нужен человек, знакомый с продажами, при этом готовый вникнуть в специфику работы и развиваться вместе с нами. Тут такая же сложность, как и с артистами: в первую очередь мы ценим в людях ответственность и желание прокачивать свои умения. Человек-амёба, которого нужно к цели тащить – это совсем не наша тема».
Конкуренция
На момент запуска проекта, подобных шоу, объединяющих большое количество разноплановых жанров, было не очень много. Подобная ситуация сохраняется и сейчас. Но компаний узкой специализации, которые конкурируют с «Аурум» по отдельным направлениям — огромное количество. Это «огненные театры», студии песочного шоу и световых картин, команды артистов интерактива.
«Чтобы выдерживать жесткую конкуренцию, мы должны постоянно придумывать что-то новенькое — номера, костюмы, фишки, спецэффекты. Также мы всегда контролируем уровень наших артистов. От большинства творческих коллективов мы отличаемся тем, что кроме качества шоу большое внимание уделяем правильному маркетингу, аналитике и в принципе организации бизнес-процессов», — объясняет Марьяна.
Продвижение
Основной площадкой для продвижения шоу в социальных сетях ребята выбрали «Вконтакте». Страница компании в этой сети не просто знакомит с подробностями готовящихся или уже состоявшихся шоу. В новостях сообщества регулярно появляются видео с выступления команды «Аурум», а также номера артистов «оригинальных жанров» со всего мира. Также даются советы по выбору ведущих на мероприятия и продвигаются партнёрские компании (в основном – в сфере организации свадеб и праздников).
На странице проекта в Instagram – фото с выступлений и мероприятий, а также световые и песочные картины, сделанные художниками «Аурум-шоу».
Сайт проекта продвигается с помощью контекстной рекламы. На организаторов различных шоу команда проекта выходит с помощью «холодных обзвонов».
На счету «Аурум-шоу» — участие в многочисленных тематических выставках и промо-мероприятиях, отраслевых конкурсах и фестивалях. Основатели проекта приглашаются на различные конкурсы и фестивали в качестве членов жюри, это тоже часть продвижения. В среде артистов жанра «огненного шоу» России и СНГ Марьяна и Дмитрий известны благодаря мастер-классам на специализированных фестивалях, в том числе крупнейших и старейших. Несколько уроков по огненному шоу ребята провели за пределами России: один раз в Финляндии, и дважды — во Франции.
Цена вопроса
Гонорар «Аурум-шоу» зависит от формата представления и количества занятых артистов. «Огненное» шоу обойдется заказчикам в сумму от 18 до 59 тысяч рублей. Отдельно оплачиваются огненные буквы и рисунки. Стоимость светового шоу – от 16 до 30 тысяч рублей. Песочное шоу по готовому сценарию стоит 24 000, по сценарию заказчика – 28 000 рублей. Эти цены действительны для выступлений в Москве и в радиусе не более 20 км от МКАД.
Цены на выступления устанавливаются на основании рыночной ситуации, мониторинга коллег и экспертной оценки собственного уровня. «Ценообразование в сфере организации праздников – весьма непростая тема. Особенно сложно, когда мы выводим на рынок абсолютно новый, не имеющий аналогов продукт. Вообще, в нашей сфере крайне ценится, когда артист держит марку, делает себе имя, раскручивает бренд. Как и везде, бренд это репутация, а репутация стоит денег. Разумеется, имени нужно соответствовать. Сейчас мы продолжаем работать на престиж команды и «прокачивать» имя», — говорит Марьяна.
Работа в условиях экономического кризиса не мешает росту и развитию проекта. В 2015 году количество мероприятий, в которых приняли участие артисты шоу, увеличилось примерно на треть. Оборот за тот же период вырос более чем в полтора раза. К настоящему времени проект наработал серьезную базу постоянных клиентов среди крупнейших ивент-агентств.
Сезонность в сфере организации праздников проявляется очень ярко. Существуют два «пика активности», на которые и приходится большинство заказов: декабрь (новогодние праздники) и три летних месяца (сезон свадеб). К серьезным достижениям проекта можно отнести значительное увеличение количества выступлений в «несезонный период». Их всё равно меньше, чем в Новый год или летом, но эта разница уже не столь существенна, как это было ранее.
«У вас же огонь не настоящий»?
Продажа услуг в области организации подобных шоу имеет свои особенности. Основная сложность при этом – объяснить потенциальному клиенту максимально просто, кратко и доходчиво, что будет происходить и как это будет выглядеть. Иногда будущие заказчики не совсем понимают суть происходящего во время шоу, особенно если речь идёт о принципиально новых предложениях.
«Например, когда мы предлагаем шоу световых картин, у нас спрашивают: «Это художник нарисует фонариком на большом холсте светящуюся картину?» Вообще неожиданные вопросы нам задают довольно часто. Например: «А у вас же огонь не настоящий, правда?» Иногда я слышу вопрос: «А чем вы лучше других?» Тут я подробно отвечаю про артистов международного класса, профессиональных художников и других специалистов, про наши стандарты качества и подход к работе», — объясняет Марьяна.
Артистов огненного шоу часто спрашивают, много ли было несчастных случаев. Марьяна категорична: при соблюдении техники безопасности артистами, а также при соблюдении технического райдер организаторами, выступления с огнем безопасны.
При работе с клиентами команда «Аурум-шоу» предпочитает не доводить дело до негативных отзывов, а «играть на опережение». Марьяна и Дмитрий стараются вовремя замечать, что клиент не вполне доволен, выяснять, чем именно и находить компромиссный вариант.
Если же, несмотря на все усилия артистов и организаторов, клиенту что-то не понравилось, Марьяна и Дмитрий воспринимают критику как немедленное руководство к действию — смотрят, что надо исправить, улучшить, оптимизировать, чтобы больше не допускать подобных промахов.
Что дальше
К высокому уровню творческой составляющей подтягиваются и административные аспекты деятельности «Аурум-шоу». В данный момент в компании происходит реорганизация бизнес-процессов с точки зрения оптимизации финансовых и трудозатрат. Так, в деятельность административных служб внедряется CRM-система, призванная упорядочить и облегчить работу по маркетингу, продажам и обслуживанию клиентов.
«В плане развития бизнеса мы собираемся к лету запустить аренду мебели под мероприятия. Для нас это новая сфера, но учитывая большой опыт наших партнёров, знание специфики ивент-индустрии и наш трудоголизм, я думаю, мы справимся», — считает Марьяна Тэн.
«А сделаете 3D mapping за 3 дня?» или как создается световое объемное шоу
К нам регулярно звонят в офис с просьбой организовать 3D mapping и провести проекционное объемное световое шоу. И на вопрос о сроках, часто получаем ответ, что мероприятие проводится через 3-5 дней. Мы решили рассказать Вам о том, как создается проекционный мэппинг, через какие этапы проходят создатели с Заказчиком и почему работу над созданием 3D мэппинга надо начинать как минимум за месяц до планируемого мероприятия.
Итак, один из основных существующих мифов гласит: 3D mapping – это сногсшибательные декорации за два дня.
То, что объемные световые шоу на зданиях, в интерьере или на объектах вызывают ярчайшие эмоции и незабываемый WOW-эффект, мы спорить не будем. Это – так. Свидетельство тому – активное внедрение объемного проекционного мэппинга в event-сферу. Масштабные городские праздники и официальные мероприятия, концертные и театральные шоу, корпоративные мероприятия — световые шоу с использованием технологии 3D-графики создают фантастические спецэффекты, сравнимые разве что с голливудскими блокбастерами.
Что это: 3D mapping— это проекция, обыгрывающая геометрическую форму объекта. Объектом, вернее, экраном для проекции может быть: фасад здания, помещение, мосты, природный ландшафт, автомобиль, мебель – любой предмет, тело человека и пр. Технология плюс-минус одинакова, меняется только масштаб и количество техники.
Давайте пройдемся по основным этапам создания проекционного мэппинга на примере одного из наших последних проектов для Правительства Москвы — 3D mapping «Юбилей МФЦ» на ВДНХ.
С чего начинается работа над созданием проекционного мэппинга?
- В первую очередь нам необходимо увидеть объект, на который планируется проецировать изображение. Если это фасад здания, то как минимум – фотографии. Хотя чертежи, инженерная документация, четкие размеры – все это может немного ускорить и упростить процесс. Для чего это нужно?
Для мэппинг-проекции необходимо рассчитать точку расположения камер или проектора, оценить размеры, поверхность и освещенность объекта, на который будет воспроизводиться проекция, сделать фотографию для создания 3D-модели.
Кроме того, при разработке сценария тнужно учитывать архитектурную специфику. Ну, например, если на фасаде здания расположены колонны, то сценаристы и дизайнеры должны придумать такой сюжет, при котором на колоннах должно проецироваться одно видеоизображение, а в глубине здания, между колоннами – другое.
2. Следующий этап — разработка общей концепции. Здесь Заказчику вместе с Исполнителем нужно ответить на вопросы:
- о чем будет видеопроекция? Какова тематика? Что конкретно мы хотим показать и что хотим этим сказать?
- Какой хронометраж?
- Какие обязательные элементы должны присутствовать в видеоряде (обычно, это – логотипы, слоганы и прочая корпоративная атрибутика).
3. В это время моделлеры отрисовывают 3D-модель объекта — на ее основе дизайнеры будут создавать видеоконтент. Если отдельный предмет перевести в 3D не составляет особой трудности, то для подробной модели зданий необходимы чертежи фасада (расстояние между колоннами, окнами, балконами и.т.д) или его детальная фотосъемка. От точности 3D модели зависит необходимый визуальный эффект и достоверность проекционного шоу. Если модель не точна, изображение не будет считываться при проецировании — не будет «натягиваться» на объект.
4. После согласования концепции пишется сценарий или сценарный план (что, собственно, одно и то же). Хронометраж может быть разным, чаще всего продолжительность варьируется от полутора до 5-7 минут. Естественно, сценарий согласовывается с Заказчиком. На написание сценария хорошо бы закладывать 5 -7 дней.
5. На основании сценария создаются раскадровки, которые отражают ключевые моменты сюжета и основные визуальные эффекты. Чаще всего раскадровки делаются от руки.
Это – только начало творческо- производственной цепочки.
6. Далее в работу включаются моушн-дизайнеры, которые, основываясь на раскадровках и сценарии, рисуют, моделируют стилфреймы. Что это такое? Это уже компьютерная раскадровка, где отражены в 3D основные визуальные переходы и спецэффекты. Создается анимация — она может быть трехмерной или двухмерной.
7. Затем происходит кропотливый процесс отрисовки контента. аниматик. Это — черновик будущего видеоролика или анимированная раскадровка, которая показывает все сцены, с реальным хронометражом, но без графических деталей.
8. Большое внимание уделяем музыкальному оформлению. Работа с композитором или подбор саундтрека начинается сразу после утверждения сценария. Важное значение имеет и саунддизайн – звуковые, шумовые специэффекты, которыми сопровождаются визуальные трансформации.
Каждый этап обязательно согласовывается с Заказчиком, вносятся необходимые правки.
Стилфреймы для проекционного мэппинга «Юбилей МФЦ» на ВДНХ
9. Утвержденный проект обрабатывается на специальном техническом и программном оборудовании, видеоконтект синхронизируется со звуковым сопровождением.
10. Когда видеоролик полностью готов, необходимо провести репетицию непосредственно на объекте, проверить точность совпадения проекции с формой объекта.
Как вы видите, процесс создание видеконтента для светового объемного шоу – процесс длительный и многоэтапный. Однако техническая сторона вопроса при работе над проекционным мэппингом, не менее важна, чем разработка видеоряда.
Подбор оборудования так же индивидуален, как и создание контента. Техническим специалистам нужно определить, какое количество и какой мощности оборудование необходимо использовать. Это зависит не только от самого объекта для мэппинга, но и от специфики и масштаба мероприятия, количества предполагаемых зрителей. Нюансов – много.
Общее технические ограничение заключается в том, что проекция визуализируется только в темное время суток или в затемненном помещении.
Над созданием проекционного шоу работает большая команда, состоящая из технических и творческих специалистов: это — видеоинженеры, специалисты по техническому монтажу, которые работают на площадке; сценаристы, моушн-дизайнеры, видеомонтажеры, саунд-дизайнеры.
Все вместе они создают яркое и незабываемое световое шоу, реализуя и визуализируя самые смелые идеи.
Мы тезисно описали основные этапы создания проекционного мэппинга, однако даже такое общее описание позволяет понять, что процесс этот — сложный, многоэтапный , требующий времени и участия в нем разных специалистов.
И еще, пожалуй, ответим, на классический вопрос: сколько стоит 3D mapping, плюс-минус? Пришлите, пожалуйста, прайс.
В проекционном мэппинге НЕ бывает готовых решений — каждый проект — это разработка с «нуля». Под конкретный объект, на который будет проецироваться изображение, под определенного заказчика, сценарий создается под конкретную тематику. Поэтому не верьте тому, кто вам по телефону сразу назовет расценки на проекционный мэппинг, не увидев объект, не имея сценария и концепта.
Если вы хотите подробней узнать о разновидностях проекционного мэппинга и понять, чем отличется проекционное, лазерное шоу от 3D mapping, вы можете прочитать об этом на нашем сайте компании Design Dossier http://3dday.ru/services/3d-mapping/
P.S. Откроем небольшой секрет: 3D mapping «Юбилей МФЦ» на ВДНХ мы создали не за месяц и даже не за две недели. Обстоятельства сложились так, что у нас была всего лишь. 1 неделя на все этапы. Но это — исключение из всех правил. Поэтому мы настоятельно рекомендуем Вам обращаться к создателем проекционного шоу не меньше, чем за месяц — полтора до мероприятия.
3D моделирование световых шоу
Инструмент позволяющий увидеть конечный концепт до его реализации. Разработка сцены мероприятия в 3D пространстве позволяет проследить художественную составляющую и внести своевременные правки, доведя Ваше шоу до идеала.
Написание световых
партитур
Моделирование пространства
и конструкций
Главный фундамент любого шоу — организация света. Мы имеем богатый опыт в реализации световых решений и генерируем динамические представления на любой вкус. Конечная модель сцены учитывает не только художественную задумку, но и технические характеристики использованного в сцене оборудования.
Чтобы создать незабываемое световое шоу, необходимо учесть множество пространственных ограничений. Наша команда подготовит объект сцены с учётом всех архитектурных особенностей площадки и создаст необходимые декорации от типовых конструкций до сложных кинематических решений.