Какие автомобили разделяют по разрешенной максимальной массе
Перейти к содержимому

Какие автомобили разделяют по разрешенной максимальной массе

  • автор:

Какие автомобили разделяют по разрешенной максимальной массе

Письмом Минюста России от 21.09.2009 N 03-2609 предписано руководствоваться данным документом в целях организации эксплуатации транспортных средств.

Классификация автотранспортных средств, принятая ЕЭК ООН

Тип и общее назначение АТС

Максимальная масса, т

Класс и эксплуатационное назначение АТС

АТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие не более 8 мест для сидения (кроме места водителя)

Легковые автомобили, в том числе повышенной проходимости

АТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя)

Автобусы: городские (кл. I), междугородные (кл. II), туристические (кл. III)

АТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие более 8 мест (кроме места водителя)

Автобусы: городские, в том числе сочлененные (кл. I), междугородные (кл. II), туристические (кл. III)

Отдельно выделяются маломестные АТС, предназначенные для перевозки пассажиров, вместимостью не более 22 сидящих или стоящих пассажиров (кроме места водителя)

Автобусы маломестные, в том числе повышенной проходимости, для стоящих и сидящих пассажиров (кл. A) и для сидящих пассажиров (кл. B)

АТС, предназначенные для перевозки грузов

Грузовые, специализированные и специальные автомобили, в т.ч.

АТС, предназначенные для перевозки грузов

Свыше 3,5 до 12,0

Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, специализированные и специальные автомобили

АТС, предназначенные для перевозки грузов

Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, специализированные и специальные автомобили

АТС, буксируемые для перевозки

АТС, буксируемые для перевозки

Свыше 0,75 до 3,5

Прицепы и полуприцепы

АТС, буксируемые для перевозки

Свыше 3,5 до 10,0

Прицепы и полуприцепы

АТС, буксируемые для перевозки

Прицепы и полуприцепы

Вместе с новой международной классификацией в нашей стране также используется отраслевая нормаль ОН 025 270-66, регламентирующая классификацию и систему обозначения АТС. Подвижному составу присваивались обозначения в соответствии с заводскими реестрами, включающими как буквенные обозначения завода-изготовителя, так и порядковый номер модели подвижного состава. Заводские обозначения подвижного состава практикуются до настоящего времени для ряда моделей, включая АТС специализированного и специального назначения.

В соответствии с нормалью ОН 025 270-66 была принята следующая система обозначения АТС.

1-я цифра обозначает класс АТС:

Для легковых автомобилей по рабочему объему двигателя (в литрах или куб. дм):

11 — особо малый (объем до 1,1 л);

21 — малый (от 1,1 до 1,8 л);

31 — средний (от 1,8 до 3,5 л);

41 — большой (свыше 3,5 л);

51 — высший (рабочий объем не регламентируется).

Для автобусов по габаритной длине (в метрах):

22 — особо малый (длина до 5,5);

32 — малый (6,0 — 7,5);

42 — средний (8,5 — 10,0);

52 — большой (11,0 — 12,0); 62 — особо большой;

(сочлененный) (16,5 — 24,0).

Для грузовых автомобилей по полной массе:

Эксплуатационное назначение автомобиля

Категории и подкатегории транспортных средств

К категории «А» относятся мотоциклы и другая легкая колесная техника с рабочим объемом двигателя, более 125 куб. см, максимальной мощностью выше 11 кВт и массой до 400 кг в снаряженном состоянии. Ниже даны подробные определения категории. Количество колес роли не играет. Их может быть 2, 3 и 4.

Категория В. Легковой автомобиль

Категория В. Легковой автомобиль

Согласно закону «О безопасности дорожного движения», к категории «В» относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест в которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.

Категория C. Грузовой автомобиль (грузовик)

Категория C. Грузовой автомобиль (грузовик)

Согласно закону «О безопасности дорожного движения», к категории «C» причисляются автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов (за исключением относящихся к категории «Д» автобусов), то есть – грузовики.

Категория D. Автобус

Категория D. Автобус

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, к категории «D» причисляются, предназначенные для перевозки пассажиров транспортные средства, количество сидячих мест в которых более восьми.

Категория М. Скутер, мопед и легкий квадрицикл

Категория М. Скутер, мопед и легкий квадрицикл

До недавнего времени для управления скутерами (механическими транспортными средствами с объемом двигателя до 50 куб. см и максимальной скоростью до 50 км/ч) права не требовались.

Категория А1. Легкий мотоцикл

Категория А1. Легкий мотоцикл

Мотоциклы с объемом двигателя до 125 куб. см и мощностью, не превышающей 11 кВт законодательно выделены в отдельную подкатегорию – А1.

Категория ВЕ, она же Е к В. Прицеп легковой

Категория ВЕ, она же Е к В. Прицеп легковой

Категория Е, фактически, не является самостоятельной категорией транспортных средств. Буквой «Е», совместно с еще одной (основной), обозначаются составы транспортных средств.

Категория CЕ. Она же Е или Е к С. Прицеп грузовой

Категория CЕ. Она же Е или Е к С. Прицеп грузовой

Категория Е, фактически, не является самостоятельной категорией транспортных средств. Буквой «Е», совместно с еще одной, обозначаются составы транспортных средств. Таким образом, сочетанием СЕ – это «С с прицепом». Иногда в рекламе встречаются неофициальные обозначения «Е к С». Если в тексте упоминается просто категория Е, речь скорее всего идет о СЕ.

Иные (маловостребованные) категории ТС

Иные (маловостребованные) категории ТС

Помимо перечисленных на этой странице категорий транспортных средств, существуют и другие. Например, Tm – это трамвай, их в Петрозаводске вообще нет, Tb – это троллейбус. Хотите знать о них больше? Жмите сюда

Категория DE

Категория DE

Категория DE. (неофициально «Е» к «D») – автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, сочлененные автобусы.

Внедорожная техника

Внедорожная техника

Лицо, управляющее снегоходом, мотовездеходом (квадроциклом), трактором, экскаватором и др. самоходными машинами, согласно действующего законодательства, обязано иметь при себе удостоверение, выдаваемое органами Гостехнадзора, а не ГИБДД!

категории возраст,
с которого
можно обучаться на права
возраст,
с которого
можно сдавать на права
возраст,
с которого
можно получить права
16 16 16
16 16 16
16 18 18
16 17 18
16 17 18
21 21 21
19 * 19 19
19 * 19 19
22 * 22 22

* при наличии действующего водительского удостоверения соответсвующей основной категории (B, C, D) не менее 12 месяцев.

Права можно получить на одну из нескольких «категорий». Несколько упрощенно их можно описать так:

Категория М
Категория М – мопеды и легкие квадрициклы. Мопед – это двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50
км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной от 0,25
кВт до 4 кВт.

Категория А
Категория А — мотоциклы с рабочим объемом двигателя, более 125 куб. см и максимальной мощностью выше 11 кВт. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические
транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.

Категория А1
Подкатегория А1 – мотоциклы с рабочим объемом двигателя, не превышающим 125 куб. см, и максимальной мощностью, не превышающей 11 кВт.

Категория B
Категория В – автомобили (за исключением транспортных средств категории «A»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо
сиденья водителя, не превышает 8 (8 и менее) + автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, когда общая разрешенная максимальная масса автопоезда не превышает 3500 кг.

Категория B1
Подкатегория В1 – трициклы и квадрициклы.

Категория C
Категория С – автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг.

Категория C1
Подкатегория С1 – автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, но не превышает 7500 кг.

Категория C1E
Подкатегория С1Е – автомобили подкатегории «C1», сцепленные с прицепом, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава не превышает 12 000 кг.

Категория D
Категория D – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест (9 и более), помимо сиденья водителя.

Категория D1
Подкатегория D1 – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8, но не более 16 сидячих мест, помимо сиденья водителя.

Категория BE
Категория BE (неофициально «Е» к «В» или Е к В) – автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг + автомобили категории
«B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, и разрешенная максимальная масса такого состава превышает 3500 кг.

Категория CE
Категория CE (неофициально «Е» к «С» или Е к С) – автомобили категории «C», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг

Категория DE
Категория DE (неофициально «Е» к «D» или Е к D) – автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, сочлененные
автобусы.

Категория D1E
Подкатегория D1E – автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750
кг, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 кг.

Внимание!

Водительское удостоверение, подтверждающее право на управление ТС категории, подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории. В частности:

Права категории «A» – «A1» и «B1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа.

Категории «B» – подкатегории «B1» (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа)

Категории «C» – подкатегории «C1».

Категории «D» – подкатегории «D1».

Категории «CE» – подкатегории «C1E».

Категории «DE» – подкатегории «D1E».

Российское национальное водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортными средствами, подтверждающие право на управление транспортными
средствами любой из категорий или подкатегорий, перечисленных в настоящей статье, подтверждает право на управление транспортными средствами категории «M».

К транспортным средствам категорий «B», «C» и подкатегории «C1» приравниваются самоходные шасси транспортных средств, используемых для перевозки грузов и относящихся к
соответствующим категориям и подкатегории.

Дополнительно

Категория «Tm» – трамваи.

Категория «Tb» – троллейбусы.

В нашей автошколе возможно обучение на несколько категорий одновременно например:
А+В, А+D, С+D, D+EкB, D+EкС, D+EкB+EкC, EкC+EкB

Внимание!

В разных странах деление на категории может отличаться. Например, имея только категорию В, и законно управляя в России маломестным автобусом, Вы не сможете въехать на
нем в Финляндию (нужна категория D).

Категории транспортных средств в техническом регламенте (M1, M2, M3, N)

Категории M1 и N3

В 2024 году в России применяется технический регламент таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств. Этот нормативный документ содержит требования, предъявляемые к техническому состоянию автомобилей. Соответствие данным требованиям проверяется в том числе и в ходе технического осмотра транспортного средства.

Технический регламент таможенного союза вступил в силу достаточно давно, однако далеко не каждому водителю приходилось с ним сталкиваться. Особенность регламента заключается в том, что в нём используются специальные категории транспортных средств, которые ранее в нормативных правовых документах не встречались.

В этой статье речь пойдет о категориях ТС в регламенте, а также о транспортных средствах, к которым эти категории относятся:

  • Таблица категорий в техническом регламенте.
  • Мототранспортные средства:
    • Мопеды, мотовелосипеды, мокики.
    • Мотоциклы, мотороллеры, трициклы.
    • Квадрициклы.
    • Автомобили легковые.
    • Автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства.

    Таблица категорий в техническом регламенте

    Категории в регламенте

    Категория технического регламента Расшифровка
    L1-L2 Мопеды, мотовелосипеды, мокики
    L3-L5 Мотоциклы, мотороллеры, трициклы
    L6-L7 Квадрициклы
    M1 Автомобили легковые
    M2-M3 Автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства
    N1-N3 Грузовые автомобили
    O1-O4 Прицепы

    Мототранспортные средства

    Мопеды, мотовелосипеды, мокики

    • в случае двигателя внутреннего сгорания — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см 3 , или
    • в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.
    • в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см 3 , или
    • в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или
    • в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

    Со скутерами дело обстоит достаточно просто:

    • Если скутер имеет 2 колеса, то он относится к категории L1.
    • Если скутер имеет 3 колеса, то он относится к категории L2.

    Таким образом, категориям L1-L2 соответствуют механические транспортные средства, для управления которыми требуется водительское удостоверение категории М.

    Мотоциклы, мотороллеры, трициклы

    Категория L3 — Двухколесные транспортные средства, рабочий объем двигателя которых (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см 3 (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

    Категория L4 — Трехколесные транспортные средства с колесами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, рабочий объем двигателя которых (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см 3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

    Категория L5 — Трехколесные транспортные средства с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которых (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см 3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

    Если расстояние между центрами пятен контакта с дорожной поверхностью колес одной оси составляет менее 460 мм, такие транспортные средства относятся к категории L3.

    Категории L3-L5 относятся к транспортным средствам, для управления которыми требуется водительское удостоверение категории А:

    • L3 — двухколесные мотоциклы, а также трехколесные мотоциклы с небольшим расстоянием между колесами на оси (менее 46 см);
    • L4 — ассиметричные трехколесные мотоциклы (например, мотоцикл с коляской);
    • L5 — симметричные трехколесные мотоциклы (например, мотоцикл с кузовом по центру).

    Квадрициклы

    • в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см 3 , или
    • в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью двигателя, не превышающей 4 кВт, или
    • в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

    С точки зрения правил дорожного движения квадрициклы категории L6 являются мопедами, т.е. для управления ими требуется удостоверение категории M. Для более мощных квадрициклов категории L7 требуются права подкатегории B1.

    Деление между категориями L6 и L7 осуществляется исключительно на основе мощности двигателя. Более мощные квадрициклы относятся к категории L7.

    Пассажирские транспортные средства

    Автомобили легковые

    Категория M1 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения — легковые автомобили.

    Рассмотрим категорию M1, которая относится к легковым транспортным средствам. Именно эта категория заинтересует большую часть автовладельцев, так как именно категории М1 соответствует категория B обычного водительского удостоверения.

    Так что если Вы ищите в техническом регламенте требования, относящиеся к легковому автомобилю, то Вам следует обращать внимание исключительно на пункты, относящиеся к категории M1.

    Обратите внимание, что к категории M1 не относятся грузовые транспортные средства категории B. Речь о них пойдет ниже.

    Автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства

    Категория M2 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т.

    Категория M3 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т

    Пассажирские автобусы и троллейбусы в зависимости от их веса относятся к категориям M2 и M3. Таким образом, категории M2 и M3 соответствуют категории D обычного водительского удостоверения.

    Кроме того, если автобус имеет от 1 до 8 пассажирских мест, то транспортное средство относится к категории B.

    Грузовые автомобили

    Категория N1 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т.

    Категория N2 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т.

    Категория N3 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 т.

    Грузовые автомобили относятся к категории N технического регламента, внутри которой они также как и автобусы делятся на подкатегории по весу.

    Грузовым автомобилям категории B соответствует категория N1 технического регламента, грузовым автомобилям категории C — категории N2 и N3.

    Прицепы

    Категория O1 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых не более 0,75 т.

    Категория O2 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 0,75 т, но не более 3,5 т.

    Категория O3 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10 т.

    Категория O4 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых более 10 т.

    Категория O включает в себя все прицепы и полуприцепы, которые также подразделяются в зависимости от их допустимой максимальной массы.

    Прицепами категории O1 можно управлять при отсутствии категории E в водительском удостоверении.

    Категориям O2, O3, O4 соответствует любая из категорий E к B, E к C, E к D водительского удостоверения.

    Таблица соответствия категорий

    Для того, чтобы Вам было проще ориентироваться в многообразии категорий технического регламента, я составил специальную таблицу, содержащую соответствующие категории ПДД и технического регламента.

    Категория ВУ Категория технического регламента
    A, A1 L3-L5
    B (легковые) M1
    B (грузовые) N1
    B (автобусы с числом мест до 9) M1
    B1 L7
    C N2-N3
    D M2-M3
    E O2-O4
    M L1-L2, L6

    Используя таблицу Вы сможете без труда определить категорию любого транспортного средства. Ну а если с этим возникают какие-то проблемы, то еще раз обратитесь к тексту этой статьи.

    В завершение напомню, что в процессе технического осмотра проверяется соответствие автомобиля требованиям приложения № 8 «Требования к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации».

    Удачи на дорогах!

    Обновлено: 10 июня 2020
    Максим Калашников

    эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).

    Транспортные перевозки

    header

    Известно несколько классификаций АТС, которые разрабаты­вались в интересах различных ведомств по соответствующим клас­сификационным признакам.

    По назначению АТС делятся на грузовые, пассажирские и спе­циальные. К грузовым относятся АТС предназначенные для пере­возки различных видов грузов. К пассажирским относятся АТС предназначенные для перевозки людей, это автобусы и легковые автомобили. К специальным относятся автомобили предназначены не для транспортирования грузов или пассажиров, а щя монтажи специального оборудования с целью выполнения соответствующих работ.
    По типу двигателя АТС делятся на бензиновые, дизельные, га­зовые, газогенераторные, электрические и другие.

    По проходимости АТС делятся на автомобили обычной прохо­димости (непопноприводные), повышенной проходимости (полно­приводные), болотоходы, снегоходы, плавающие и другие, а полу­прицепы и прицепы делятся на имеющие активный привод и без активного привода.

    По колесной формуле АТС классифицируются по общему чис­лу колес и по числу ведущих колес. Колесная формула. Для колес­ных автомобилей принято обозначение двумя цифрами, разделен­ными знаком умножения. Первая цифра — общей число колес, вто­рая — число ведущих колес (двухскатные колеса считаются за одно колесо). Исключение составляют переднеприводные автомобили и автопоезда с одноосными тягачами, где первая цифра — число ве­дущих колес, вгорая — общее число колес.
    Для грузовых автомобилей в основную колесную формулу мо­жет быть введена через точку третья цифра: «1» означает, что все колеса односкатные; «2» — что ведущая задняя ось (оси, тележки) имеют двухскатную ошиновку.
    Таким образом, колесные формулы 4×2.2, 4×2.1, 4×4.2 и 4×4.1; 6×4.2, 6×6.2, 6×6.1 и 6×2.1; 8×4.2, 8×4.1, 8×8.2 и 8×8.1 означают, со­ответственно, двух-, трех- и четырехосные грузовые автомобили.
    Сочлененные грузовые автопоезда с одно-двухосными тягача­ми имеют колесную формулу 2×4.1 и 2×6.1
    По характеру исполнения АТС делятся на одиночные автомо­били, автомобили-тягачи для буксирования прицепов и автомобили седельные тягачи для буксирования полуприцепов.
    По числу осей АТС делятся на одно-, двух-, трех-, четырех- и многоосные.

    По климатическому исполнению АТС делятся на исполнение обычное (умеренный климат), северное (холодный климат) и жар­кое (тропический — влажный и пустынный — запыленный климат).
    Кроме того АТС делятся на армейские, сельскохозяйственные, лесохозяйственные, строительные и другие. По конструктивным признакам АТС подразделяются еще на капотные, безкапотные, ко-роткокапотные, длиннобазные, короткобазные, с различными трансмиссиями, по расположению двигателя, с передним, средним и задним продольным и поперечным расположением двигателя.
    Большинство из перечисленных классификационных признаков практически имеют незначительное отношение к отрасли автомо­бильный транспорт. Поэтому разработана специальная транспорт­ная классибикация, основанная на принципе использования АТС
    (рис. 3.6).
    По этой классификации, все виды автомобилей и автомобиль­ных поездов подразделяются на три группы, определяемые их мас­сой, точнее, наибольшей величиной осевой нагрузки на опорную поверхность. Этим характеризуется возможность их применения на тех или иных видах автомобильных дорог.

    Все автомобили разделены на три группы:

    1. группа А, нагрузка на ось от 6 до 10 т.;
    2. группа Б, нагрузка на ось до 6 т.;
    3. группа внедорожная не имеющая ограничений по нагрузке на ось (карьерные, аэродромные и т.п.).

    К группе А относятся автомобили МАЗ, КрАЗ, а также некото­рые модели автомобилей КамАЗ, большегрузные автомобили ино­странного производства, многоместные автобусы Ликинского и Львовского заводов, автобусы «Икарус» и другие.
    К группе Б относятся автомобили УАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, УралАЗ, КАЗ, а также некоторые модели автомобилей КамАЗ, автобусы средней размерности Ликинского, Львовского, Павловского и Кур­ганского заводов, все автобусы малой размерности и легковые ав­томобили.
    К группе внедорожных относятся карьерные самосвалы БелАЗ и другие.
    Все автомобили подразделяются на транспортные, используе­мые для перевозки грузов и пассажиров и на специальные — не транспортные. К последним относятся пожарные автомобили, авто­краны, автовышки, подметальные, снегоуборочные и другие.
    Транспортные автомобили и автопоезда подразделяются на грузовые и пассажирские, а последние на автобусы и легковые. Каждая из трех разновидностей подразделяется по своим основным конструктивным схемам, размерности и виду перевозок.
    Грузовые автомобили по конструктивной схеме подразделяют­ся на одиночные и автопоезда, последние могут состоять из борто­вого автомобиля с прицепом или седельного автомобиля-тягача с полуприцепом.
    Для организации поточного движения по дорогам все грузовые автомобили и автобусы независимо от их полной массы должны обладать одинаковыми тягово-скоростными качествами, одинако­вой динамикой разгона и торхюжения. Для этого необходимо чтобы мощности двигателей были пропорциональны полным массам транспортных единиц. В противном случае снижается пропускная способность дорог и могут создаваться заторы движения. Поэтому на автомобилях-тягачах, используемых с прицепом или полуприце­пом, нужно применять двигатель более мощный, чем на одиночных автомобилях.
    Грузовые автомобили по размерности (по грузоподъемности) раз­деляются на пять классов:

    1. особо малой до 0,5 т;
    2. малой от 0,5 до 2,0 т;
    3. средней от 2,0 до 5,0 т;
    4. большой от 5,0 до 15,0 т;
    5. особо большой свыше 15,0 т.

    Грузовые автомобили и автопоезда подразделяются по виду пе­ревозок, определяющему тип кузова на две группы:

    1. универсальные — многоцелевого назначения с кузовом борто­вая платформа;
    2. специализированные, конструктивно приспособленные для перевозки одного или нескольких определенных видов грузов,

    Автомобили и автопоезда могут быть двух видов по дальности перевозок — для местных перевозок, на расстояние в пределах 50 км, а также для дальних, междугородн их. Автобусы по конструкционной схеме подразделяются на три вида:

    1. одиночные;
    2. сочлененные;
    3. автобусные поезда, то есть автобус с прицепом.

    Одиночные автобусы применяются наиболее часто.
    Сочлененные автобусы применяются для улучшения маневрен­
    ности автобусов большой вместимости.
    Автобусные поезда применяются ограниченно. Возможно при­менение прицепов для перевозки багажа, а также применение при­цепов для обслуживания аэропортов.
    Двухэтажные автобусы в классификацию не включены, так как в Российской Федерации они распространения не получили. Их ос­новные недостатки: плохая устойчивость, затруднение посадки и высадки.
    Автобусы по габаритной длине согласно ГОСТ 18716-73 подразде­ляются на пять классов:

    1. особо малые длиной до 3,0 м;
    2. малые длиной от 6,0 до 7,5 м;
    3. средние длиной от 8,0 до 9,5 м;
    4. большие длиной от 10,0 до 12,0 м;

    Для автобусов наряду с габаритной длиной необходимо также учитывать вместимость (табл. 3.1).
    По виду перевозок автобусы подразделяются на следующие разно­видности: городские, пригородные, междугородные, местного сообщения, общего назначения, туристиче­ские, экскурсионные и школьные.

    Таблица 3.1. Классификация автобусов

    Легковые автомобили по конструкции кузова подразделяются на седаны, купе, универсалы, фастбеки. лимузины и другие
    Легковые автомобили различаются по величине рабочего объе­ма двигателя, массе автомобиля и числу мест. При предельном ме­жду группами н классами рабочем объеме двигателя определяющей принимается сухая масса автомобиля. По виду перевозок легковые автомобили подразделяются на личные, служебные, такси и про­катные.
    В отечественном автомобилестроении используется классифи­кация и система обозначения АТС, определяемые отраслевой нор­малью ОН 025 270-66 Минавтопрома СССР.
    В соответствии с нормалью ОН 025 270-66 принята следующая система обозначения АТС: каждой новой модели автомобиля, при­цепа и полуприцепа присваивается индекс, состоящий из ряда букв и цифр.
    Перед полным цифровым индексом ставится через дефис бук­венное обозначение (марка) завода-изготовителя (аббревиатура или условное название, например: ГАЗ, ЗИЛ, КрАЗ, Урал, Москвич). Первая цифра обозначает класс АТС: по рабочему объему дви­гателя — для легкового автомобиля; по габаритной длине — для ав­тобуса; по полной массе для грузового автомобиля. Вторая цифра указывает на тип АТС: легковой автомобиль обозначается цифрой 1 автобус — 2, грузовой автомобиль или пикап — 3, седельный тягач — 4, самосвал — 5, цистерна — 6, фургон — 7, цифра 8 — резерв, специ­альное АТС-9.
    Третья и четвертая цифры индексов указывают на порядковый номер модели, а пятая говорит о том, что это не базовая модель, а модификация. Шестая цифра обозначает вид исполнения: для хо­лодного климата — 1, экспортное исполнение для умеренного кли­мата — 6, экспортное исполнение для тропического климата — 7.
    Некоторые АТС имеют в своем обозначении через тире при­ставку 01, 02, 03, 04 и т.п., что указывает на то, что модель или мо­дификация является переходной или имеет какие-то дополнитель­ные комплектации.
    Две первые цифры индексов, присвоенных в соответствии с от­раслевой нормалью легковым автомобилям, автобусам, грузовым (специализированным) автомобилям и прицепам (полуприцепам) приведены соответственно в табл.3.2, 3.3, 3.4.

    Для прицепного состава первая цифра 8 для прицепов и для по­луприцепов цифра 9.
    Для прицепов и полуприцепов вторая цифра обозначает тип прицепного состава в соответствии с типом автомобиля-тягача, т.е. 1 — это прицеп легкового автомобиля, 2 — пассажирский прицеп к автобусу и т.д. (табл.3.5.).

    Таблица 3.5. Индексы прицепов и полуприцепов (первые две цифры по ОН 025270-66)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *