Как подобрать высоту руля на велосипеде
Перейти к содержимому

Как подобрать высоту руля на велосипеде

  • автор:

Оптимальная ширина руля у велосипеда

Здравствуйте уважаемые читатели, давно я не обращался к вам в письменной форме. Сегодня речь пойдет, об очень важном параметре велосипеда – о ширине руля. Недавно я тестировал велосипед для легкого фрирайда и руль на нем был уже, чем на моем стрит-парк велосипеде, что-то около 640 мм. Так в чем же дело, спросите вы? Может владельцу так удобнее. А дело в том, что для каждой дисциплины, есть своя минимально безопасная ширина руля, даже не так – минимально комфортная. Это понятие я придумал только что 🙂 Размер руля выбирается в зависимости от типа велосипеда, стиля езды, местности и ширины плеч конкретного велосипедиста.

Для велосипедистов, гоняющих на гибридах и шоссейниках по дорогам, оптимальная ширина руля равняется ширине плеч, что обеспечивает свободное дыхание.

Любители горных байков подбирают размер руля в зависимости от стиля и предполагаемого рельефа. Считается, что для пересеченной местности хорошо подходят рули с шириной, превышающей 2,5-6 см ширину плеч. Узкий руль на фрирайд велосипеде хорош только в том случае, если у вас плохой глазомер, чувство габаритов барахлит, а трасса наполнена деревьями и да, Вы считаете, что тормоза придумали для трусов. Во всех остальных случаях, для фр велосипедов нужен широкий руль, минимум 700 мм шириной. Да, да, я знаю, что Вы сейчас думаете о ширине плеч райдера. Согласен, у каждого она своя и парню с узкими плечами будет некомфортно на широком руле, но если взять среднестатистического человека ростом 170 см, то к ширине 700 мм он привыкнет за один день. Для девушки можно чуть отпилить руль, ведь руки у них короче, чем у парней. Детей своих сажать на фр велосипед точно не стоит.

Итак, возвращаемся к вопросу, почему нужен широкий руль для фрирайда – все просто, достаточно включить логику. Фр это высокие скорости, значит нужна точная рулежка, каждый градус поворота колеса существенно влияет на траекторию движения, от этого зависит безопасность и комфорт. Держаться за широкую палку комфортнее, чем за узкую. Чем шире руль, тем точнее можно рулить и тем сильнее и удобнее держать вес на руле, упираясь в него руками. Конечно, если вы узкоплечий, то запредельно широкий руль будет причинять дискомфорт. Так же узкие лесные трассы все же безопаснее проходить с умеренной шириной руля.

Для кросскантри характерно катание по лесами и паркам, там гораздо чаще встречаются деревья и растут они кучнее. По этой и еще нескольким причинами рули для кросскантри в основном 580-620 мм. Реже берут более широкие рули, вплоть до 720 мм, но это уже на любителя и чаще для оллмаунтин и эндуро. В чистом видя для гонок берут узкие рули. Вы наверняка видели, как на шоссейных гонках или соревнованиях по кросскантри, райдеры встают на педалях и мощно педалируют, при этом раскачивая велосипед влево-вправо? Так вот делать такой силовой разгон с широким рулем очень неудобно.

Для трюковых дисциплин, таких как MTB/BMX стрит, дерт, парк, характерны в основном рули малой и средней ширины, хотя за последние годы во фристайл дисциплины вторглись и широченные «штурвалы». Поскольку возраст райдеров стартует аж с 12 лет (а то и менее), степень воздействия на аудиторию у видео индустрии очень велика. Вот смотрит 13 летний паренек видео с Гарреттом Рейнолдсом и видит, как тот мочит трюки на широченном руле 730 мм шириной и думает, что если у него будет такой же, то он будет кататься, как Гарретт. Это приводит к тому, что у парня неправильно распределяется нагрузка на плечи, кисти, спину и он не может нормально кататься.

Рули нужно пилить на комфортную именно для ВАС ширину! Те кто считают, что отпиленный руль теряет девственность – держите свои высказывания подальше от детей, им это ничего не даст. Мой совет – возьмитесь за руль так, чтобы кисти находились немного дальше ширины ваших плеч, это и будет комфортная ширина.

Что касается трюков с кручением руля – да можно крутить барспины хоть на 800 мм руле, но кому и что вы пытаетесь доказать этим? Лично мне удобно делать бары на рулях до 720 мм, это не значит, что я не смогу сделать бар на 800 мм руле, но зачем мне делать себе проблемы :)?

Перейти в каталог Выбора рулей

Базовые настройки посадки на шоссейном велосипеде

Вы купили первый шоссейный велосипед, контактные педали и велообувь.
Для начала тренировок вам нужно настроить посадку. Это можно сделать самостоятельно.

Выставляем шип на велообуви

Для начала ставим шип посередине на 0 градусов (shoe centre line). А вот вверх — вниз по ботинку шип надо поставить так, чтобы ось педали попадала по центру между подушечками большого пальца и мизинца стопы.

Наденьте туфли, нащупайте выступающую косточку у большого пальца стопы, отступите назад 5—7 мм и поставьте риску на туфле. На шипе должна быть риска, отмечающая центр. Сведите их на одну линию. Среднее положение готово.

Через несколько дней, если босиком пройтись по дому и встать в стойку смирно, обратите внимание на развернутость своих стоп. Если в них 5—15 градусов, то ничего менять не надо. Если 15—25, то лучше вывернуть шип на 1—3 градуса так, чтобы при посадке на велосипеде получился аналогичный угол как и при ходьбе.

Высота седла. С босыми ногами сядьте на велосипед и выставьте высоту так, чтобы пятка касалась центра педали, нога при этом должна быть прямой. Когда наденете велотуфли, то она будет чуть согнута. Если некомфортно, то можно поправить вверх—вниз на 5 мм, но не более.

Положение седла. Когда шатун в положении на 3 часа (параллельно полу и впереди), то виртуальная линия, проводимая от передней части колена, должна попадать в центр педали ±1 см, не более.

Высота руля. Высота руля должна быть для начала на 3—4 см ниже седла. И если будет нормально, то можно опускать до 10 см. Опускайте по 1 см в неделю при трех—четырех тренировках в неделю на улице, что бы успевать привыкнуть и попробовать. В межсезонье это сложно понять, поэтому эту настройку можно оставить до весны.

Длина выноса. При правильной длине выноса, когда вы держитесь за ручки переключения сверху, взгляд должен проходить через центр руля во втулку переднего колеса. То есть втулка должна быть закрыта рулем, и если вы ее видите с какой-то стороны, то нужно будет менять вынос. Видишь втулку спереди — длиннее вынос, сзади — короче.

  1. нога в нижнем положении будет чуть согнута;
  2. не составляет труда смотреть вперед. Если составляет, то нужно поднимать руль, переставляя проставочные кольца под вынос руля;
  3. руки в верхнем хвате руля чуть согнуты. Если взяться за низ руля, то согнуты сильнее. Если прокрутить педали назад, то ноги не должны касаться локтей.

Правила посадки на велосипеде

Что является самым главным для велотуриста во время многочисленных поездок? Несомненно, эффективность передачи мощности и аэродинамические свойства велосипеда достаточно важны, однако удобная и комфортная езда и удобство посадки также играют большую роль. Посудите сами: одно дело промчаться на велосипеде пару-тройку часов и совсем другое — провести в седле целый день. Конечно же, удобной с одной стороны является та посадка, к которой привык велосипедист за много лет поездок, однако если вам еще только предстоит пройти процесс адаптации или вы хотите что-то исправить в своей посадке за рулем — эта статья написана именно для вас.

Оглавление:

Посадка на горном велосипеде

Известно одно непреложное правило: чем выше класс велосипеда, на котором вы катаетесь, тем более низкую посадку он предполагает. Это положение обусловлено «логикой» гонки, ее агрессивным стилем, а вот в случае с прогулочным велосипедом все совсем наоборот. Вот именно на этом этапе обычно и сталкиваются с противоречием в выборе горного велосипеда для «агрессивного» вида туризма. Дело в том, что сама посадка за рулем для туризма не должна быть чрезвычайно низкой иначе шея и поясница через некоторое время, несомненно, дадут о себе знать.

Посадка на горном велосипеде

Один из вариантов правильной посадки на горном велосипеде

Помните, что чем выше класс велосипеда, тем длиннее вынос, а угол подъема выноса меньше. Кроме того, подавляющее большинство горных велосипедов оборудован безрезьбовой рулевой колонкой типа aheadset, и сама высота установки выноса имеет весьма ограниченный диапазон регулировки с помощью проставочных колец. Данное обстоятельство и без того требует особенной тщательности в процессе выбора горного велосипеда.

Распространенные ошибки

Не приобретайте велосипед с чересчур высокой рамой, чтобы уменьшить расстояние между плоскостями седла и руля. Дело в том, что в таком положении вам еще больше придется тянуться к рулю (если сравнивать с рамой меньшего размера). Таким образом, если вы окажетесь на крутом спуске, вам необходимо будет сместить корпус за пределы седла и длины рук просто уже не хватит. Выбирая высоту руля своего велосипеда, ориентируйтесь на такие данные:

  • Для гонок седло должно быть выше руля примерно на 50-100 мм и более.
  • Для агрессивного туризма седло должно быть выше руля примерно на 20-60 мм. Для пожилых людей седло должно быть на уровне руля или даже немного ниже.
  • Для легких прогулок седло должно быть на уровне руля или немного ниже.

Посадка на шоссейном велосипеде

Для того чтобы достичь правильной посадки на велосипеде, начните с выбора нейтрального (базового) положения. Именно оно и должно стать в дальнейшем вашей отправной точкой. В нейтральном положении вес всего тела равномерно распределяется на седле, педалях и руле.

Посадка на шоссейном велосипеде

Один из вариантов правильной посадки на шоссейном велосипеде

Меняйте свою посадку в зависимости от того, каков рельеф местности и других условий начиная именно с этого, нейтрального положения. Если вы приобрели велосипед с рамой, которая на ваш взгляд вам подходит лучше всего, произведите ряд регулировок, чтобы определить свою посадку на велосипеде.

Исследования доктора Пруита

Известны исследования доктора Пруита, который провел долгие годы в обследовании пациентов, которые жаловались на боли в пояснице и коленях. Как оказалось, это было связано с неправильно выбранной посадкой на велосипеде.

В качестве аргументов, доктор Пруит приводит пример с велосипедом скандального Лэнса и его товарища по команде Ю.С. Постала. И хотя эти велогонщики и пользуются велосипедами одинаковой марки и компонентами к ним, и на первый взгляд оба велосипеда выглядят абсолютно одинаково, рама Лэнса разработана специально под него и отличается от других членов его команды.

Посадка велосипедиста Лэнса Армстронга

Посадка шоссейного велогонщика Лэнса Армстронга

Как выбрать правильную посадку

Для того, чтобы выбрать правильную посадку, необходимо установить свой велосипед на велотренажер. Переднее колесо велосипеда при этом должно находиться на одном уровне с задним колесом. Если у вас нет велотренажера, то попросите, кого-нибудь помочь и удерживать вас вместе с велосипедом пока вы не определите свое положение на велосипеде.

Регулировка посадки на велосипеде

Выбор правильной посадки на велосипеде

Высота седла

В настоящее время разработаны разные формы по определению необходимой высоты седла и вам совсем не нужно быть математиком, чтобы сделать правильный выбор. Находясь в нижнем положении (когда ступня стоит на педали, а нога в слегка согнутом состоянии), бедра не должны качаться из стороны в сторону (если смотреть на вас сзади). Этот метод разработан и чрезвычайно популярен в США и носит название «быстрого» метода.

Оптимальная высота седла на велосипеде

Один из вариантов правильной высоты велоседла

Другой метод разработан в олимпийском тренировочном центре и состоит он в том, чтобы установить высоту седла так, чтобы между педалью и ступней, которая находится в нижнем горизонтальном положении, оставался зазор, равный 5 мм. К этому необходимо прибавить еще несколько миллиметров (если велотуфли имеют тонкую подошву в середине стопы). Поднимите седло на 2-3 мм (для случая, если у вас длинные ноги). Тем людям, которые все-таки испытывают боль в коленях в результате болезней, связанных с размягчением хрящевой ткани, выбор высоты седла должен носить в первую очередь терапевтический характер. Попробуйте поднимать седло до той высоты, пока бедра не начнут «гулять» и после этого немного опустите его. Для того чтобы избежать в дальнейшем напряжения в ногах, периодически меняйте высоту седла на 2 мм.

Переднее/заднее положение седла

Для того чтобы вырабатывалось больше энергии во время поездок на подъем, седло, как правило, сдвигают назад. Выбор положения седла начните со следующих вещей: сядьте в центр седла, когда его шатуны расположены горизонтально, и установите отвес (нитку с небольшим нетяжелым предметом на конце, чтобы не порвать нитку) от коленной чашечки. Это положение считается нейтральным, и именно от него вы можете начинать сдвигать седло вперед и назад.

Велосипедисты, предпочитающие горные велосипеды, а также специалисты по индивидуальным гонкам предпочитают, чтобы данная линия находилась на расстоянии в несколько сантиметров от конца шатуна, чтобы увеличить рычаговое усилие во время работы на больших передачах. Те же, кто катается на треках или критериумах, предпочитают выдвинутое вперед положение седла, чтобы увеличить силу ног. Если после того как вы выбрали положение седла, вам стало неудобно держаться за руль, стоит изменить длину выноса руля в какую-либо сторону, однако не менять выбранное положение седла.

Наклон седла

Однажды Эдди Мерке, тренер Лэнса, выставил для своего подопечного положение седла (горизонтально к верхней трубе рамы) с помощью уровня, который в своей работе обычно используют плотники. С тех пор Лэнс стал использовать этот уровень для установки седла в горизонтальном положении. Имейте в виду, что наклон седла можно менять в зависимости от того, куда вы отправляетесь — на прогулку или в туристическое путешествие. Если вам нравится использовать сильно выдвинутое вперед положение седла при езде, то небольшой наклон в этом случае вполне может быть уместным, особенно если вы используете рулевую аэродинамическую насадку, а руки находятся на подлокотниках. Однако в случае, если наклон седла слишком большой, вы сильно перегружаете свои руки, так как сильнее наклоняетесь вперед.

Высота рулевого выноса

Если вынос руля слишком поднят, корпус велосипедиста более распрямлен и ему легче дотянуться до нижней части руля. Нормальным положением руля считается, когда его вынос расположен ниже, чем поверхность седла, примерно на один дюйм. Если вынос слишком низко опущен, то аэродинамические свойства велосипедиста, безусловно, улучшаются, но грудь остается сдавленной и дыхание затрудняется.

Посадка велосипедиста высота рулевого выноса

Высота рулевого выноса Лэнса Армстронга

Если вернуться к Лэнсу, то у него имеются проблемы со спиной и ему трудно вытягиваться вперед, поэтому вынос на его велосипеде немного выше, чем у других профессиональных велогонщиков. Не стоит и поднимать вынос руля выше установленной на нем отметки, иначе руль может сломаться под воздействием массы вашего тела.

Положение шеи и головы

Старайтесь во время езды даже не смотря на сильную усталость не опускать голову вниз, а периодически поворачивайте ее. Так вы расслабите мышцы шеи.

Положение торса и плечей

Чем меньше посторонних движений вы делаете, тем лучше. Подумайте о том, какое количество калорий вы потеряете с каждым оборотом шатуна во время поездки. Используйте всю свою мощь и энергию только на педалирование. Старайтесь не сползать на седле вперед и не опускать голову вниз даже тогда когда чувствуете очень сильную усталость. Переключайтесь во время движения на большие передачи и вставайте с седла. Так вы снимете напряжение со спины и бедер.

Посадка велосипедиста положение спины

Положение торса и плечей Лэнса Армстронга

Положение рук

Держите локти в согнутом положении и при этом старайтесь их расслаблять с целью амортизации ударов во время столкновений с неровностями дороги. Старайтесь держать руки вдоль туловища и не выворачивать их наружу. Такое положение поможет вам достичь компактной посадки и улучшит аэродинамические свойства.

Положение кистей рук

Старайтесь почаще менять положение рук на руле с тем, чтобы предотвратить онемение пальцев и снизить напряжение на спину. Держите руль крепко, но нежно. Не стоит держаться за руль «до посинения» костяшек, так как это ведет к напряжению мышц плечевого пояса и рук.

Держитесь за низ руля, в этом положении вы лучше справитесь с управлением велосипеда на поворотах и во время торможения. Такое положение рук удобно использовать и при спусках и во время езды на повышенных передачах.

Держите руки на выступе тормозных ручек, и вы станете лучше управлять велосипедом, одновременно вы не нарушите свою аэродинамику. В таком положении также удобнее тормозить. Положение рук на выступах тормозных ручек дает возможность вставать в седле во время преодоления крутых подъемов.

Любимое положение рук Лэнса — на руле рядом с выносом во время преодоления подъемов. В таком положении грудная клетка свободна и велосипедист может менять положение бедер, чтобы лучше использовать подколенные сухожилия, поясничные мышцы и икры.

Если вы работаете стоя, то вам стоит держаться за выступы тормозных рукояток без напряжения и при этом раскачивать велосипед из стороны в сторону синхронно ходу педалей. Держите пальцы на выступе тормозных рукояток или на руле, чтобы не допустить судорожных столкновений с неровностями дороги.

Положение ягодиц

Когда вы едете на велосипеде, то перемещаетесь на седле вперед-назад. В это время включаются в работу различные группы мышц. Это особенно полезно на длинных подъемах. Движение вперед подключает четырехглавые мышцы передней части бедер, тогда как движение назад включает подколенные сухожилия и ягодицы.

Положение ступней

Для того чтобы избежать возможных проблем с коленями, необходимо выбрать такое положение шипов на ваших велотуфлях, которое бы самым лучшим образом подходило для ваших ног вне зависимости от размера стопы. Если необходимо, отрегулируйте шипы и попробуйте достичь самого правильного положения именно для вашей ступни. Лучше всего пользоваться контактными педалями, которые позволяют ноге легко пристегиваться к педали. Если у вас контактные педали, то для них не требуется регулировка шипов. Положение шипов на велотуфлях выбирается таким образом, чтобы самая широкая часть ступни находилась над осью педали и была немного сдвинута вперед.

Правильная посадка на велосипеде – залог комфортной езды!

Итак, Вы приобрели велосипед. Искренне рады и поздравляем! Это действительное нужное и полезное приобретение. Теперь осталось только правильно его настроить для комфортной езды.

Настройка велосипеда для правильной посадки на нем включает в себя манипуляции с седлом и рулем. Регулировка седла включает изменение его высоты, наклона и смещения, а отрегулировать руль можно с помощью изменения длины и угла выноса, высоты подъема выноса, а также ширины и формы руля.

От того, какой велосипед Вы приобрели, будет зависеть и посадка: прогулочная, гоночная или же туристическая. Каждый вид отличается настройками велосипеда, учитывает особенности езды и предусматривает наиболее приемлемое положение тела для минимизации нагрузки на спину и ноги.

Прогулочная посадка на велосипеде подразумевает практически ровную, перпендикулярную земле, спину за счет опущенного седла и поднятого руля. При такой посадке нет особой нагрузки на мышцы рук, ног и спины, а голова в удобном положении для созерцания окрестностей и пейзажей. Но эта посадка несет определенные неудобства, о которых знают опытные велосипедисты, а новичкам только предстоит с ними познакомиться. Данная посадка не рассчитана на дальние дистанции. Кроме этого поездки по кочкам и ямкам негативно скажутся на позвоночнике.

Гоночная посадка подразумевает поддержку основной массы тела руками за счет поднятого седла и опущенного руля. Как правило, седло выше руля на 5-10 см. Такая посадка характерна для шоссейных велосипедов и требует определенной физической подготовки и гибкости спины. При этом расположение ног и нагрузки на мышцы настолько сбалансированы, что способствуют длительной и быстрой езде.

Туристическая посадка на велосипеде эффективно сочетает в себе преимущества прогулочной и гоночной посадки. В этом случае угол наклона спины составляет примерно 45° по отношению к земле. Сидение велосипеда расположено, как правило, в уровень с рулем или чуть ниже него. При туристической посадке часть веса велосипедиста распределяется на руки, но основная его масса попадает на «пятую точку». Для туризма не должна быть слишком низкая посадка, так как в этом случае при длительной езде заболят шея и поясница, а смотреть по сторонам и наслаждаться видами не получится вообще. Но и слишком высокая посадка также не подходит, ведь в таком случае достаточно быстро устанут мышцы ноги.

Важным моментом для правильной посадки при любой езде и на любом велосипеде является седло. Правильно подобранное сидение велосипеда – это залог комфортной и, главное, длительной езды. Достаточно часто случается, что седло, которое продавалось с велосипедом, оказывается не комфортным. Это достаточно просто выяснить: проехав 25-30 км, почувствуется явный дискомфорт.

Как известно, из-за разницы в анатомии женщинам необходимо седло немного шире, чем мужчинам. Наиболее распространенная ширина седла, по мнению специалистов подходящая большинству людей составляет 14,3 см. В любом случае абсолютно все седла доставляют дискомфорт. Происходит это от недостатка практики к таким нагрузкам. Дискомфорт должен уйти сам после недели тренировок. Если этого не произошло, то обратите внимание на само седло.

Настройка седла включает его регулировку выше/ниже, вперед/назад и наклон вверх-вниз. Слишком низкая установка седла грозит проблемами с коленным суставом, наиболее сложным по строению суставом в организме человека.

Правильная высота седла подразумевает практически выпрямленную ногу на педали в нижнем ее положении, когда велосипедист сидит на седле, держится за руль, а нога на педали стоит пяткой.

Седло должно быть установлено практически параллельно земле, но это достаточно индивидуальная настройка.

Настройка седла взад/вперед по правилам напрямую зависит от положения колена над осью педали при одинаковой высоте педалей. Но, например, спортсмены часто используют эту настройку для смещения центра тяжести.

Даже при полностью правильных настройках велосипеда большая часть правильной посадки зависит все же от наездника. При езде особое внимание нужно уделить положению головы. Она не должна быть слишком наклонена, а для расслабления мышц шеи периодически поворачивайте голову влево/вправо. При езде на велосипеде необходимо исключить лишние движения, ведь на них тратится много энергии, а потому настройте велосипед так, чтоб не съезжать с седла вперед или назад, а также не ездить в нем влево/вправо. Для снятия напряжения в спине и ногах периодически переходите на повышенные передачи и вставайте с седла.

Важным аспектом в длительной езде является и положение рук. Для лучшей аэродинамики и правильной посадки держите локти вдоль тела в согнутом положении. А перед ударами с неровностями дороги, старайтесь их расслабить для лучшей амортизации.

Pravilnaya posadka 7

Эти и другие правила посадки и настройки велосипеда Вы всегда можете узнать на наших пунктах проката и пунктах ремонта велосипедов.

И помните, правильная посадка на велосипеде – это залог комфортной езды и удовольствия от прогулки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *