Что такое глубокая разрядка аккумулятора на автомобиле
Перейти к содержимому

Что такое глубокая разрядка аккумулятора на автомобиле

  • автор:

Глубокая разрядка АКБ. Что же это? Причины и результаты. Часть 1

Глубокая разрядка АКБ. Что же это? Причины и результаты. Часть 1

Разряд аккумулятивной батареи, сколько разговоров и легенд стоит за этими словами. Всех интересует, чем же разряд так тяжел, какие есть основания его появления, ну и несомненно результаты разряда аккумулятивной батареи. Интересно, то что данных разрядов опасаются как раз кислотные АКБ. А вот к примеру, AGM или GEL не так сильно чувствительны к нему, их можно много раз разряжать! Вы спросите, почему? Давайте, объясню подробно.

Процесс разряжения АКБ — это совершено обычный процесс ее использования– вначале АКБ накапливает энергию, а потом делится ею. Но, с конструкцией его далеко не все хорошо. АКБ- очень прихотливое устройство…

1. Аккумулятор запрещается перезаряжать, а то могут осыпаться свинцовые пластины

2. Его нельзя «глубоко» разряжать, что говориться в ноль

3. Необходимо наблюдать за плотностью электролита

4. Поддерживать уровень электролита

5. Необходимо наблюдать за банками, в противном случае они могут замкнуть

Шуток достаточно много, безусловно, на данный момент есть так называемые необслуживаемые аккумуляторные батареи, они не доставляют так много проблем, они уберегут от трудностей с электролитом. Но, к сожалению данные вопросы как процесс перезаряда и глубокого разряда остаются. Из-за этого необходимо правильно использовать Ваш аккумулятор батарею.

ВСЕГО НИЧЕГО О РАЗРЯДЕ – ЗАРЯДЕ

Данные процессы можно охарактеризовать напряжением аккумуляторной батареи. Наверно, большинство из Вас знает, что напряжение на аккумуляторе автомобиля 12Вольт, это не совершенно правильно. Идеальный показатель это – 12,7 Вольт.

Интенсивное разряжение — это где-то 10,5 — 11,0Вольт, при таких показателях вы уже не запустите своего автомобиля. Это так сказать наименьший порог. Безусловно, возможно совершить процесс разряжения в ноль, то есть 0 Вольт, это и будет глубоким параметром.

ВКРАТЦЕ О КОНСТРУКЦИИ

Батарея, состоит из пакетов свинцовых пластин и пакетов диоксида свинца, то есть минусовые и плюсовые, между ними пролагается специальный диэлектрик, который не дает пластинам перемыкать. Такие «наборы» погружаются в кислотный электролит,35 процентов серной кислоты + 65 процентов дистиллированной водицы, после этой процедуры они готовы накапливать заряд. В общем таких разделов шесть, обычно их называют банки. Каждый из них выдает напряжение примерно в 2,1 Вольта, если немного посчитать, умножить на шесть — Вы получите нужную цифру. Показатели — 12,6 – 12,8Вольта.

Конструкция вообще весьма прочная, но ахиллесовой пятой в этой цепочке является электролит, а точнее серная кислота. Вторая составляющая, дистиллированная вода, напрямую оказать содействие выходу из строя при перезаряде! Потому что:

Он начинает кипеть, должным образом температура внутри банки – увеличивается, что отрицательно влияет на пластины, они запросто могут осыпаться. Имеет обыкновение испаряться, что уменьшит емкость АКБ, и негативно скажется на пластинах.

ГЛУБОКИЙ РАЗРЯД — ВРЕДИТЕЛЬ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ

Безупречная плотность электролита должна быть 1,27 г/см3, это соотношение воды и серной кислоты. При процессе разряда, из электролита, принимается поглощаться серная кислота, вернее она начинает оседать на диоксидных пластинах в виде солей. И конечно же, чем минимальное разряд, тем интенсивнее они оседают на пластинах – плотность решительно падает.

Дальше, глубокого разряда, разряжается просто невозможно, это так сказать самый «большой» возможный предел аккумуляторной батареи. При данном хим. процессе, серная кислота находится в виде солей на плюсовых пластинах, и чтобы ее оттуда снять, нужно как можно стремительней совершить процесс зарядки АКБ.

Глубокий разряд аккумулятора. Что это такое, его причины и последствия.

В статье попытаемся разобраться, что такое глубокий разряд аккумулятора, чем это грозит, почему их боятся именно свинцово-кислотные акб, а изготовленные по технологии Gel и AGM аккумуляторы переносят намного лучше.

Разряд аккумулятора, это нормальный процесс его работы, в этом и отличие его от обычной батарейки, многократный перезаряд и длительное использование. Конечно, следует правильно эксплуатировать батарею, чтобы она прослужила долго и сохранила свою емкость. Для этого следует выполнять следующие правила:

  • Не перезаряжать, иначе пластины могут осыпаться
  • Не разряжать до «нуля»
  • Следить за уровнем электролита
  • Следить чтобы банки не замкнули

Последние два пункта не относятся к необслуживаемым акб, но за зарядом-разрядом все равно придется следить.

Разряд-заряд

Уровень заряда аккумуляторной батареи характеризуется величиной напряжения на его клеммах. Полностью заряженный имеет напряжение 12,7В – это 100%.

Разряженный имеет напряжение 10,5-11В, это минимальный порог до которого стоит разряжать акб, если мы хотим в дальнейшем зарядить его и использовать. Можно конечно разрядить и до 0-3В, но обычно после таких низких напряжений, акб не восстанавливаются или восстанавливаются не полностью.

Строение аккумулятора

Акб состоит из свинцовых пластин, между ними находится специальный диэлектрик, который не дает пластинам соприкасаться, и перемыкать. Все это залито электролитом. Обычно аккумулятор разделен на 6 таких разделов (6 банок) соединенных последовательно по 2,1В.

Так при перезарядах составляющие банок начинают греться, дистиллированная вода испаряться, и пластины осыпаться, а при разрядах падает концентрация серной кислоты, ана оседает на свинцовых пластинах в ввиде солей, и при сильных разрядах, соли полностью не разрушаются, а остаются на этих самих пластинах. Таким образом падает емкость акб, после каждого глубокого разряда на 2-3%, после 7-10 таких разряда акб теряет 20-30 % своей емкости.

строение аккумуляторной батареи

Почему нужно использовать AGM или гелевые аккумуляторы?

Все описанное выше относится в большей степени к обычным свинцово-кислотным акб, так как в Gel и AGM аккумуляторах электролит находится не в жидком состоянии, а абсорбированном либо в гелеобразном, что позволяет значительно повысить количество циклов глубокого разряда. Хотя и не до бесконечности.

Соответственно в автомобилях допускается использование свинцово кислотных акб, так как они находятся в преимущественно заряженном состоянии и могут проработать длительное время.

В системах резервного питания предполагается работа в циклах заряда-разряда, поэтому необходимо использовать только гелевые или AGM аккумуляторные батареи.

Глубокий разряд и восстановление автомобильных аккумуляторов: мифы и реальность

Восстановление АКБ после глубокого разряда – это тема, которая вызывает много вопросов. В большинстве случаев это происходит после долгого хранения аккумулятора в несоответствующих условиях и далеко не каждую батарею можно реанимировать.

Глубокий разряд: что это и почему он опасен

Глубокий разряд (или глубокое разрядное состояние) автомобильного аккумулятора происходит, когда аккумулятор разряжен до уровня, когда он больше не способен предоставлять достаточно электрической энергии для запуска двигателя или выполнения других функций электроснабжения. Такое состояние считается опасным по нескольким причинам.

  • Глубокий разряд может нанести серьезный вред аккумулятору через химические изменения, что приведет к уменьшению его емкости и срока службы.
  • АКБ может начать выделять взрывоопасные газы. Это приводит к потенциально опасным ситуациям, особенно если вблизи находятся источники искры или открытого пламени.
  • Требует специальных процедур для восстановления, обычной зарядки как правило недостаточно.
  • Повреждение электронных компонентов и систем авто (стартер, генератор, электроника).

Регулярная зарядка при помощи устройства или через ежедневное использование автомобиля помогают сохранить аккумулятор в хорошем состоянии и продлевают срок службы.

Причины глубокого разряда

В большинстве случаев водители сталкиваются с проблемой разряда до нуля по своей неосмотрительности. Достаточно заглушить мотор и оставить включенными фары, радио, аксессуары на несколько суток, чтобы АКБ растратил всю емкость. Есть и специфические причины.

Проблемы с зарядной системой. Дефектные генераторы, регуляторы напряжения или проводка могут не обеспечивать достаточное напряжение для аккумулятора.

Длительное хранение без подзарядки (для свинцово-кислотных АКБ нормой считается саморазряд 0.5-1% в сутки, для подержанных 1-1.7%).

Частая подзарядка другого АКБ в состоянии глубокого разряда. «Прикуривание» популярный метод в критической ситуации, когда необходимо завести другой автомобиль, например, на отдаленной дороге. Но неумелая техника гарантирует не только потерю емкости АКБ донора, но и короткое замыкание, как крайняя степень опасности – пожар.

Если аккумулятор не сразу перестает работать после глубокого разряда, его производительность будет существенно снижена, за счет сульфатации, потери активных веществ и повреждения пластин.

Мифы о восстановлении: что правда, а что вымысел

Сегодня в авто используются не только стандартные кислотно-свинцовые аккумуляторы, но гибридные, гелевые, улучшенные гелевые (AGM) и пр. Большинство мифов связано с использованием кислотных батарей как самых неприхотливых и известных. Рассмотрим некоторые.

  • Миф 1. Замена электролита может восстановить старый АКБ. Частично верно. Не всегда смена электролита восстанавливает работоспособность батареи, все зависит от состояния пластин (сульфатация, степень разрушения).
  • Миф 2. Зарядка аккумулятора в мороз может повредить его. Нет. Зарядка при – 10 может быть менее эффективной и занимать больше времени, но она не повредит аккумулятор, если соблюдаются правила.
  • Миф 3. Удар по корпусу АКБ может его восстановить. Это вымысел. Источник этого мифа в привычке граждан совка «ремонтировать» технику ударом по крышке.
  • Миф 4. Полная разрядка АКБ перед зарядкой улучшит его работу. Вымысел. Производители рекомендуют использовать АКБ в пределах диапазона 20-80%, заряжать при расходе от 20% чтобы продлить срок службы.
  • Миф 5. Добавление воды в АКБ поможет восстановить его производительность. Актуально для свинцово-кислотных обслуживаемых агрегатов где требуется контроль дистиллята и регулярный долив.
  • Миф 6. Перед использованием нового АКБ его нужно разрядить и зарядить. Это вымысел.
  • Миф 7. АКБ может быть восстановлен после глубокой разрядки. Частично правда. Некоторые АКБ могут быть восстановлены после глубокой разрядки с использованием дополнительного оборудования.

Правильное зарядное устройство

Выбор зарядного устройства зависит от типа АКБ: стандартный или гелевый. Рынок предлагает большое количество универсальных приборов, которые подходят для любого типа. Что нужно запомнить для восстановления АКБ после глубокого разряда.

  • В зависимости от емкости АКБ и состояния разряда выбирать правильный ток зарядки. Слишком высокий может повредить аккумулятор, а слишком низкий может заряжать медленно.
  • Напряжение зарядки ок 12 В.
  • Интеллектуальные зарядные имеют возможность мониторить и регулировать процесс, предотвращая перезаряд и перегрев.
  • При зарядке аккумулятора следите за безопасностью. Работайте в хорошо проветриваемом месте, избегайте искр и открытого пламени, не позволяйте детям или животным приближаться к зарядному устройству.

Одно из лучших интеллектуальных зарядных устройств – Bosch C7 (018999907M) средней ценовой категории. Подходит для кислотных, гелевых, AGM аккумуляторов емкостью 14-230 Ач. Рабочее напряжение 12/24 В, сила тока (при 12 В) зарядный 0.8-7 А, индикатор, подключается зажимами, защита от короткого замыкания, перегрева, обратной полярности.

CTEK MXS 5.0 Test & Charge – новое слово в серии интеллектуальных зарядок для кислотно-свинцовых АКБ. Режимы десульфатации, стабилизация напряжения, диагностика АКБ/генератор. Подключение «крокодилами», защита от перегрева. Подходит для стандартной подзарядки, реанимации после глубокого разряда, зимний заряд. Сила зарядного тока (при 12 В) 5 А.

Глубокий разряд аккумулятора. Что это такое? А также причины и последствия

Меня часто спрашивают – Сергей расскажи, пожалуйста, про глубокий разряд аккумулятора автомобиля? Столько ходит легенд и басен вокруг этой темы. Чем он так опасен, какие есть причины его возникновения, ну и конечно последствия. Ведь почему то этих разрядов боятся именно кислотные АКБ. А вот скажем AGM или GEL не так критичны к нему, их можно многократно разряжать! Почему так? Этому есть несколько основных причин, однако давайте разбираться последовательно …

Глубокий разряд аккумулятора

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

  • Немного о разряде – заряде
  • Коротко о строении
  • Глубокий разряд как убийца батареи
  • Причины
  • Последствия
  • Можно ли восстановить?

Разряд аккумуляторной батареи это нормальный процесс ее эксплуатации – сначала она накапливает энергию, затем ее отдает. Все прелесть АКБ, что он многозарядный, то есть не как батарейка отработала, и выкидываем, а можно постоянно заряжать большое количество циклов. Однако строение самого аккумулятора далеко не идеально, если хотите, то это очень капризное устройство:

  • Его нельзя перезаряжать, иначе могут осыпаться свинцовые пластины
  • Его нельзя «глубоко» разряжать, что говориться в ноль (про это ниже)
  • Нужно следить за плотностью электролита
  • Поддерживать уровень электролита
  • Следить за банками иначе они могут замкнуть

Приколов много, конечно сейчас появились так называемые необслуживаемые аккумуляторы, они менее проблемные, уберегут от проблем с электролитом. НО такие вопросы как перезаряд и глубокий разряд остаются. Поэтому нужно правильно выбирать и эксплуатировать вашу батарею.

Немного о разряде – заряде

Эти процессы характеризуются напряжением батареи. Наверное, многие слышали, что напряжение на автомобильном аккумуляторе 12В, это не совсем правильно. Нормальный параметр это – 12,7В. Это своего рода 100% заряда.

Сильный разряд это примерно 10,5 — 11,0В, при таких параметрах вы уже не запустите свой авто. Это своего рода минимальный порог. Конечно, можно разрядить в ноль, то есть 0 Вольт, это и будет глубоким параметром.

разряд аккумулятора

Коротко о строении

Аккумулятор (как мы уже не раз говорили) состоит из пакетов свинцовых пластин (это минусовые) и пакетов диоксида свинца (это плюсовые), между ними пролагается специальный диэлектрик, который не дает пластинам перемыкать. Такие «наборы» погружаются в кислотный электролит (35% серной кислоты + 65% дистиллированной воды), после чего они готовы накапливать заряд. Всего таких разделов 6 штук или как их называют банок. Каждый из разделов дает напряжение примерно в 2,1 Вольта, если перемножить на «6» — вот вам и 12,6 – 12,8Вольта.

строение АКБ

Само строение очень прочное, но слабым звеном в этой цепочке является электролит, а в частности серная кислота. Именно из-за нее и происходят частые выходы из строя аккумуляторов при глубоких разрядах.

А вот вторая составляющая, дистиллированная вода, косвенно способствует выходу из строя при перезаряде! Потому как:

  • Начинает кипеть, а соответственно температура внутри банки – повышается, что негативно влияет на пластины, они попросту могут осыпаться.
  • Имеет обыкновение испаряться, что уменьшит емкость АКБ, и негативно скажется на пластинах.

Глубокий разряд как убийца батареи

НУ что строение вспомнили, теперь давайте запоминать — почему глубокий разряд так губителен для аккумулятора. Здесь очень простая ситуация:

Идеально плотность электролита должна быть 1,27 г/см3, это соотношение воды и серной кислоты. При разряде, из электролита, начинает поглощаться серная кислота, точнее она начинает оседать на плюсовых (диоксидных) пластинах в виде солей. И чем ниже разряд, тем сильнее они оседают на пластинах – плотность категорически падает.

Глубокий разряд – это своего рода минимально возможный порог батареи, то есть дальше уже разряжаться некуда. При таком химическом процессе, серная кислота находится в виде солей на плюсовых пластинах и чтобы ее от туда снять, нужно как можно быстрее зарядить АКБ.

Тогда плотность начнет возвращаться в свое русло — из электролита наоборот начнет поглощаться дистиллированная вода, а вот концентрация кислоты начнет расти.

«НУ и что» — скажите вы – «ну разрядил я свой АКБ в ноль, дальше зарядил и все хорошо, буду кататься дальше»!

А вот не все так просто – зачастую концентрация солей на плюсовых пластинах настолько велика, что при заряде кристаллы солей, не разрушаются, а остаются! Это говорит нам о том, что пластина полностью покрыта солью, ее соприкосновение с электролитом минимально! Значит, она не будет нормально работать и способствовать накоплению заряда. По опыту знаю, что каждый глубокий разряд отнимает от 2 до 3 % от емкости аккумулятора, причем сразу! Если их накопить 10 – вот вам минус 30% емкости, такой АКБ уже не запустит двигатель вашего авто.

пластина в соли

Так что опускать можно примерно до 11 Вольт, это своего рода минимальный предел, после этого уже начинается сульфатация плюсовых пластин.

Причины

Теперь пару слов о причинах. Зачастую это всевозможные утечки тока. Например, на стоящем автомобиле, они должны быть сведены к нулю, но если вы устанавливаете не штатное оборудование (сигнализации, магнитолы, другие гаджеты), они могут высасывать энергию из АКБ, даже на стоянке. Вот вам и первая причина.

Также может накрыться генератор автомобиля, то есть не будет, происходит пополнение заряда машины – вторая причина.

генератор

Третья – длительный срок стоянки, например полгода или год, рекомендуется скинуть клемму, если этого не сделать заряд может снизиться до критичной отметки. А вообще, нужно хоть раз в месяц запускать двигатель, чтобы восполнить энергию аккумулятора, да и погонять жидкости и масло по своим полостям. Это важно.

Наверное, это основные причины, конечно если вы не сидите и специально не сажаете батарею, например магнитолой или светом фар.

Последствия

Как я уже писал сверху, несколько раз глубоко разрядили и все! АКБ можно выкидывать! Плюсовые пластины полностью покроются солями, плотность электролита упадет, и не будет расти. Даже если вы замените электролит на новый нужной плотности, он не смоет образованные соли.

Как заверяют многие производители батарей, максимальное пороговое значение равняется 15 – 20 циклам. Но по опыту знаю, что уже после 10 циклов, зимой такая батарея не справляется со своими обязанностями, для лета еще сгодится.

Мораль басни такова – не допускайте таких глубочайших параметров разряда. Это реально убивает ваш АКБ, с каждым разом отнимаете около 3% от емкости.

Можно ли восстановить?

В нашем мире — возможно все, вот только какой ценой! В идеале, нужно убрать соли с плюсовой пластины, как это сделать?

  • При сильной кристаллизации — возможно физическое удаление. Для этого нужно вытащить пакет пластин и отчистить его от солей – дальше залить новый электролит и зарядить АКБ. Сложно это сделать? ДА конечно – ДА! Как вы достанете пакет пластин? Нужно будет резать сверху пластик и физически вытаскивать. Затем каждую пластину в отдельности отчищать – сделать это реально сложно. Хотя я где-то есть видео на YOUTUBE, но реально не указывалось, работал ли потом АКБ или нет.
  • Конечно сейчас очень много так называемых десульфаторов пластин, то есть такие химические жидкости убирают этот налет солей, но про это у меня будет отдельная статья, здесь тоже не все так однозначно. Многие пишут, что это просто чудо, другие что ни применять никогда. Но в идеале –емкость также восстанавливается лишние соли уходят.

десульфатация

Вот такие вот последствия и причины, кстати пару слов про AGM и GEL, почему же они так устойчивы к глубоким разрядам? Все просто, тут электролит уже не в обычном жидком состоянии, здесь он находится запечатанным в стеклопакеты (AGM) или в гель (GEL), поэтому разрушительное образование солей тут сведено к минимуму, хотя полностью не побеждено! Здесь циклов в разы больше, но также не стоит доводить до этого. Небольшой видео пример.

НА этом заканчиваю, думаю было полезно.

(49 голосов, средний: 4,31 из 5)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *