История отечественного автопрома. Часть 1.1: АвтоВАЗ — Жигули и Лады (до ВАЗ-2107).
Жигули — наверное самое первое слово, которое появляется в мыслях при словах о родном автопроме. История этого семейства автомобилей насчитывает около 30 лет. Лично для меня настоящие жигули — это модель от копейки (ВАЗ-2101) до ВАЗ-2115, а дальше уже идут калины, приоры и тд., но о них мы поговорим позже.
Как ни странно, жигулями называют семейство автомобилей до ВАЗ-2107, который прекратили выпускать в 2012 году.
Итак, перейдем к истории. после анализа 54 площадок выбор пал на Тольятти, где с 1967 до 1969 года построился завод, а с главой ФИАТа был подписан договор о производстве, сначала при помощи проверенных иностранных специалистов, а затем и самостоятельно (1966 г.). И вот, 19 апреля 1970 года с завода вышли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101. Но ФИАТ-124, бывший образцом под ВАЗы, все-таки был незначительно изменен. Внешне ВАЗ-2101 отличался от ФИАТа лишь более массивными клыками бамперов, утопленными ручками дверей и, разумеется, эмблемами. Но по начинке советский автомобиль был во многом другим. Двигатель, распредвал, тормозные диски и многие другие части были переделаны под наш суровый быт.
Соглашение с ФИАТом определяло выпуск 3 моделей, а их доработки появились позднее, — ВАЗ-2101 (1970 — 88 годы), ВАЗ-2102 (та же копейка, но кузов универсал, иногда под именем1971 — 85 годы) и ВАЗ-2103 (предполагалось, что это — авто класса люкс. 1972 -84 годы). В 70-ые модели ВАЗа были вполне конкурентно способными за рубежом, дешевле ФИАТа, но не хуже в начинке. Тогда машина была почти совершенством.
Бытует мнение, что название «Жигули» родилось благодаря конкурсу, объявленному журналом «За рулём» в августе 1968 года. Однако, по свидетельствам ветеранов ВАЗа, название «Жигули», предложенное конструктором А. М. Чёрным, было утверждено директором завода В. Н. Поляковым ещё в начале 1967 года. Тогда же оно было предложено компании FIAT для разработки декоративной надписи для задней панели кузова.
В народе к ВАЗ-2101 в разное время «приклеились» два прозвища: сначала — «единичка», а уже в конце 1980-х годов, когда модель перестала считаться престижной, — «копейка».
Характеристики ВАЗ-2101:
Класс: Малый первой группы
Тип кузова: 4‑дверный седан (5‑мест.)
Платформа: Fiat 124
Компоновка: переднемоторная, заднеприводная
Колёсная формула: 4 × 2
Массово-габаритные:
Длина: 4073 мм
Ширина: 1611 мм
Высота: 1382 мм
Клиренс: 170 мм
Колёсная база: 2424 мм
Колея задняя: 1305 мм
Колея передняя: 1349 мм
Масса: 955 кг
Класс: малый II группы
Тип(ы) кузова: 4‑дв. седан (5‑мест.)
Платформа: ВАЗ-2101
Компоновка: переднемоторная, заднеприводная
Колёсная формула: 4 × 2
Двигатели:
ВАЗ-2103
ВАЗ-21011
ВАЗ-2101
Трансмиссия: Механическая 4-ступ.
Массово-габаритные:
Длина: 4116 мм
Ширина: 1611 мм
Высота: 1440 мм
Клиренс: 170 мм
Колёсная база: 2424 мм
Колея задняя: 1321 мм
Колея передняя: 1365 мм
Масса: 965 кг
После неплохого старта было несколько моделей, по сути своей, являющихся рестайлингами и модификациями ВАЗ-2103 и друг друга. Например:
ВАЗ-21031 — 1975, предшественница модели ВАЗ-2106, мелкосерийная с двигателем ВАЗ-2106.
ВАЗ-21032 — 1973—1981, для экспорта в страны с левосторонним движением.
ВАЗ-21033 — 1977—1983, с двигателем ВАЗ-21011.
ВАЗ-21035 — 1973—1981, экспортная с двигателем ВАЗ-2101.
Далее появился ВАЗ-2105. Модель стала родоначальницей второго поколения вазовской «классики», и разрабатывалась путём серьёзной модернизации ранее выпускаемых моделей в рамках «второго» поколения автомобилей ВАЗа как замена первенца ВАЗ-2101 «Жигули», в свою очередь созданного на базе Fiat 124. При полном сохранении каркаса и технологии изготовления кузова, его внешние панели заметно изменились, придав модные в тот момент «угловатые» формы. Хромированные декоративные детали уступили место матовым чёрным, сделанным из пластика или окрашенного металла. Алюминиевые бамперы с резиновым буфером проектировались с расчётом на установку гидравлических демпферов по американским стандартам безопасности.
Тип(ы) кузова: 4‑дв. седан (5‑мест.)
Платформа: Fiat 124
Компоновка: переднемоторная, заднеприводная
Двигатели:
ВАЗ-2101 — 1,2 л, карбюратор, 64 л. с.
ВАЗ-2105 — 1,3 л, карбюратор, 69 л. с.
ВАЗ-2103 — 1,45 л, карбюратор, 77 л. с.
ВАЗ-2104 — 1,5 л, центр. впрыск, 72 л. с.
ВАЗ-21067 — 1,6 л, распр. впрыск, 80 л. с.
ВАЗ(БТМ)-341 — 1,52 л, дизель, 50 л. с.
ВАЗ-4132 — РПД, 1,654 л, 140 л. с.
Трансмиссия: механическая 4-ступ., механическая 5-ступ.
Массово-габаритные:
Длина: 4128 мм
Ширина: 1620 мм
Высота: 1446 мм
Клиренс: 170 мм
Колёсная база: 2424 мм
Колея задняя: 1321 мм
Колея передняя: 1365 мм
Масса: 995 кг
Динамические:
Разгон до 100 км/ч: 17–20 с
Макс. скорость: 142–150 км/ч
Стоит заметить, с этой модели ВАЗы стали называть и LADAми. После шли очередные модификации, разобраться в порядке которых трудно, многие выпускались одновременно и были на столько одинаковы, что их упоминание лишь увеличит размер рассказа, а их важность совершенно незначительна, так что упомянем самые заметные:
ВИС-2345 — пикап полурамной конструкции на базе ВАЗ-21053 и 21054, производился фирмой ОАО ВАЗИНТЕРСЕРВИС с 1995 по 2006 год.
— спортивные версии, последняя — специально для ралли.
Переходим далее — ВАЗ-2106 — рестайлинг ВАЗ-2103, внешне заметны мелкие отличия. (с 1976 по 2006 годы)
Класс: Малый III группы
Тип(ы) кузова: 4‑дв. седан (5‑мест.)
Платформа: ВАЗ-2101
Компоновка: переднемоторная, заднеприводная
Колёсная формула: 4 × 2
Двигатели:ВАЗ-2106, ВАЗ-2103, ВАЗ-21011
Трансмиссия: механическая 4-ступ., механическая 5-ступ.
Массово-габаритные:
Длина: 4166 мм
Ширина: 1611 мм
Высота: 1440 мм
Колёсная база: 2424 мм
Колея задняя: 1321 мм
Колея передняя: 1365 мм
Масса: 980 кг
Полная масса: 1045 кг
Lada 2107 (ВАЗ-2107) — седан. Рестайлинг модели ВАЗ-2105. (с 1982 по 2012 годы)
Класс: Малый II группы
Тип(ы) кузова: 4‑дв. седан (5‑мест.)
Платформа: Fiat 124
Компоновка: переднемоторная, заднеприводная
Колёсная формула: 4 × 2
Двигатели: 1,5 L ВАЗ-2103, 1,6 L ВАЗ-2106
Трансмиссия: 4- или 5-ст. МКПП
Массово-габаритные:
Длина: 4145 мм
Ширина: 1611 мм
Высота: 1440 мм
Клиренс: 175 мм
Колёсная база: 2424 мм
Колея задняя: 1305 мм
Колея передняя: 1349 мм
Масса: 1049 кг
Полная масса: 1449 кг
Но мы пропустили одну модель — ВАЗ-2104 — универсал на базе ВАЗ-2105/2107.
Ближе к девяностым стало появляться куда больше иномарок, являвшихся во всех смыслах лучше жигулей, вскоре ВАЗы стали считаться худшими машинами для низших слоев населения. Тут отлично подойдет обратная версия поговорки — «из князи — в грязи»…
На этой ноте я закончу свой первый рассказ в моем блоге, первую часть огромной истории, ждите продолжения, спасибо за просмотр!
В чем разница между «Жигули», «ВАЗ» и «Лада»
Комментарии: 0 13.05.2022 ВАЗ, Жигули, Лада, как только не называли отечественные транспортные средства, разработанные производителем АвтоВАЗ. Многие даже не разбираются в том, есть ли разница между ними, а также стоит ли называть машины тем или иным названием, если оно к ним не относится.
ВАЗ представляет сокращенное название Волжского автозавода. А вот остальные были придуманы в виде торговых имен для выпускаемых транспортных средств.
Самые первые модели марки получили название ВАЗ-2101 и ВАЗ-2107. Оно было взято не просто так, а исходя из названия российских гор, а точнее, их численности. Все эти горы были расположены вблизи реки Волга. Именно там вблизи находился автомобильный завод, выпускавший качественные и простые по конструкции отечественные машины.
Такое название было выбрано в основном для иностранных рынков. Все дело в том, что там название Жигули принимали довольно странно и не весьма логично. Очень часто там его сравнивали со словом жиголо, что действительно отталкивало от моделей советского автопрома. Именно поэтому руководство АвтоВАЗа приняло решение сделать машины с другим названием, которое оказалось более востребованным и популярным.
Сотрудники завода в Тольятти неоднократно комментировали данный вопрос. Они отмечают, что продукция АвтоВАЗа имеет сразу несколько наименований — как официальных, так и «народных». К примеру, распространенное сегодня «Lada» использовалось еще во второй половине прошлого века, когда запустили поставки продукции в другие страны. До этого автомобили хотели поставлять под названием «Жигули», но после тщательного анализа рынка решили отказаться от идеи, тогда в оборот было введено привычное «Lada». Современные автомобили, которые выпускаются с конвейеров производственных площадок АвтоВАЗа, тоже носят название Lada, несмотря на то, что это уже совершенно другие машины — более сложные и богато оснащенные. Вряд ли кто назовет Lada Vesta или Granta «Жигулями». Автомобильная продукция отечественного производителя АвтоВАЗ имеет много торговых наименований и неофициальных обозначений. Все они использовались в разное время, а некоторые сохраняются и сегодня.
В чем разница между «Жигули» и «Лада»
Эпоха ВАЗов первых поколений еще окончательно не ушла в прошлое, а многие из автомобилистов уже сегодня не могут отличить «Жигули» от «Лады». Между тем, полной ясности в данном вопросе не было и в момент появления этих брендов.
Название первой модели нового гигантского автозавода на Волге подбирали заранее. Более чем за год до старта сборочных конвейеров во всей огромной стране объявили конкурс на имя для вчерашнего Fiat-124. С призывом к населению обратился крупнейший автожурнал тех пор «За рулём». В редакцию поступило 50 тыс. писем, и среди 1 812 вариантов (были повторы) отобрали заимствованное в топонимике слово «Жигули» – таким было название старых гор на правом берегу Волги.
На самом деле «Жигули» и Lada – это то, что сегодня называется ребрендингом. Хотя некоторые опции могли иметь только «Лады»
Но когда торговая контора «Автоэкспорт» начала готовиться к продаже ВАЗов за рубежом (такая возможность планировалась еще до начала выпуска машины), выяснилась неприятная вещь. Во-первых, носителям большинства неславянских языков было очень трудно произнести слово «Жигули», еще труднее его было писать латиницей. А во-вторых, во многих странах оно казалось похожим на название определенных асоциальных элементов: как не жиган (вор), так жиголо (мужчина – профессионал легкого поведения).
Но тогдашние маркетологи вновь обратились к читательским письмам, и нашли в них еще одно название – «Лада». Это было во-первых, старинное женское имя, а во-вторых, синоним слов милая, любимая, жена. Так женское имя Lada стало брендом.
Едва ли не единственное заводское отличие машин для внутреннего и внешнего рынков – шильдик на багажнике: «Жигули» или Lada
На зарубежных рынках первые ВАЗы маркировали как Lada с добавлением четырехзначного индекса, который обозначал объем двигателя в кубических миллиметрах: Lada 1200, Lada 1300 и др. Когда один и тот же двигатель стоял на разных моделях, добавлялась буква: например, «чистая копейка» ВАЗ-2101 называлась в Европе Lada 1200, а ВАЗ-21013 продавалась как Lada 1200 S и Lada 1200 LS. «Тройка» с родным двигателем была известна как Lada 1500, а “шестерка” с таким же мотором шла на экспорт как Lada 1500 S.
Интересно, что в самом Союзе в водительских кругах сначала «Ладами» называли только «люксовые» модели – ВАЗ-2103 и 2106. Хотя на самом деле шильдиком «Жигули» украшали все заднеприводные машины для внутреннего рынка вплоть до «пятерок» и «семерок».
Бытовало также мнение, что «Лада» – это особая модификация «Жигулей» для экспорта. Хотя на самом деле экспортные автомобили отличались только более придирчивым контролем качества. А видимые снаружи различия экспортным «ВАЗам» (автоматические коробки передач, виниловая крыша, легкосплавные диски, дополнительные молдинги и т.д.) добавляли зарубежные импортеры и дилеры марки Lada на своих СТО.
Некоторые зарубежные импортеры и дилеры Lada сами делали «Жигулям» определенные усовершенствования
Имя «Жигули» покинуло рынок в 2012 году, когда в Ижевске (да-да, не в Тольятти!) Прекратили производство ВАЗ-2104 и ВАЗ-2107 – последних представителей заднеприводного семейства ВАЗов. Правда, в Египте «семерки» выпускались вплоть до начала 2014-го, но там они назывались Lada. Собственно, имя Lada со временем стало общим брендом волжского автопроизводителя и остается таким по сей день.
Какая разница между ВАЗ и LADA?
На самом деле в этом вопросе скрывается очень глубокий смысл.. . Найдут его только единицы.
Лучший ответ
ВАЗ это вся марка, а лады только с 2108 начинаются
Остальные ответы
Одна задница, только в профиль. ВАЗ понятно для русских, LADA для Нерусских (нерусскоговорящих)
лада выбрали для экспортных машин.
ВАЗ — это Волжский автомобильный завод который выпускает автомобили LADA
Лада начанается с 08 модели.
LADA — это название фирмы и марка машины, а ВАЗ это уже модель машины (ВАЗ 2101, 2132, и др)
Если бы Вы присоединили в вопрос и «ЖИГУЛИ», то известное пиво сгорело бы от стыда.
Похожие вопросы
Ваш браузер устарел
Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.