Шрус как называется по другому
Перейти к содержимому

Шрус как называется по другому

  • автор:

Что такое ШРУС в автомобиле и как он ломается

Фото: Shutterstock

Для чего нужны эти детали? Где находятся? И как понять, что им нужна замена? Отвечаем на самые популярные вопросы.

Эксперт в этом материале: Вячеслав Субботин, директор гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт» и автор программы «Минтранс» на телеканале РЕН ТВ

Что такое ШРУС

ШРУС — аббревиатура, которая расшифровывается как «шарнир равных угловых скоростей». Эта подвижная деталь является частью трансмиссии и служит для передачи крутящего момента между подвижными валами под постоянно меняющимся углом. В простонародье ШРУСы за характерную форму именуют «гранатами». Но есть и более научный термин — гомокинетический шарнир.

Изобретателем ШРУСов в привычном их виде считают немца Карла Вайсса. В 1928 году его конструкцию усовершенствовал Альфред Рцеппа. Узел оказался настолько удачным и востребованным, что лицензию на него приобрели многие автопроизводители, включая «АвтоВАЗ», который впервые начал применять ШРУСы на классической «Ниве». Представить современный легковой автомобиль без этих деталей почти невозможно.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Отыскать ШРУСы на машине несложно. На переднеприводном автомобиле они находятся на передних полуосях, а на полноприводном авто с независимой подвеской — как на передних, так и на задних. В первом случае шарниров четыре, а во втором — восемь. Впрочем, бывают и исключения: на некоторых моделях используют по одному ШРУСу на сторону, на других — применяют ШРУСы вместо кардана для передачи крутящего момента к заднему редуктору.

Из чего состоит ШРУС

Конструкция ШРУСа зависит от его разновидности. Всего инженерами создано четыре типа шарниров, на каждом из которых мы остановимся подробнее чуть позже.

ШРУСы принято делить на наружные, встраиваемые в ступицу, и внутренние. Устроены они по-разному: наружный передаёт вращение с оси приводного вала на управляемые колёса, внутренний — момент от коробки передач на приводной вал. Каждый из этих типов выполняет свою уникальную функцию.

ШРУС наружного типа состоит из:

  • Совмещённого с ведомым валом сферообразного корпуса.
  • Шароподобной обоймы, соединённой с ведущим валом.
  • Шести шариков, расположенных в обойме.
  • Сепаратора, удерживающего шарики.
  • Герметичного пыльника, наполненного смазкой.

ШРУС наружного типа

ШРУС наружного типа (Фото: sibmasuma.ru)

ШРУС внутреннего типа состоит из:

  • Корпуса-стакана с тремя канавками, совмещённого с ведущим валом.
  • Трёхлучевой вилки, помещённой в корпус и надевающейся на шлицы ведомого вала.
  • Трёх роликов, вращающихся на игольчатых подшипниках.
  • Герметичного пыльника со смазкой.

ШРУС внутреннего типа

ШРУС внутреннего типа (Фото: drive2.ru)

Для чего нужен ШРУС

Глядя на замысловатую конструкцию, многие не могут понять, зачем вообще нужны такие сложные устройства. Ответ прост: передать крутящий момент на управляемые колёса, постоянно изменяющие своё положение относительно коробки передач, без ШРУСов почти невозможно. Именно за счёт шарниров равных угловых скоростей осуществляется непрерывная передача момента вне зависимости от рельефа местности и положения колёс. Подвеска и рулевое управление получают большую свободу.

По сути ШРУСы выполняют ту же работу, что и карданы. Правда, отличия между ними есть, и они огромны. Шарниры равных угловых скоростей намного технологичнее и совершеннее — они находятся на ином, недостижимом для карданов уровне.

Основная разница между карданной передачей и ШРУСами в том, что карданы передают момент несинхронно (один вал вращается равномерно, а другой нет). Значительный угол скрещивания в них сильно затруднён. ШРУСы не просто позволяют преодолеть неравномерность передачи момента, но и увеличивают рабочий угол до 70 градусов (в случае с шариковыми шарнирами). Заодно они снижают нагрузки на трансмиссию и уменьшают паразитные вибрации.

Основные функции ШРУСа:

  • Непрерывная передача крутящего момента.
  • Обеспечение возможности работы подвески и рулевого управления.
  • Снижение паразитных вибраций.

ШРУСы обеспечивают нормальное функционирование независимой подвески автомобиля и рулевого управления.

ШРУСы обеспечивают нормальное функционирование независимой подвески автомобиля и рулевого управления. (Фото: unit-car.com)

Виды ШРУСов

Конструктивно ШРУСы различаются в зависимости от производителя и конкретной модели, однако принципиальных отличий между ними нет. Принято выделять четыре вида шарниров равных угловых скоростей, из которых два встречаются на современных авто достаточно редко.

Шариковые

Шариковые ШРУСы — наиболее распространённый вид шарниров равных угловых скоростей. Именно они обычно применяются в качестве внешних ШРУСов. Работает устройство по следующему принципу.

Во внешнем корпусе с канавками находится обойма и сепаратор с шариками, которые, в свою очередь, перекатываются между корпусом и обоймой. Шарики позволяют постоянно передавать крутящий момент под углом до 70 градусов. Вне зависимости от того, как вывернуто колесо, момент передаётся без разрывов и биений.

Так выглядит шариковый ШРУС без смазки.

Так выглядит шариковый ШРУС без смазки. (Фото: pkfst.ru)

Спаренные карданные

Спаренные карданные шарниры условно можно назвать ШРУСами. Это громоздкие и тяжёлые конструкции, встретить которые на современной машине практически невозможно. По задумке, последовательная пара карданных шарниров должна нивелировать неравномерность скорости работы друг друга. Эта система может передавать крутящий момент под углом не более 20 градусов. Из-за внушительных размеров, большого веса и малого рабочего угла сдвоенные карданы на практике применяются преимущественно на строительной технике и тракторах.

Спаренный карданный шарнир.

Спаренный карданный шарнир. (Фото: parts-news.ru)

Триподные

Триподные ШРУСы — самый распространённый вид внутреннего шарнира равных угловых скоростей. От шарикового шарнира он отличается повышенной надёжностью. Правда, у такой конструкции есть и свои минусы. В частности, он может передавать крутящий момент под углом лишь до 20 градусов. К плюсам можно отнести значительный свободный осевой ход, который позволяет обеспечивать увеличение и уменьшение длины осей при артикуляции подвески. Этот вид ШРУСов очень долговечен и выдерживает большие ударные нагрузки.

Конструктивно триподные ШРУСы проще шариковых. Это трёхлучевая вилка с тремя роликами на игольчатых подшипниках, надетая на шлицы оси и способная перемещаться по пазам в стакане.

Трипод, вынутый из корпуса-стакана.

Трипод, вынутый из корпуса-стакана. (Фото: motopoland.com.ua)

Кулачковые

Кулачковые (сухариковые), а также кулачково-дисковые ШРУСы на легковушках не встречаются. Виной тому их техническое несовершенство. Конструкция представляет собой пару вилок и фасонных дисков. Устройство может выдерживать колоссальные нагрузки, но не переносит высоких скоростей. Такие ШРУСы склонны к перегреву и применяются преимущественно на грузовиках.

Кулачковый ШРУС: 10,14 — вилки кулачкового шарнира; 11,13 — кулачки; 12 — диск шарнира.

Кулачковый ШРУС: 10,14 — вилки кулачкового шарнира; 11,13 — кулачки; 12 — диск шарнира. (Фото: auto-virage.ru)

Признаки поломки ШРУСа

Современные ШРУСы — невероятно надёжные и выносливые компоненты автомобиля. Срок их службы примерно равен ресурсу самой машины. Тем не менее, иногда шарниры равных угловых скоростей выходят из строя — в этом случае требуется дорогостоящий и трудоёмкий ремонт. Нередко — замена полуоси в сборе.

В большинстве случаев поломки ШРУСов — следствие неправильной эксплуатации машины и небрежного отношения к ней со стороны автовладельца. Заводской брак этих деталей встречается редко.

Можно выделить как минимум пять характерных признаков поломки ШРУСов, на каждый из которых стоит обратить внимание:

1. Разрыв/негерметичность пыльника

Для нормальной работы любого ШРУСа критически важно обеспечить его детали смазкой. При любом, даже самом незначительном повреждении пыльника внутрь шарнира начинают попадать грязь и влага. Это приводит к выдавливанию смазки, образованию коррозии в сочленении и повреждению деталей. Трещины, разрывы, следы смазки на пыльнике — стопроцентный повод срочно отправиться в сервис.

Вячеслав Субботин, директор гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт» и автор программы «Минтранс» на телеканале РЕН ТВ:

«Если пыльник ШРУСа цел, определить его поломку при внешнем осмотре почти невозможно. Как правило, у изношенных ШРУСов чехол либо порван, либо внутрь попала вода, либо вытекла смазка, либо пыльник съёжился. По внешнему виду — косвенным признакам — можно понять, что ШРУС приказал долго жить».

2. Рывки и вибрации при движении

Во время трогания с места при неисправном ШРУСе можно ощутить едва заметные толчки — машина будто движется рывками. Рывки нередко наблюдаются при сильном износе канавок внешних ШРУСов. Вибрации говорят о поломке внутренного, триподного ШРУСа.

3. Щелчки

При движении на машине с неисправным ШРУСом можно услышать характерные щелчки. Как правило, они возникают при езде на небольшой скорости. На высоких скоростях заметить проблему почти невозможно.

Как по-другому называется в авто: граната? (наружная и внутренная)

Как по-другому называется в авто: граната? (наружная и внутренная)
Где ее искать? если подбирать по программе: Техдок например. Спасибо!

Лучший ответ

шрус вроде?

Остальные ответы

ШРУС — шарнир равных угловых скоростей.

Шарнир равных угловых скоростей — сокращённо ШРУС

ШРУС (шарнир равных угловых скоростей).

шарниры равных угловых скоростей.

Тю)) ) Какие все умные)))))))) )
По подбору, смотря какая машина. Лучше но VIN.

ШРУС- расшифровку уже почти все написали.

Похожие вопросы

Ваш браузер устарел

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Устройство ШРУСа, как определить какая граната хрустит

Что такое шрус

ШРУС, шарнир равных угловых скоростей или гомокинетический шарнир — устройство, пришедшее на смену карданному шарниру и предназначающееся для передачи крутящего момента при больших, до 70°, углах поворота колес. В среде автомобилистов механизм получил название «граната». Причина этому — внешнее сходство с боеприпасом.

Привод с гранатами

Сегодня гомокинетические шарниры используются на машинах, оборудованных передним приводом, а также на полноприводных ТС. Применение устройства на автомобилях с задними ведущими колесами — редкость. Однако подобные экземпляры существуют. Продаются и комплекты, позволяющие заменить ШРУСОМ крестовину карданного вала на отечественной «классике».

На одном колесном приводе имеется два шарнира — внешний и внутренний. ШРУС привода наружный не имеет существенных отличий от внутреннего. Подобная конструкция позволяет добиться хорошего выворота колес без потерь в мощности и работы шарнира «на износ».

Сегодня ШРУС является основным и хорошо изученным способом передачи момента при повернутых колесах.

Диагностика этого элемента производится любым автосервисом. Однако ремонту узел не подлежит. При его неисправности требуется полная замена шарнира.

Виды ШРУСов

За время существования устройство внутреннего ШРУСа и его наружной разновидности несколько раз видоизменялось. Прежние модели шарнира оставались в ходу наряду с новыми разработками. Сегодня известно 4 основных конструкции шарнира.

  1. Кулачковые (сухариковые). Состоят из 2-х фасонных дисков и аналогичного количества вилок. За счет большой площади сцепления способны выдерживать интенсивные нагрузки, однако не лишены существенных конструктивных недостатков. Кулачковый шрусНа автомобилях, оснащенных кулачковыми шарнирами, можно ездить только на небольших скоростях. В противном случае узел греется и выходит из строя. Сухариковый тип устройства распространен на грузовом транспорте.
  2. Трипод. Этот вид шарнира состоит из 3-х роликов, которые помещены в специальную чащу. Передача углового момента происходит за счет смещения роликов. Шарнир триподТакие виды ШРУСов используются для малогабаритных автомобилей. На триподе ездят некоторые легковые авто и машины, не предназначенные для перевозки тяжелых грузов.
  3. Карданные спаренные. По сути, представляют собой пару карданных шарниров, за счет взаимного вращения выравнивающие скорость работы друг друга. Такие конструкции активно использовались в американском автомобилестроении 20-х годов прошлого века. Сегодня спаренными шарнирами оснащают некоторые модели строительной техники и тракторов.
  4. Шариковые. Эта модель узла является самой распространенной. Шарнир состоит из корпуса, сепаратора, обоймы и 6 шариков. Последние перемещаются по косым канавкам на внутренней поверхности наружной обоймы, чем обеспечивают передачу момента. Шариковый шрус

Существуют и промежуточные модели узла: четырехшариковые, жесткие триподы. Однако они не имеют широкого распространения, так как являются не слишком надежными и совершенными.

Почему хрустит ШРУС

В процессе эксплуатации автомобиля водитель порой слышит слабый хруст — хрустит граната. Обычно это становится заметным при повороте колес на максимальный угол.

Какой шрус хрустит

Почему хрустит ШРУС? Что делать в такой ситуации?

Хруст является свидетельством неисправности узла. Изначально появляясь только при вывернутых колесах, позднее он начинает возникать и при прямолинейном движении. Посторонние звуки, издаваемые шарниром, требуют его замены.

Узнать, какой ШРУС хрустит, просто. Достаточно оставить снаружи помощника, выкрутить колеса и медленно тронуться. Оставшийся на улице человек будет отчетливо слышать, откуда доносятся звуки.

Поврежденный пыльник

Если диагностика производится самостоятельно, следует вывесить передние колеса авто и осмотреть пыльники. Хрустящую гранату можно выявить по их повреждению.

Дело в том, что причиной хруста обычно становится пыль и песчинки, попавшие в шарнир через разрывы резинового колпака. Также в неисправности можно заподозрить узел, на котором был выявлен больший, чем на всех остальных шарнирах, люфт.

Как эксплуатировать авто с хрустящей «гранатой»

Многих автомобилистов волнует вопрос о том, сколько можно ездить с неисправным ШРУСом. Если поломка проявляется только в поворотах, эксплуатировать узел можно довольно долго. Важным условием его «реанимации» является замена смазки и пыльника.

При выполнении поворотов следует придерживаться невысокую скорости. Если сломан внутренний ШРУС, для его окончательного выхода из строя понадобится больше времени, чем в случае с наружным.

Когда посторонние звуки возникают при езде прямо или не исчезают вовсе, замену узла нельзя откладывать. Подобный шарнир может окончательно сломаться в любой момент. Это сделает дальнейшее движение невозможным.

Принцип работы и устройство ШРУСа

Для чего нужен? Устройство ШРУСа простое, но этот узел играет одну из ключевых ролей в передаче крутящего момента на колеса, особенно когда машина поворачивает или дорога неровная.

Когда менять? Единого регламента по замене ШРУСа как, например, с воздушными фильтрами, не существует. Узел может прослужить 100 000 км без нареканий, а может развалиться уже через 20 000 км. Ориентиром должны служить признаки износа, а лучше делать своевременную диагностику на станции ТО.

В этой статье:

  1. Назначение и устройство ШРУСа
  2. Основные виды ШРУСов
  3. Признаки неисправности ШРУСа
  4. Замена ШРУСа
  5. Часто задаваемые вопросы об устройстве ШРУСа

7 обязательных шагов для организации СТО
Шаг 5 упускают 68% предпринимателей

Назначение и устройство ШРУСа

Аббревиатурой ШРУС принято обозначать шарниры равных угловых скоростей – подвижные детали, входящие в трансмиссию автомобиля и передающие крутящий момент с одного подвижного вала на другой в условиях, когда угол между ними постоянно изменяется. Среди водителей этот узел (благодаря характерной форме) получил название «граната». Специалисты называют его гомокинетическим шарниром.

Устройство ШРУСа автомобиля остается практически неизменным с 1928 года, когда Альфред Рцеппа взялся довести до совершенства узел, разработанный немецким инженером Карлом Вайссом. Приспособление стало широко востребованным благодаря исключительно удачной конструкции. По лицензии его используют многие производители автотранспорта, в том числе и Волжский автомобильный завод, который впервые оснастил шарнирами равных угловых скоростей классическую «Ниву». Без этой детали сложно представить себе современные легковые транспортные средства.

Найти эту деталь просто. У переднеприводных машин данными устройствами оснащены передние полуоси, а у полноприводных с независимым типом подвески – еще и задние. У первых соответственно четыре гомокинетических шарнира, а у вторых – восемь. Однако существуют транспортные средства, у которых стоит по одному на каждой стороне или ШРУСЫ заменяют кардан, передавая крутящий момент на задний редуктор.

Устройство ШРУСа слегка замысловатое и сначала ставит в тупик тех, кто не может понять, зачем было так усложнять. Дело в том, что при повороте управляемых колес относительно коробки переключения передач возникает проблема с передачей вращения, решить которую как раз и были призваны гомокинетические шарниры. На работу этих узлов не влияют неровности дорожного покрытия и положение колес, что придает подвеске и рулевому управлению больше свободы.

Работа ШРУСов схожа с функцией, выполняемой карданами. Однако эти узлы очень сильно отличаются друг от друга. По технологичности и совершенству карданы в корне уступают шарнирам равных угловых скоростей. Последние находятся на ступень выше.

Среди главных различий можно назвать то, что, в отличие от карданов, шарниры равных угловых скоростей выполняют синхронную передачу крутящего момента, когда вращение обоих валов происходит равномерно, и позволяют делать это без особых затруднений под значительными углами – до 70° в случае шариковых шарниров. Попутно происходит снижение нагрузок на узлы трансмиссии и снижение интенсивности паразитных вибраций.

ШРУСЫ в автомобиле:

  • выполняют непрерывную передачу крутящего момента;
  • обеспечивают возможность работы подвески и рулевого управления;
  • снижают уровень паразитных вибраций.

Гомокинетические шарниры могут относиться к разным типам, среди которых наиболее широко распространены шариковые и трипоидные.

Крутящий момент с одного вала на другой передается двумя шарнирами – внутренним и наружным. Первый является частью коробки переключения передач, а второй – ступицы ведущего колеса. Валы в сборе с ШРУСами называются полуосями. Автомобиль оснащается двумя – по одной на каждую сторону (слева и справа).

Устройство внутреннего ШРУСа (чаще всего трипоидного типа) позволяет ему справляться с компенсацией осевых перемещений привода, а внешнего – передавать крутящий момент при повороте полуоси на разные углы.

Основные виды ШРУСов

Гомокинетические шарниры (ШРУСы) бывают наружными, входящими в конструкцию ступиц ведущих колес, и внутренними. Их устройство имеет отличия, обусловленные разным назначением. Первые отвечают за передачу крутящего момента с оси приводных валов на колеса, а вторые – от КПП на приводные валы.

В конструкцию наружных ШРУСов входят:

  • сферический корпус, совмещенный с ведомым валом;
  • шаровидная обойма, соединенная с ведущим валом;
  • шесть шариков, расположенных в обойме;
  • сепаратор, удерживающий шарики;
  • герметичный пыльник, наполненный консистентной смазкой.

Внутренние ШРУСы включают в себя:

  • корпус-стакан с тремя канавками, совмещенный с ведущим валом;
  • трехлучевую вилку, помещенную в корпус и надевающуюся на шлицы ведомого вала;
  • три ролика, вращающиеся на игольчатых подшипниках;
  • герметичный пыльник с консистентной смазкой.

Число продольных полусферических канавок, проходящих по внутренней обойме и корпусу, равно количеству шариков. Когда меняется угол между валами, происходит перемещение последних вдоль канавок без прерывания передачи крутящего момента.

Конструкция ШРУСов может быть различной – это зависит от конкретной модификации, однако принципиально они друг от друга не отличаются. Разберем четыре разновидности гомокинетических шарниров, две из которых в наши дни почти не применяются на автомобилях:

Шариковые

Наибольшее распространение получили шарниры равных угловых скоростей шарикового типа, которые чаще всего используются как наружные. Устройство и принцип работы таких ШРУСов выглядят следующим образом.

Внешний корпус заключает в себе обойму и сепаратор. Шарики, которые перемещаются по канавкам с полукруглым сечением, делают возможной передачу крутящего момента при повороте колеса на угол до 70°. Передача происходит стабильно и равномерно вне зависимости от того, насколько сильно повернуты управляемые колеса автомобиля.

Спаренные карданные

Шарниры этого типа могут называться ШРУСами только с натяжкой. Такими тяжелыми и громоздкими узлами современные автомобили практически не оснащаются. Задумка конструкторов заключается в применении последовательно расположенной пары карданных шарниров, которые должны сглаживать неравномерное вращение друг друга.

Такой узел справляется с передачей вращения на угол не более 20°. Подобное решение применяется в основном на тракторах и спецтехнике.

Трипоидные

ШРУСы этого типа используются на большинстве современных автомобилей как внутренние. В отличие от шариковых, они очень надежны. Однако у этого решения есть и недостатки, главный из которых – малый угол передачи крутящего момента (до 20°). Из преимуществ специалисты выделяют наличие большого свободного осевого хода, обеспечивающего изменение длины осей при движении по неровностям дороги. Эти узлы отличаются долговечностью и способностью сопротивляться большим ударным нагрузкам.

Устройство трипоидного ШРУСа отличается относительной простотой. Конструкция представляет собой трехлучевую вилку с тремя роликами, каждый из которых вращается на игольчатом подшипнике. Сама вилка свободно движется вдоль шлицов благодаря наличию специальных пазов в стакане.

Кулачковые

Кулачковыми (сухариковыми), а также кулачково-дисковыми ШРУСами не оснащают легковые автомобили из-за их технического несовершенства. Такой узел, включающий в себя парные вилки и фасонные диски, способен сопротивляться огромным нагрузкам, но ломается на высоких оборотах. Кроме того, они быстро перегреваются, из-за чего их применяют в основном на грузовом автотранспорте.

ШРУС может выйти из строя, если:

  • повреждены защитные чехлы;
  • недостаточно консистентной смазки или она в плохом состоянии;
  • водитель предпочитает агрессивную манеру вождения;
  • изношены сепаратор, внутренняя обойма, шарики или внутренние пазы наружной обоймы шарнира.

Если ШРУС выходит из строя, чаще всего неполадки бывают связаны с повреждением пыльника или ослабленными хомутами, которые приводят к утрате герметичности. Попадающие внутрь чехла влага и твердые частички дорожного покрытия приводят к образованию абразивной смеси, которая быстро разрушает детали этого узла.

Признаки неисправности ШРУСа

Шарниры равных угловых скоростей, которые устанавливаются на современные автомобили, обладают крайне большим эксплуатационным ресурсом, сравнимым со сроком службы самого транспортного средства. Однако порой эти узлы выходят из строя, что приводит к необходимости дорогостоящего и сложного ремонта, а в наиболее тяжелых случаях – замены всей полуоси.

Как правило, ШРУСы выходят из строя из-за того, что автомобиль эксплуатируется с грубыми нарушениями рекомендаций производителя. С заводским браком специалисты сервисных центров почти не встречаются.

Разберем основные причины, которые могут приводить к поломке шарниров равных угловых скоростей:

Нарушение герметичности чехла

Устройство пыльника ШРУСа предусматривает надежную защиту узла от влаги и грязи. Даже незначительное повреждение может привести к тому, что из чехла начнет выдавливаться консистентная смазка, а внутрь – просачиваться вода и попадать твердые частички загрязнений. Результатом может стать коррозия и повреждение деталей абразивом. Если пыльник поврежден, это однозначный сигнал о необходимости посещения сервисного центра.

Рывки и вибрация при движении

При наборе скорости на автомобиле с несправными гомокинетическими шарнирами могут ощущаться небольшие рывки, свидетельствующие о наличии серьезного износа канавок. Если движение сопровождается вибрацией, причина, скорее всего, в поломанном внутреннем трипоидном ШРУСе.

Щелчки

Появление характерных щелчков также может быть признаком неисправности шарниров равных угловых скоростей. Чаще всего такими звуками сопровождается езда с малой скоростью. При разгоне они становятся неразличимыми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *