КОМПАС-3D v22
Чтобы построить осевую линию — биссектрису угла, образованного двумя указанными прямолинейными объектами, выполните следующие действия.
1. Вызовите команду Автоосевая .
![]() |
Способы вызова команды |
• Черчение — Обозначения — Автоосевая
• Инструменты эскиза — Обозначения — Автоосевая
• Главное меню: Оформление — Обозначения для машиностроения — Автоосевая
• Найдите и запустите команду с помощью поля поиска в строке Главного меню
После вызова команды курсор примет вид квадратной «ловушки».
Размер «ловушки» курсора можно изменить в диалоге настройки курсора.
2. Задайте параметры осевой линии с помощью элементов секции Параметры . Настройка производится так же, как настройка отрисовки обозначения центра. Подробнее.
3. Выберите способ построения осевой линии, нажав нужную кнопку в группе Способ построения :
По объектам — границы осевой определяются автоматически относительно указанных объектов,
С указанием границ — границы осевой линии задаются пользователем.
4. Укажите объекты для построения осевой линии.
• Если выбран способ По объектам , укажите два отрезка. Будет построена осевая линия на биссектрисе угла, образованного этими отрезками. Первой точкой осевой линии является пересечение биссектрисы угла с прямой, соединяющей концы отрезков. Положение второй точки определяется следующим образом:
• если отрезки пересекаются, то второй точкой является точка их пересечения (рис. а),
• если один отрезок пересекается с продолжением другого отрезка, то второй точкой является точка их пересечения (рис. б),
• если отрезки не пересекаются, то точка лежит на пересечении биссектрисы угла с прямой, проходящей через начальные точки отрезков (рис. в).
Построение осевой линии относительно двух отрезков
способом По объектам
Если отрезки параллельны, то осевая будет равноудалена от отрезков. Ее точки находятся на линиях, которые соединяют концы этих отрезков.
Построение осевой линии способом По объектам
относительно параллельных отрезков
После указания двух отрезков создание осевой линии автоматически завершается.
• Если выбран способ С указанием границ , укажите два отрезка, затем первую и вторую точки осевой линии. Будет построена осевая линия на биссектрисе угла, образованного указанными отрезками (рис. а). Если точки указаны не на продолжении биссектрисы, то границами осевой являются проекции указанных точек на эту линию.
Для задания границ осевой линии можно указывать существующие кривые. Границами осевой будут точки ее пересечения с выбранными кривыми (рис. б, в).
После указания объектов и задания границ построение осевой линии автоматически завершается.
Построение осевой линии относительно двух отрезков
способом С указанием границ
![]() |
Особенности указания объектов для построения автоосевой |
• если при указании объекта в «ловушку» курсора попала характерная точка этого объекта и сработала привязка Ближайшая точка , Середина , Пересечение или Центр , то считается, что указана точка, а не объект,
• если при указании объекта в «ловушку» курсора не попала ни одна характерная точка этого объекта, то считается, что указан объект, т.е. кривая,
• если при указании объекта сработала привязка Точка на кривой , то считается, что указана кривая.
Если привязки мешают указанию объектов, можно выбирать объекты, удерживая клавишу (временное отключение всех привязок), или отключив привязки, мешающие указанию объектов.
Для точного задания положения осевой линии можно использовать привязки.
5. Для завершения работы команды нажмите кнопку Завершить .
© ООО «АСКОН-Системы проектирования», 2023. Все права защищены. | Единая телефонная линия: 8-800-700-00-78
КОМПАС-3D v22
Для расположения прямолинейного объекта на биссектрисе угла, образованного двумя прямолинейными объектами, служит команда Биссектриса .
![]() |
Способы вызова команды |
• Черчение — Ограничения — Биссектриса
• Инструменты эскиза — Ограничения — Биссектриса
• Главное меню: Ограничения — Биссектриса
• Найдите и запустите команду с помощью поля поиска в строке Главного меню
1. Укажите прямолинейные объекты, образующие угол. Наименования выбранных объектов появятся в поле Объекты на Панели параметров.
При работе с чертежом обратите внимание на то, что все параметризуемые объекты должны принадлежать одному и тому же виду.
2. В графической области отображается фантом биссектрис углов, образованных указанными объектами. Выберите биссектрису, щелкнув мышью по нужному фантому.
3. Укажите прямолинейный объект, который требуется разместить на биссектрисе.
Если имеющиеся ограничения не препятствуют параметризации объекта, то он разместится на биссектрисе угла, образованного первыми двумя объектами. На все эти объекты будет наложено ограничение Биссектриса .
Если первые два объекта параллельны друг другу, то третий объект располагается посередине между ними.
4. Чтобы завершить работу команды, нажмите кнопку Завершить .
Ограничение Биссектриса может автоматически возникать при построении объектов в параметрическом режиме. Для этого при настройке параметрического режима в списке Параметризовать должна быть включена опция Биссектрису . Ограничение будет возникать при построении прямой с помощью команды Биссектриса , автоосевой по двум отрезкам с помощью команды Автоосевая , отрезка на биссектрисе угла с помощью команды Автолиния .
Ограничения отображаются в графической области в режиме просмотра ограничений. Биссектриса отмечается значком .
© ООО «АСКОН-Системы проектирования», 2023. Все права защищены. | Единая телефонная линия: 8-800-700-00-78
Работа в «КОМПАС»
1. Построение отрезков и углов. Начертить угол в 300 (против часовой стрелки) 1. На панели Геометрические построения щёлкнуть на кнопке Ввод отрезка . 2. Установить курсор в поле чертежа на точку с начальными координатами отрезка и произвести щелчок. Показать больше
1. Построение отрезков и углов. Начертить угол в 300 (против часовой стрелки) 1. На панели Геометрические построения щёлкнуть на кнопке Ввод отрезка . 2. Установить курсор в поле чертежа на точку с начальными координатами отрезка и произвести щелчок. 3. Установить курсор в поле чертежа на точку с конечными координатами отрезка и произвести щелчок. Отрезок построен. Если для построении отрезка заданы начальная точка, длина и угол наклона, то порядок ввода должен быть такой: 1. Щелкните ЛК мыши по кнопке Отрезок . 2. Наберите на клавиатуре значение длины: 30. Нажмите клавишу . 3. Наберите значение угла: 30. 4. Для фиксации параметра нажмите клавишу . 1 Спрятать
- Похожие публикации
- Поделиться
- Код вставки
- Добавить в избранное
- Комментарии
Вспомогательная геометрия и трехмерные кривые
Надеюсь, вы уже хорошо освоили принцип создания трехмерных моделей в КОМПАС: все построение детали состоит из последовательного рисования эскизов и выполнения над ними (или же без них) формообразующих операций. Все вроде бы понятно, но, возможно, вас уже посещала мысль о том, что использовать ортогональные плоскости в качестве опорных явно недостаточно, а грани самой детали лишь в редких случаях могут служить подходящими базовыми плоскостями. Если вы еще не задумывались над этим вопросом, то попробуйте представить себе разработку какого-либо сложного изделия с помощью всего лишь трех ортогональных плоскостей. Это просто невозможно!
Как угодно разместить в пространстве модель плоскости для эскиза можно, используя вспомогательные объекты.
В системе КОМПАС-3D предусмотрено несколько типов вспомогательных объектов. Основные из них – конструктивные плоскости и конструктивные оси.
Конструктивные плоскости, как было отмечено, служат для определенного размещения эскиза в пространстве. Например, при помощи операции вырезания необходимо создать отверстие с осью, которая не перпендикулярна грани элемента, «приклеенного» выдавливанием. В таком случае вы не сможете использовать грань этого элемента в качестве опорной плоскости под эскиз. Для создания такого отверстия вам придется строить вспомогательную конструктивную плоскость под определенным углом, в которой и разместить эскиз.
Конструктивные оси обычно используются при создании массивов элементов, например для указания геометрической оси массива по концентрической сетке или направления в массиве по параллелограммной сетке (команда Массив по сетке) и т. п.
Команды для создания перечисленных элементов находятся на панели инструментов Вспомогательная геометрия (рис. 3.31).
Рис. 3.31. Панель Вспомогательная геометрия
Кроме инструментов для построения плоскостей и осей на этой панели присутствует команда Линия разъема
предназначенная для разбиения одной грани на несколько путем добавления ребер, а также группа из двух команд для создания контрольных точек трубопроводов (в книге они не рассматриваются).
Команды для построения вспомогательных осей (первая группа кнопок на панели Вспомогательная геометрия) включают следующие инструменты.
Ось через две вершины – создает ось через две вершины, которые указываются прямо на модели (ими могут быть вершины тела модели или пространственные точки).
Ось на пересечении плоскостей – строит ось на пересечении двух непараллельных плоскостей или плоских граней. Для построения конструктивной оси достаточно просто указать эти плоскости в дереве построения или в окне представления модели.
Ось конической поверхности – создает ось автоматически после указания в окне модели конической или цилиндрической грани.
Ось через ребро – строит ось, совпадающую с указанным прямолинейным ребром в модели.
Примечание
Если при построении любой оси на специальной панели управления нажата кнопка Автосоздание, то для подтверждения формирования оси не нужно каждый раз нажимать кнопку Создать объект. Выполнив необходимые условия конкретной команды (например, указав две плоскости для команды Ось на пересечении плоскостей или щелкнув на цилиндрической поверхности для команды Ось конической поверхности), вы сразу получите вспомогательную ось (убедиться в этом можно, просмотрев дерево построений). Не забывайте об этом, иначе вы можете сделать несколько одинаковых осей сразу, поскольку после автоматического создания выполнение текущей команды не завершается.
Вспомогательных плоскостей в системе намного больше, чем вспомогательных осей.
Смещенная плоскость – наверное, одна из самых востребованных команд вспомогательной геометрии. Именно этим инструментом мы будем пользоваться чаще всего при построении моделей, рассматриваемых в примерах. Она предназначена для создания вспомогательной плоскости, смещенной от указанной плоскости или плоской грани на определенное расстояние. Для построения такой плоскости необходимо сначала указать базовую плоскость или грань, после чего задать величину и направление смещения (рис. 3.32). Величину и направление смещения можно указать на панели свойств или с помощью перетаскивания характерной точки.
Рис. 3.32. Создание смещенной плоскости (параллельно плоскости XY)
Плоскость через три вершины – строит плоскость по трем указанным в модели вершинам. Вершинами могут быть как концы ребер (вершины тела модели), так и трехмерные точки в пространстве.
Плоскость под углом к другой плоскости – также часто употребляемая команда. Она позволяет строить плоскость, проходящую через прямолинейное ребро под заданным углом к базовой (указанной пользователем) плоскости.
Плоскость через ребро и вершину – плоскость строится подобно выполненной по трем вершинам, только вместо двух вершин указывается прямолинейное ребро.
Плоскость через вершину параллельно другой плоскости – плоскость строится через любую указанную в пространстве модели точку (трехмерную точку, вершину) и параллельно любой другой плоскости либо плоской грани.
Плоскость через вершину перпендикулярно ребру – плоскость создается перпендикулярно прямолинейному ребру (или оси). Для ее фиксации вдоль ребра необходимо указать произвольную точку, не лежащую на ребре. Эта точка будет принадлежать создаваемой плоскости и тем самым определит ее точное размещение в пространстве.
Нормальная плоскость – создает одну или несколько плоскостей, нормальных к цилиндрической или конической поверхности детали.
Касательная плоскость – плоскость строится касательно к указанной цилиндрической или конической поверхности. Для точного позиционирования вспомогательной плоскости необходимо также задать плоскую грань или плоскость, нормальную к цилиндрической или конической поверхности (то есть проходящую через ее ось).
Плоскость через ребро параллельно/перпендикулярно другому ребру – формирует вспомогательную плоскость, проходящую через первое указанное в модели ребро параллельно или перпендикулярно другому ребру. На панели свойств с помощью переключателя Положение плоскости можно задать, параллельно или перпендикулярно будет проходить плоскость. Данная вспомогательная плоскость используется редко.
Плоскость через ребро параллельно/перпендикулярно грани – действие команды аналогично предыдущей, только плоскость размещается параллельно или перпендикулярно не ребру, а выделенной грани.
Средняя плоскость – позволяет построить вспомогательную плоскость-биссектрису двугранного угла и иногда бывает очень полезной (рис. 3.33). Для построения такой плоскости достаточно указать две плоские грани или плоскости. Если заданные грани непараллельны, то построенная плоскость пройдет через линию их пересечения и будет размещена под одинаковым углом к каждой из них (бисекторная плоскость). В противном случае построенная плоскость будет точно посредине между двумя параллельными гранями или плоскостями.
Рис. 3.33. Построение средней плоскости между двумя ортогональными плоскостями: XY и ZX
Чаще всего из приведенных команд используются первые две и последняя, другие – значительно реже. Однако вы должны хорошо представлять себе, что предлагает система в качестве вспомогательного инструментария, поскольку в непростых ситуациях это может подсказать вам тот или иной способ построения сложной модели.
Трехмерные кривые – это тоже своего рода вспомогательные объекты. Они редко применяются самостоятельно. Как правило, они являются направляющими траекториями для кинематических операций, конструктивными осями при копировании по массиву и пр. Команды для построения трехмерных кривых находятся на панели инструментов Пространственные кривые (рис. 3.34), входящей в состав компактной панели. Панель Пространственные кривые также содержит команду для построения точки в трехмерном пространстве модели (трехмерные точки могут использоваться при построении вспомогательных осей, плоскостей и трехмерных кривых).
Рис. 3.34. Панель инструментов Пространственные кривые
С помощью команд этой панели инструментов вы можете строить различные трехмерные кривые.
Спираль цилиндрическая – служит для создания пространственной цилиндрической спирали. Для построения объекта необходимо указать опорную плоскость спирали (плоскость, с которой начнется построение витков спирали), задать координаты центра спирали (точку пересечения оси спирали с опорной плоскостью), а также диаметр витков. После этого необходимо указать собственно характеристики спирали. Это можно сделать, выбрав один из трех способов построения: по количеству витков и шагу; по количеству витков и высоте; по шагу витков и высоте.
Кроме того, можно задать направление построения спирали (по какую сторону от опорной плоскости) и направление навивки витков (левое или правое).
Спираль коническая – эта кривая строится аналогично цилиндрической спирали, за исключением того, что при задании диаметра витков придется указывать или диаметр верхнего и нижнего витков, или диаметр нижнего витка и угол наклона (угла конусности) спирали.
Ломаная – создает пространственную ломаную по точкам в модели. Отдельные сегменты ломаной можно строить перпендикулярно или параллельно объекту, указанному в окне модели.
Сплайн – строит пространственный сплайн. Команда бывает очень полезна при моделировании прокладки трубопроводов, линий электропередач, электрических жгутов и пр.
На первый взгляд может показаться, что функций для создания пространственных кривых слишком мало, однако, поверьте, этих четырех команд достаточно, чтобы сформировать в модели даже самую сложную кривую.
Поскольку в сборке есть также формообразующие операции (вырезание, команда Отверстие, копирование по массиву), которые при выполнении также требуют применения различных вспомогательных объектов, то все перечисленные в этом разделе команды доступны и в документе КОМПАС-Сборка.
И последняя команда, о которой хочу упомянуть в этом разделе, хотя она не относится к вспомогательным, – Условное изображение резьбы
панели Элементы оформления. Она предназначается для создания условного обозначения резьбы на валах или в отверстиях. Почему условного? Все дело в том, что любые сложные трехмерные объекты с криволинейными гранями весьма существенно «утяжеляют» (то есть замедляют работу, просмотр, редактирование документа) модель, особенно многокомпонентную сборку. К таким объектам относятся 3D-модели пружин, спиралей, изделий из проволоки со сложной конфигурацией и т. п., а также изображение резьбы. Как правило, в любой сборке крепежных элементов (болтов, винтов, гаек и пр.) отверстий под них всегда больше, чем других деталей. Представьте себе, что было бы, если бы на каждом, даже самом маленьком, болтике было трехмерное изображение резьбы. Большую сборку невозможно было бы даже вращать, не то что редактировать! Кроме того, как известно, весь крепеж стандартизирован. Никто при проектировании не изобретает новые болты с нестандартными шапочками или параметрами резьбы. Исходя из этого, можно сделать вывод, что само изображение резьбы в модели не столь важно. Тем не менее, по требованию тех же стандартов, на чертеже обязательно должно быть обозначение резьбы.
Именно поэтому в программе КОМПАС-3D (да и в других системах проектирования) было введено условное изображение резьбы, которая при моделировании отображается цилиндрическим контуром (рис. 3.35), а на ассоциативном чертеже – по всем правилам ГОСТ.
Рис. 3.35. Условное изображение резьбы
Примечание
Другие команды панели Элементы оформления, касающиеся создания трехмерных размеров и обозначений, будут рассмотрены в конце главы на практическом примере.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Кривые Безье
Кривые Безье Кривые Безье — это линии особой формы, описываемые тремя или четырьмя точками: начальной, конечной и одной или двумя контрольными. Начальная и конечная точки, как и в случае прямой линии, задают начало и конец кривой Безье, а контрольные точки формируют
Кривые Безье
Кривые Безье Кривые Безье — это линии особой формы, описываемые тремя или четырьмя точками: начальной, конечной и одной или двумя контрольными. Начальная и конечная точки, как и в случае прямой линии, задают начало и конец кривой Безье, а контрольные точки формируют
2.3.1. Что такое «геометрия диска»?
2.3.1. Что такое «геометрия диска»? Как вы знаете, жесткие диски представляют собой несколько пластин с магнитным покрытием, расположенных на одной оси и вращающихся с большой скоростью. Считывание/запись информации осуществляется с помощью головок диска, расположенных
6 Ключи формы, кривые IPO, и Позы
6 Ключи формы, кривые IPO, и Позы Мы уже сталкивались с кривыми IPO в Главе 4, Pydrivers and Constraints, когда мы обсуждали Pydrivers, но с IPO можно делать гораздо больше, чем просто управлять одним IPO посредством другого. Например, API Блендера обеспечивает нас средствами для создания IPO из
Трехмерные карты текстур
Трехмерные карты текстур Трехмерные карты текстур – это процедурные карты, которые генерируются программно и используют в просчетах три измерения: U, V и W.В отличие от растровых изображений процедурные карты требуют значительно меньше оперативной памяти, но увеличивают
Трехмерные координаты
Трехмерные координаты Построение новых объектов всегда происходит путем задания координат. Как в двухмерном, так и в трехмерном пространстве для этого могут применяться различные методы. Правда, ввод трехмерных координат обладает некоторыми особенностями, которые мы и
Трехмерные слои
Трехмерные слои Трехмерные слои – уникальный для программы Photoshop инструмент, позволяющий совмещать элементы растровой и векторной трехмерной графики в одном изображении.При помощи трехмерных слоев мы можем вставлять в наше изображение трехмерные формы – модели,
Команда Curves (Кривые)
Команда Curves (Кривые) Команда Curves (Кривые) – самая сложная из команд яркостной коррекции, и большинство даже профессиональных дизайнеров не используют все ее возможности. Чаще всего она применяется либо для яркостной коррекции как альтернатива команде Levels (Уровни), либо
Curves (Кривые). Осветление и затемнение изображения
Curves (Кривые). Осветление и затемнение изображения Диалоговое окно данной функции можно вызвать командой Image ? Adjustments ? Curves (Изображение ? Коррекция ? Кривые) или сочетанием клавиш Ctrl+M (рис. 5.1). Рис. 5.1. Диалоговое окно Curves (Кривые)В данном окне выполняются основные операции по
Прямые и кривые
Прямые и кривые GetArcDirection Функция GetArcDirection возвращает текущее направление рисования дуг для указанного контекста устройства. Функции рисования дуг и прямоугольников используют эту функцию. int GetArcDirection ( HDC hdc // дескриптор контекста устройства ); Параметры hdc —
Трехмерные полилинии
Трехмерные полилинии Команда 3DPOLY , которая формирует трехмерные полилинии , состоящие только из прямолинейных сегментов, вызывается из падающего меню Draw ? 3D Polyline.Запросы команды
Трехмерные координаты
Трехмерные координаты Построение новых объектов всегда происходит путем задания координат. Как в двухмерном, так и в трехмерном пространстве для этого могут применяться различные методы. Правда, ввод трехмерных координат обладает некоторыми особенностями, которые мы и
Часть IV Геометрия с КОМПАС-3D
Часть IV Геометрия с КОМПАС-3D
13.2. Curves (Кривые). Осветление и затемнение изображения
13.2. Curves (Кривые). Осветление и затемнение изображения Диалоговое окно данной функции (рис. 13.2) можно вызвать командой Image ? Adjustments ? Curves (Изображение ? Настройки ? Кривые) или нажатием сочетания клавиш Ctrl+M. Рис. 13.2. Диалоговое окно Curves (Кривые)В данном окне выполняются
Геометрия и адресация
Геометрия и адресация Внутри диска обычно находится целый пакет пластин, расположенных одна над другой, поэтому дорожки можно представить как цилиндр (Cylinder – C). Поверхность каждой стороны каждой пластины обслуживает отдельная головка (Head – H). Любой диск можно условно