Снятие и разбор трещотки колеса велосипеда
Большинство многоскоростных велосипедов имеют простую заднюю втулку, которая влияет на лёгкость и плавность хода. То, как едет велосипед, зависит не только от геометрии и формы рамы, но и от состояния системы трансмиссии. Причём именно задняя втулка наиболее нагружена, так как имеет сложное устройство. На ней размещается трещотка или кассета.
Что такое трещотка?
Трещотка — храповой механизм, состоящий из муфты свободного хода, звёзд и резьбового кольца. Конструкция передаёт вращение от педалей к колесу через цепь, одновременно позволяет двигаться без потребности крутить педали. Она накручивается на резьбу оси задней втулки велосипеда. Если звёздочки изнашиваются, они откручиваются и меняются полностью на новые.
Не следует путать кассету и трещотку. В современных велосипедах стали использовать кассету — устройство более совершенное, чем трещотка. Конструкция представляет собой собранные вместе звёзды, которые надеваются на втулку и закрепляются гайкой, а отверстия посередине оснащены углублениями, которыми она цепляется за барабан. Внутри барабана находятся собачки, пружинки и храповик. Кассету проще снять и заменить непригодные звёздочки на новые. Она без труда демонтируется в любых условиях, а снятие трещотки лучше всего делать на верстаке. Это требует не только специального инструмента, но и значительных физических усилий. Невозможность ремонта является главным её недостатком. Плюс небольшое количество звёзд и недолговечность.
Работает просто. Система имеет собачку, которая цепляет механизм задней части трансмиссии, в это время слышно лёгкое потрескивание. От этого треска и происходит её название. Если звука нет, это означает, что она будет тянуть цепь вперёд тогда, когда педали не прокручиваются.
Диагностика и уход:
- Затянуть подшипники втулки колеса. В принципе можно и не снимать сам механизм, но подшипники легче вынимаются при снятии всего устройства, они довольно мелкие, их вынимать очень тяжело.
- Смазать систему. Иногда причиной неправильной работы велосипеда становится не только отсутствие смазки, но и её обильность.
- Заменить сломанные собачки. Причиной ремонта трансмиссии может послужить сломанная собачка, которая не цепляет механизм колеса, или пружина, которая её выталкивает.
- Износ зубьев звёзд. Самая распространённая причина. Необходима смена всего устройства. Чаще всего ломаются звёздочки малого диаметра.
- Чистка от грязи и травы, которая забивается между звёздами при катании.
Съёмник и ключ
Чтобы снять давно установленную трещотку, требуются немалые усилия. Она может прикипеть и заржаветь. В наличии должны быть специальные инструменты, которыми являются съёмник и большой разводной или гаечный ключ.
Съёмник — это шлицевый ключ для разборки или установки трещоточного механизма. Он откручивается против часовой стрелки с использованием гаечного или разводного ключа. Инструменты для трещотки и кассетного устройства похожи, но совершенно несовместимы, не путайте их.
-
Сначала снимается заднее колесо. Если трещотка давно не снималась и тяжело снять её со съёмником, то лучше использовать смазку WD-40. Смазывать лучше резьбу с внутренней стороны, под звёзды, и оставить на несколько часов.
Шлицевый ключ для разборки механизма
При снятии может возникнуть проблема в нехватке усилий открутить прикипевший механизм. Решается эта задача удлинением инструмента. Это можно сделать с помощью небольшой трубки. Взять два болта размеров 6–8 см и подобрать к ним гайки. Один вставляется в отверстие съёмника, а второй — в отверстие в ручке разводного ключа. Зажимаем гайками. Между болтами вставляем трубку. Получается рычаг, с помощью которого гораздо легче можно сорвать прикипевшее устройство.
Как разобрать трещотку?
Чтобы произвести ремонт трещотки своими руками, понадобится молоток и кернер. Вместо кернера вам пригодится большой гвоздь или саморез. Разбирать устройство лучше на колесе, чтобы можно было его удержать.
- Трещотка закручивается на колесе. В отверстие на гайке вставляется кернер, и путём поворачивания по часовой стрелке с помощью молотка разбирается механизм.
- Звёзды снимаются с помощью съёмника и ключа. Внутри под гайкой находятся шарики. На колесе также находится вторая дорожка с шариками.
- Чтобы шарики не рассыпались, необходимо подложить тряпку или коробку.
- Откручивается самая маленькая звёздочка против часовой стрелки. Остальные просто снимаются.
Снятие трещетки с колеса
Теперь нужно посмотреть на состояние механизма, собачек и смазки. Наиболее часто изнашиваются собачки. Их можно заменить. Специально выпускается ремкомплект из собачек и колец. Обязательно помойте шарикоподшипники. Если шарики чёрного цвета и имеются частички потёртого металла, то сломались подшипники. Каждый необходимо осмотреть. Если на них появились вмятины, то рекомендуется заменить их.
Далее, собираем все части в обратном порядке. Конусную гайку необходимо затягивать с силой, а регулировать люфт для звёздочек относительно колеса следует наборными, тонкими кольцами.
Таким образом, выполнить ремонт механизма своими руками намного дешевле и не займёт много времени и сил. А выполнять такие действия необходимо регулярно, чтобы езда на велосипеде была приятной и безопасной.
Ремонт трещотки
Обслуживание и ремонт трещотка велосипеда в компании ВелоМастерская по доступным ценам!
Велосипедная трещетка – устройство передачи крутящего момента от передних звезд к заднему колесу. Движение велосипеда осуществляется за счет механизма трещотки. Составляющие элементы – храповый барабан и звезды.
В моделях велосипедов поколения СССР трещотка навинчивалась на ступицу. Новые модификации оснащены ступицами, в которых трещотка является изначально составляющим элементом конструкции.
Когда возникает необходимость произвести ремонт трещотки заднего колеса многоскоростного велосипеда, требуется снятие и разбор узла. В отличие от установки, это сложный процесс, который целесообразно доверить специалистам веломастерской. Самостоятельные попытки замены могут привести к поломке трещетки или инструмента. В процессе разборки используется специальный шлицевой съемник.
Распространенные неисправности трещотки:
- поломка собачки,
- растяжение или разрыв пружины,
- отсутствие сцепления храповика и собачки.
В большинстве случаев ремонт трещотки велосипеда заключается в замене поврежденных или изношенных деталей новыми. При поломке пружины производится удаление старой при помощи плоскогубцев и установка новой. При этом конец рояльной проволоки откусывают и отгибают к центру отверстия в корпусе трещотки.
При выходе из строя собачки необходимо изготовить новую деталь методом вытачивания из стали У-10 или У-8. Корпус выпиливается по контуру впадины после того, как подготовлен стержень пятки. На поверхности делают шлиц для правильной установки пружины. Готовое изделие подвергают закалке и отпуску.
Отсутствие сцепления или неполное сцепление храповика и собачки может произойти из-за затупления угла собачки или использования чересчур густой смазки. Для решения проблемы или затачивают наждачным камнем жало зуба, или промывают трещетку в керосине и впускают в нее небольшое количество жидкого машинного масла.
Если вам требуется ремонт трещетки велосипеда, обращайтесь за помощью в нашу веломастерскую. Опытные специалисты помогут устранить все возможные неполадки этого узла.
Смазка трещётки
Чем нужно смазывать трещётку?
И должна ли она вообще трещать?
favorite_border 10 Апр, 2008 14:33
а если литолом мазать, собачки не будут западать? в последствии чего прокручивание происходит?
favorite_border 10 Апр, 2008 15:06
судя по всему у тебя трещетка вместе со втулкой)))Сольдол есть спецальный вроде 1-13 или 1-14 непомню, вот он по вязкости подходит круто и водостойкость больше чем у шрузки.
favorite_border 10 Апр, 2008 15:23
Цитата сообщения от illk отправленного 10 Апр, 2008 в 15:06
а если литолом мазать, собачки не будут западать? в последствии чего прокручивание происходит?
я мазал литолом.
ничего не западает
ЗЫ: с трудом представляю какой вязкости должен быть литол чтобы в нем собачки западали, а вот если пружинка, что собачки охватывает, слабенькая то все может быть
favorite_border 10 Апр, 2008 15:46
Цитата сообщения от as3\, 14rant отправленного 10 Апр, 2008 в 15:46
с трудом представляю какой вязкости должен быть литол чтобы в нем собачки западали.
Вязкость обычная . всё дело в количестве 🙂 , в след раз поэксперементируй с объёмом смазки 🙂
favorite_border 10 Апр, 2008 16:52
Цитата сообщения от as3\, 14rant отправленного 10 Апр, 2008 в 15:46
Цитата сообщения от illk отправленного 10 Апр, 2008 в 15:06
а если литолом мазать, собачки не будут западать? в последствии чего прокручивание происходит?
я мазал литолом.
ничего не западает
ЗЫ: с трудом представляю какой вязкости должен быть литол чтобы в нем собачки западали, а вот если пружинка, что собачки охватывает, слабенькая то все может быть
у меня была проблема с «западанием», мазал ЛИТОЛ-24
проблема была из-за того что намазал столько сколько влезло. вылечил удалением части смазки.
сейчас подшипники мажу смазкой ШРУС Liqui moly LM47
favorite_border 10 Апр, 2008 16:54
Литол 24 разгущаем трансмисионкой до вязкости приблизительно, как у шимановской смазки, а на подшипники можно и так и ничего не залипает при любом количестве. 🙂
favorite_border 10 Апр, 2008 16:59
Цитата сообщения от illk отправленного 10 Апр, 2008 в 15:06
а если литолом мазать, собачки не будут западать?
Зимой будут. Смазываю жидкой смазкой.
favorite_border 10 Апр, 2008 19:09
смазки много не кладит6е, тогдпа собаки не западают, а трещать они должны, и чем больше собачек, тем круче треск) :]
favorite_border 14 Апр, 2008 12:38
Смазывать нужно только подшипники и очень матым количеством смазки, храповику смазка не нужна, и даже если она есть, то стирается с трущихся деталей, на смазку налипает песок и стружка при износе.
favorite_border 14 Апр, 2008 12:48
Цитата сообщения от \@gudron отправленного 14 Апр, 2008 в 12:48
Смазывать нужно только подшипники и очень матым количеством смазки, храповику смазка не нужна, и даже если она есть, то стирается с трущихся деталей, на смазку налипает песок и стружка при износе.
то что смазка и стирается на собачках не значит что она там не нужна, а от песка можно сделать пылевички из тонкого войлока (куска пальто)
А куда же будет деваться тот же песок и стружка без смазки?
favorite_border 18 Апр, 2008 17:56
Удалённый пользователь
Друзья, если литол смешать с трансмиссионкой ( лучше с ATFкой) в пропорции 1 к 2, то и собачки залипать не будут , и звук трещетки абсолютно пропадет.
Как смазать подшипники и заменить трещотку на велосипеде
Б ольшинство людей не осознают этого, но велосипед нуждается в техобслуживании. Осевой подшипник необходимо чистить и менять в нем смазку каждые 800 км. на шоссейном велосипеде и примерно 400 км. на горном.
В данной инструкции описано, как обслужить осевой подшипник и установить новый корпус трещотки (если необходимо).
По теме: Основы технического обслуживания велосипеда
Шаг 1: Снимите колесо с велосипеда и удалите эксцентрик
Шаг 2: Извлеките кассету
Шаг 3: Извлеките кассету .. продолжение
Шаг 4: Снимите ось
Шаг 5: Снимите подшипники
Шаг 6: Удалите старый корпус трещотки
Шаг 7: Почистите все
Шаг 8: Замените корпус трещотки. продолжение
Шаг 9: Установите новый корпус трещотки
Шаг 10: Заново установите ось
Шаг 11: Вставьте ось
Напоследок, затягивайте конусную гайку до тех пор, пока не почувствуете натяжение. Затем расслабьте так, чтобы колесо могло свободно прокручиваться без каких-либо усилий. Наконец, добавьте шайбу и стопорную гайку и хорошенько все затяните. Если почувствуете натяжение, ослабить немного.
Шаг 12: Замените зубчатое колесо
Шаг 13: Верните назад колесо