Стандартная распиновка реле регуляторов для лодочного мотора.
Но вот схемы распиновки нет, покопавшись в интернете я все таки нашел распиновку.
1. Красный: к аккумулятору на +.
2. Розовый: к генератору
3. Жолтый к генератору
4. Зеленый: масса
А вот еще информация по распиновке контактов китайских реле-регуляторов
1. Красный: к аккумулятору на +.
2. Розовый: к генератору
3. Жолтый к генератору
4. Зеленый: масса
5. Черный: сенсорный контакт (контролирует перезаряд)
6. Белый: Дополнительный контакт, используется для дополнительного оборудования например: дополнительное освещение или на клапан холодного запуска.
Пустой контакт: дополнительный контак к генератору. для использования двух- трех фазных генераторов.
Стандартная распиновка реле регуляторов и коммутаторов.
1. Черно-белый: к замку зажигания ( коротиться на массу) стоп двигатель. (В некоторых моделях не используется, если питание коммутатора от аккумулятора)
2. Черно-красный: к генератору, питание коммутатора (В некоторых моделях к замку зажигания +12)
3. Зеленый: масса
4. Зеленый: масса
5. Сине-белый: к датчику хола
6. Желто-черный (иногда оранжевый): к катушке зажигания.
Регулятор напряжения генератора лодочного мотора
Генератор — это электрическая машина, которая преобразует механическую энергию вращения в энергию переменного тока. Переменный ток, вырабатываемый катушками генератора, выпрямляется диодами и заряжает лодочные аккумуляторы. Регулятор напряжения поддерживает постоянным напряжение на выходе с генератора, а для трехступенчатой зарядки тяговых лодочных аккумуляторов устанавливают внешний или шунтирующий регулятор. Без него быстрая зарядка аккумуляторов глубокого разряда от генератора лодочного мотора невозможна.
Простейший генератор
Простейший генератор – это металлический стержень с намотанной вокруг него проволокой. Если под стержнем перемещать постоянный магнит, то стержень будет намагничиваться в разном направлении, а возникающее в проводе переменное магнитное поле вызовет импульсы тока переменной полярности.
Ток, возникающий в проводнике, прямо пропорционален силе магнитного поля, скорости движения магнита и количеству витков проволоки вокруг стержня.
Генератор обретет привычный вид, если поступательное движение магнита заменить на вращательное и разместить катушки, в которых возникает ток, по окружности. Однако регулировать ток в таком генераторе можно будет только оборотами двигателя, а это очень неудобно.
Как работает регулятор напряжения на лодочном моторе
Реальным генератором управляют изменяя силу магнита. Для этого вместо постоянного используют электромагнит, в железном сердечнике которого сосредоточено магнитное поле, создаваемое протекающим через катушку током. Сила магнитного поля пропорциональна току в катушке возбуждения, поэтому изменяя ток в катушке повышают или понижают мощность генератора. Устройство, которое управляет током возбуждения и мощностью генератора называется регулятором напряжения.
Электромеханические регуляторы — первые устройства этого типа. Ток возбуждения протекает через рычаг реле, который вращается относительно точки F и замыкает точки «Зажигание» и «Масса». «Зажигание» подсоединяется к положительной клемме аккумулятора через ключ зажигания двигателя. Регулировочная пружина удерживает рычаг реле напротив контакта «Зажигание».
Если напряжение на аккумуляторе низкое, ток возбуждения максимальный и генератор выдает максимальный ток. Когда напряжение на аккумуляторе возрастает до установленного значения (между 13.8 и 14.2 вольта) ток, протекающий от зажигания на массу через катушку реле увеличивается, реле срабатывает, толкает рычаг вниз и размыкает контакт. Ток возбуждения падает до нуля, выход с генератора падает до нуля, напряжение на аккумуляторе падает и реле замыкает контакт зажигания. Процесс начинается сначала.
Чем больше напряжение на аккумуляторе, тем больше времени, контакт остается в нижнем положении. Выход генератора переключается между максимальным и нулевым сотни раз в секунду, сохраняя среднее напряжение постоянным, при токе, стремящемся к нулю (плюс ток, потребляемый подключенной нагрузкой). Напряжение заряда аккумулятора в электромеханическом регуляторе устанавливается натяжением пружины.
Принцип работы электронного регулятора напряжения аналогичен. Если напряжение на аккумуляторе низкое, значит низкое напряжение и на базе транзистора 1, и он выключен. В этом состоянии транзистор 1 работает как большое сопротивление между базой транзистора 2 и массой, поэтому напряжение на базе транзистора 2 высокое и он включен. Транзистор 3 усиливает ток коллектор-эмиттер транзистора 2 в двадцать раз и больше, вызывает высокий ток в катушке возбуждения и максимальный выходной ток генератора.
После того как напряжение на аккумуляторе увеличивается транзистор 1 включается. Сопротивление между базой транзистора 2 и массой уменьшается и транзисторы 2 и 3 выключаются, прерывая течение тока в катушке возбуждения. Без тока возбуждения генератор перестает выдавать ток.
Транзисторы включаются и выключаются сотни раз в секунду. Средний ток возбуждения и выходной ток генератора зависят от того как долго система находится во включенном и выключенном состоянии.
Зачем нужен шунтирующий регулятор напряжения
Стандартные регуляторы напряжения генераторов лодочных моторов – это регуляторы автомобильного типа, которые отлично работают в следующих условиях:
- аккумулятор – это стартовый аккумулятор с тонкими пластинами
- аккумулятор почти всегда полностью заряжен
- разница температур между регулятором и аккумулятором невелика
- падение напряжения между аккумулятором и генератором меньше 0,1 вольта
В автомобилях во время запуска двигателя аккумулятор разряжается на 5-10%, после этого даже на холостом ходу мощности генератора достаточно для питания всех потребителей и подзарядки аккумуляторной батареи. Поскольку стартовый аккумулятор сильно не разряжается, его зарядка не занимает много времени и вторая стадия зарядки, необходимая тяговым аккумуляторам, становится лишней.
Регуляторы напряжения лодочных моторов – это зарядные устройства с ограничением максимального тока и напряжением 13,8 – 14,2 вольта. Но напряжение 13.8 вольт выше рекомендуемого напряжения стадии поддерживающей зарядки для аккумуляторов глубокого разряда, а напряжение 14,2 ниже напряжения стадии насыщения.
Генератор со стандартным регулятором никогда полностью не зарядит аккумулятор глубокого разряда, но только перезарядит его и выведет из строя, если будет подключен к аккумулятору длительное время.
Что умеют внешние регуляторы напряжения
Умный регулятор напряжения лодочного мотора управляет зарядкой тяговых лодочных аккумуляторов. Он заряжает аккумуляторы глубокого разряда в три стадии, которые называют стадией насыщения, поглощения и поддерживающей зарядки.
Во время стадии насыщения, при зарядке постоянным током, аккумулятор быстро набирает емкость 75-80% от номинальной, а напряжение на его клеммах повышается до 14,4-14,8 вольт (в зависимости от типа). В этот момент регулятор переключается в фазу поглощения. На этой стадии зарядка происходит медленнее, а ток зарядки постепенно снижается, чтобы соответствовать текущему состоянию батареи. После того как ток снизился до 1-2% емкости, зарядка завершается и регулятор переключается в режим поддерживающей зарядки во время которого контролирует напряжение на аккумуляторе и выполняет подзарядку, если напряжение опускается ниже 13 вольт.
- Чтобы не повредить аккумулятор во время зарядки, внешние регуляторы напряжения оснащаются встроенными тепловыми сенсорами. Зарядка прекращается, если температура батареи повышается до 50 градусов.
- Аккумуляторы различного типа и размера требуют разных кривых зарядки и разных значений напряжения и тока, поэтому в умных регуляторах зашиты предустановленные режимы для зарядки жидко-кислотных, AGM и гелевых батарей.
- Внешний регулятор напряжения устанавливается на лодочный мотор параллельно стандартному, который включается в работу, если умный регулятор выходит из строя.
Недостатки шунтирующих регуляторов
Хотя умные регуляторы подходят для всех типов лодочных генераторов и аккумуляторных батарей, их установка может показаться сложной для тех, кто не имел ранее навыков работы с электричеством. В некоторых случаях чтобы подключить регулятор потребуется определить тип используемого генератора и снять его с мотора. Кроме того, не рекомендуется устанавливать шунтирующие регуляторы напряжения на новые лодочные моторы, чтобы не нарушать их гарантию.
Сложностей установки и проблем с гарантией можно избежать, если использовать бортовые зарядные устройства, работающие от генератора лодочного мотора. Они так же заряжают аккумуляторы в три стадии, работают с генераторами до 400 А и выдают напряжение 12, 24 или 36 вольт. Мощные модели имеют встроенные сплит диоды для подключения нескольких батарей аккумуляторов.
Задайте вопрос,
и получите консультацию по лодочным электромоторам, аккумуляторам или зарядным устройствам для катера или яхты
Как подключить регулятор напряжения к лодочному мотору
на выходе из катушки напруга скачет в зависимости от оборотов двигателя от 13В до 50В. Поэтому нужен стабилизатор напряжения для подключения бортовых приборов (эхолот, навигатор, телефон и т.д.) параллельно с АКБ. Можно без корпуса. С нетерпением жду предложений.
samtakoi |
Рейтинг: 2736 / -667 |
— написано 14-7-2014 23:38 samtakoi
цитата:
на выходе из катушки напруга скачет в зависимости от оборотов двигателя от 13В до 50В
при отключеном акб?
Main |
Рейтинг: 7 / 0 |
— написано 14-7-2014 23:42 Main
при всем при этом АКБ должен заряжаться, понимаю что без акб нежная электроника может полететь. возможно ли вообще так собрать чтоб она не летела если вдруг отключится акб (спали клеммы случайно и т.д.) или это сильно усложнит схему?
samtakoi |
Рейтинг: 2736 / -667 |
— написано 15-7-2014 00:00 samtakoi
Я про то, что напряжение не должно скакать, не знаю как на лодочном моторе, но на авто стоит т.н. шоколадка — регулятор напряжения.
samtakoi |
Рейтинг: 2736 / -667 |
— написано 15-7-2014 00:04 samtakoi
в радио есть ассортимент dc-dc преобразователей, может там подобрать?
Main |
Рейтинг: 7 / 0 |
— написано 15-7-2014 00:12 Main
На моем точно ничего не стоит, вчера мерял — напруга скачет огого, еще и переменная. Запиндюрил бы туда стаб от машины какойнить, но какой
samtakoi |
Рейтинг: 2736 / -667 |
— написано 15-7-2014 00:16 samtakoi
там выход напруги для чего предназначен? для фары?
MaxFox |
Рейтинг: 3 / 0 |
— написано 15-7-2014 00:17 MaxFox
как на скутере. Там нет шоколадки, зато есть стабилизатор)
Main |
Рейтинг: 7 / 0 |
— написано 15-7-2014 00:21 Main
А хз для чего, висят 3 провода, на 2х переменка от 12в и выше
Main |
Рейтинг: 7 / 0 |
— написано 15-7-2014 00:22 Main
Где то читал, уже предлагали стаб от скутера, как его подобрать?
Main |
Рейтинг: 7 / 0 |
— написано 15-7-2014 00:25 Main
Сейчас у меня к этим двум проводам вообще ничего не подключено
SK |
Рейтинг: 259 / -77 |
— написано 15-7-2014 08:54 SK
Если указать марку мотора — дело пойдет быстрее
Main |
Рейтинг: 7 / 0 |
— написано 15-7-2014 09:05 Main
цитата: Изначально написано SK:
Если указать марку мотора — дело пойдет быстрее
как это влияет на схему мне не понятно, но модель укажу: Tohatsu M 15 D2
Main |
Рейтинг: 7 / 0 |
— написано 15-7-2014 09:13 Main
http://umka-095.narod.ru/statia.htm
вроде просто все
Main |
Рейтинг: 7 / 0 |
— написано 15-7-2014 10:48 Main
http://motorka.org/motory/podv. a-dlya-plm.html
вот вроде отличная схема, кто соберет?
Main |
Рейтинг: 7 / 0 |
— написано 15-7-2014 12:23 Main
http://motorka.org/motory/podv. a-dlya-plm.html
вот отличная схема, или мне проще и дешевле купить выпрямитель — стабилизатор от какого-нибудь мотоцикла?
вот тут: http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1330850970/0 от ижа ставили
SK |
Рейтинг: 259 / -77 |
— написано 15-7-2014 14:42 SK
схема зависит от того какой генератор на лодочном моторе. Если 3-х фазный как в мотоциклах то от них с взять регулятор.
Main |
Рейтинг: 7 / 0 |
— написано 15-7-2014 16:10 Main
цитата: Изначально написано SK:
Если 3-х фазный
там 3 проводка висит, между 2мя напруга скачет от 12 вольт и выше, а на 3м проводе (он черный) 6вольт
egor67 |
Рейтинг: 714 / -109 |
— написано 16-7-2014 01:25 egor67
готовые импульсные конвертеры DC-DC , до 5А — 150 и 200 р.
Main |
Рейтинг: 7 / 0 |
— написано 16-7-2014 08:09 Main
цитата: Изначально написано egor67:
отовые импульсные конвертеры DC-DC , до 5А — 150 и 200 р.
не нашел ни одного преобразователя обрабатывающего переменное напряжение от 12 до 70 (или хотя бы 50) вольт, на выходе дающего стабильные 13.8в и нужной мощности от 50вт
egor67 |
Рейтинг: 714 / -109 |
— написано 16-7-2014 13:21 egor67
со стабильными вольтами на выходе проблем нет.
про мощность пока речи не было, но всегда можно пару конвертеров в параллель.
по переменке — диодный мост на вход, собственно схему сам же скидывал — http://motorka.org/motory/podv. a-dlya-plm.html
по максимуму напруги — надо для начала точно померять на кондере после моста (под нагрузкой)
SK |
Рейтинг: 259 / -77 |
— написано 16-7-2014 22:18 SK
сначала выяснить что-за тип генератора в данном моторе, а потом уже под него регулятор.
И подумайте, отчего ни один производитель авто и мото моторов не применяет в генераторах импульсные регуляторы.
Main |
Рейтинг: 7 / 0 |
— написано 17-7-2014 08:44 Main
цитата: Изначально написано SK:
тип генератора
я так понял, что тип генератора у любого лодочного мотора один (если же нет конечно отдельного генератора с отдельным приводом).
Эта инфа была по ссылке выше: http://umka-095.narod.ru/statia.htm
выдержка из статьи: «на лодочных моторах стоят магдино генераторы, а они имеют одно положительное свойство-дело в том, что ток в цепи генераторных катушек ограничивается их индуктивностью рассеяния, а не внешним сопротивлением. При коротком замыкании индуктивность будет настолько велика что будет влиять на поле постоянных магнитов, но направленно будет против них в результате ЭДС в катушках будет настолько низок, что ток не сможет причинить каких либо повреждений обмоткам. Генератор мотора при этом не перегорает. «
Main |
Рейтинг: 7 / 0 |
Выпрямитель-регулятор в лодочный мотор для подзарядки аккумулятора
Не шунтирующий выпрямитель регулятор для лодочного мотора с генераторными катушками до 120 Вт. Преобразует переменный ток в постоянный — стабилизирует напряжение, не более 14.2..14.3В. Позволяет подзаряжать свинцово-гелевый, свинцово-кислотный, AGM аккумулятор от подвесного лодочного мотора и подключить эхолот, навигатор, огни, зарядку для телефона/смартфона и др.
Аксессуар устанавливается на большинство двигателей с генераторной катушки до 120ВТ, как двухтактных, так и четырехтактных (кроме инжекторных: Suzuki DF9.9B, DF15A, DF20A; Tohatsu MFS9.9E, MFS15E, MFS20E; Mercury F10MEFI, M15EFI, M20EFI). Также не подходит на ПЛМ с генараторными катушками от 160 ВТ и двигателей с трехфазными генераторами (например Mercury/Tohatsu 25-30 EFI, Tohatsu 80 2т, Yamaha 60 4т).
Не шунтирующий выпрямитель регулятор для лодочного мотора с генераторными катушками до 120 Вт:
- Схемотехника: не шунтирующая тиристорная, которая в отличие от «шунтирующего типа» (типа ВРНЛ и китайские с алиэскпресса), не нагревает генераторную катушку. Такая схема обычно используется в мощной техники с мощными стоковыми генераторами от 160 и более Вт;
- Предусмотрена автоматическая блокировка, которая выключит прибор при отпадании АКБ во время работы (потребуется заглушить мотор, отключить выпрямитель от АКБ, 1 минуту ждете, подключаете обратно к акб и запускаете). Защитный супрессор исключит повреждение ваших дорогостоящих электроприборов. Он же с встроенным предохранителем защитит от переполюсовки аккумуляторной батареи;
- Не включается без подключенного аккумулятора;
- Используемые компоненты залиты компаундом, герметиком, что исключает попадания влаги и воды;
- Низкая цена приблуды. Нет необходимости переплачивать за бренд;
- Простая установка;
- Небольшие габариты;
- Подходит как на 2-х тактные, так и на 4-х тактные ПЛМ с многокатушечными генераторами;
- Есть модели под «дистанционный мотор с электростартером». В нем предусмотрен формирователь тахосигнала (отдельный сигнальный провод) и встроен формирователь импульсов для стационарного тахометра типа KUS, Faria, Мореман, Yamaha, Honda, Suzuki, Tohatsu, Ultraflex (так как тахометры берущие сигнал с генераторной катушки, не совсем корректно работают с «стандартными выпрямителями»)
Характеристики реле-регулятора:
- Напряжение на выходе: 14.2-14.3 В;
- Максимальный ток: 10А;
- Размеры: 50 x 50 x 25 мм;
- Предохранитель: 10A;
- Используемые компоненты: Мост 15 А 1000В (KBU1510), Тиристоры 13А 600B (ВТ152-600),SMD;
- Обозначение проводов в устройстве:два желтых, желто-зеленых или два одинаковых по цвету — переменка,красный — плюс, черный — минус;
Внимание: устанавливается только на ПЛМ с генераторной катушкой, от которой идут провода переменного тока из маховика:
- Yamaha и ее клоны: два зеленых;
- Suzuki 2-х тактные: желтые и желто-красный. Сузуки 4-х тактные: желтый и красный;
- Tohatsu/Nissanmarine и их колны — желтый и белый (черный не трогать);
- Mercury — два желтых;
- Zonghen/Selva — два черно-голубых.;
- Honda — два серых;
- Evinrude/Jonson — желтый и желто-серый;
Также бывает, что эти провода выводятся на штатный выпрямитель (Rectifier), который не имеет стабилизации напряжения (Yamaha 9.9FMH/GMHS, 15FMH и другие), для стабилизации производитель рекомендует ставить регулятор напряжения (Voltage Regulator) или поменять стоковый выпрямитель на данное изделие.
Схема подключения приблуды:
- Выбираем место установки (обычно устанавливается внутри капота на штатное место. Также можно на поддон, на другую железную площадку или другие приливы с резьбовыми отверстиями.);
- Совмещаем с резьбовым приливом. В радиаторе регулятора делаем отверстие. Диаметр отверстия зависит от диаметра прилива двигателя (обычно 6 мм);
- Желательно снять заусенецы с отверстия;
- Прикручиваем регулятор, с помощью болта, гровера и двух шайб, которые приобретаются отдельно;
- Соединяем два провода переменного тока из под маховика мотора — с 2-я проводами переменки «регулятора»;
- Все аккуратно уложить внутрь;
- Для вывода электричества из под колпака к АКБ — необходимо провод, типа акустического, с сечением медной жилы 1-1.5 мм. (может меняться от длины провода) с плоскими авторазъемами или специальными лодочными разъемами (приобретаются отдельно);