Вес (от 3.9 до 30.0 кг)
Масса колесного диска. Данный параметр является очень важным при выборе колесного диска, поскольку увеличение массы колеса ведет к увеличению неподресоренной массы. Это в свою очередь приводит к увеличению нагрузки на подвеску, а также ухудшению динамики автомобиля, поскольку двигателю приходится раскручивать более тяжелое колесо.
Вылет (ET) (от -70.0 до 163.0 мм)
Для каждой модели автомобиля вылет подбирается производителем индивидуально так, чтобы машина была устойчива на поворотах и надежно управляема.
Вылет диска ET – это расстояние от центра диска до посадочной плоскости крепления диска к ступице колеса.
Вылет бывает положительный, нулевой и отрицательный. Положительный вылет говорит о том, что середина колеса находится ПОЗАДИ привалочной плоскости, отрицательный, что ВПЕРЕДИ, а НУЛЕВОЙ – об их совпадении. При отрицательном значении вылета перед его величиной ставят знак «-». Если ваш автомобиль предназначен для колес с отрицательным вылетом, есть возможность установить диски с вылетом положительным.
Параметры вылета строго регламентируются заводом – производителем и жёстко связаны с кинематикой подвески. Разброс значения ET на литых и кованных дисках по различным заводам изготовителям может отличаться на несколько миллиметров (до 6 мм, а то и более) в зависимости от используемых литейных форм, либо штампа фирмы изготовителя диска. При его изменении резко изменяются нагрузки. Колесо начинает действовать как рычаг, что особенно сильно проявляется в поворотах, когда возрастают динамические нагрузки. Это связано с тем, что заложенное производителем соотношение «линия поворота – центр колеса» нарушается, в результате чего возникает отрицательное или положительное плечо обката. Его влияние заключается в том, что возникает дополнительный момент, который необходимо компенсировать рулевым колесом. Итог – тяжёлый руль и непредсказуемость в поворотах. Износ подвески и ускоренный износ шин.
Для каждой марки автомобиля рекомендуют оптимальное значение вылета. Наиболее известные маркировки этого показателя — Offset, Et и Deport.
Диаметр обода
Монтажный диаметр обода колесного диска, измеренный в дюймах. Рекомендованные диаметры дисков для вашего автомобиля можно найти в прилагающейся к нему документации. Если шины и диски приобретаются отдельно, то необходимо учитывать, что диаметр обода диска должен совпадать с монтажным диаметром шины.
Диаметр расположения отверстий
PCD (Pitch Circle Diameter) — диаметр окружности, условно проведенной через центры крепежных болтов (гаек), и LZ — их количество для диска. Необходимо точно подбирать типоразмер диска под типоразмер ступицы вашего автомобиля. При несовпадении диаметров расположения крепежных отверстий диск будет зафиксирован недостаточно надежно.
Диаметр центрального отверстия(от 0.0 до 716 мм)
Диаметр центрального отверстия под ступицу. Подбирается в зависимости от размера ступиц вашего автомобиля. Возможен вариант, когда диаметр центрального отверстия диска превышает диаметр ступицы. В таком случае для монтажа и балансировки используются дополнительные переходные кольца. Если же размер отверстия меньше размера ступицы, то установка дисков становится невозможной.
Количество крепежных отверстий
Количество крепежных отверстий на колесном диске. Большинство дисков имеет от трех до девяти отверстий для крепления. Этот параметр напрямую зависит от конструкции и типоразмера ступиц вашего автомобиля. Т.е. если ступица 4/100 (четыре отверстия), то и приобретаемый диск также должен иметь четыре крепежных отверстия, расположенных на окружности диаметром 100 мм.
Тип колесных дисков. Современные диски по технологии изготовления делятся на четыре типа: штампованные, литые, кованые, сборные.
Наиболее дешевым вариантом являются штампованные стальные диски. Они представляют собой обод с приваренной к нему «тарелкой». Большинство автомобилей, сходящих с конвейеров заводов, комплектуются как раз такими дисками. Преимуществами являются невысокая стоимость и возможность восстановления после повреждения, т.к. при ударе такие диски мнутся, а не лопаются. К недостаткам можно отнести большую массу и низкую коррозийную стойкость. Кроме того, такая методика производства не позволяет создать разнообразные дизайнерские решения.
Применение для производства дисков легких сплавов (на основе алюминия, магния и титана) позволяет уменьшить вес неподрессоренных деталей машины, что приводит к снижению износа деталей подвески и повышению плавности хода. Существует два способа изготовления легкосплавных дисков: литье и ковка.
Литые диски имеют зернистую внутреннюю структуру и при их эксплуатации возможно образование невидимых микротрещин. Из-за этого при сильном ударе диск раскалывается на несколько частей. Для сохранения внешнего вида таких дисков требуется особая защита поверхности от окисления. Преимуществами являются практически неограниченное количество вариантов дизайна, а также отсутствие отходов при производстве.
Кованые диски имеют многослойную волокнистую внутреннюю структуру, которая обусловливает высокую прочность и жесткость конструкции, а также высокую коррозийную стойкость. Они более безопасны, чем литые, т.к. при ударе гнутся без образования трещин. Технология производства накладывает ограничения на дизайн кованых дисков, а высокая стоимость не позволяет им вытеснить другие типы дисков с рынка.
К отдельному типу относятся сборные диски. Это возможность совместить достоинства литых и кованых дисков в одном. Например, когда обод изготавливается методом ковки, а диск путем литья. Их соединяют между собой титановыми болтами. При повреждении возможна замена отдельных частей диска, но, как правило, стоимость ремонта приближается к стоимости нового колеса. Сборные диски имеют крайне высокую стоимость и считаются наиболее престижными.
Цвет
Цвет внешней стороны колесных дисков. Большинство стальных дисков имеют черный цвет, а легкосплавных — серебристый. Однако для имиджевых моделей автомобилей, где важна каждая деталь, выпускаются красные, зеленые, белые, синие и другие диски. Некоторые сервис-центры предлагают услуги по окрашиванию дисков, так что при желании цвет можно изменить уже после покупки.
Ширина обода
Ширина обода колесного диска, измеренная в дюймах.
Большинство дисков имеет ширину 3,5-7 дюймов, но спортивные и внедорожные машины могут иметь и более широкие диски.
Если шины и диски приобретаются отдельно, то необходимо учитывать, что ширина обода диска должна быть меньше ширины профиля шины на 25-30%. Приведенное правило следует использовать только в том случае, если вы не знаете рекомендованные производителем автомобиля параметры колесных дисков.
Соответственно, всегда стоит помнить, что использование автомобиля наиболее безопасно только в том случае, если на него установлены диски, параметры которых соответствуют рекомендованным производителем вашего автомобиля.
Диаметр ступицы и проставочные (центровочные) кольца – что это такое?
Большинство автолюбителей, при выборе колесных дисков зачастую игнорируют очень важный параметр, а именно – диаметр центрального отверстия диска или диаметр ступицы. Это неприемлемое упущение, хотя бы с точки зрения того, что не представится возможным установить диск на авто. Например, если диаметр воротника оси больше чем диаметр отверстия на диске. И наоборот, если размер оси меньше чем диаметр ступицы на колесе. В этом случае, нежелательную разницу диаметров устраняют при помощи вспомогательных средств. Если деталь свободно вращается на оси, то в отверстие ступицы устанавливают проставочные кольца, либо в редких случаях, подшипники качения.
Размер проставочного кольца определяется двумя диаметрами (внутренним и внешним):
- чем больше диаметр ступицы колесного диска (например 73,1)
- чем меньше диаметр воротника оси автомобиля, куда следует установить диск (например 57,1)
Таким образом, полный размер проставочного кольца будет включать в себя эти два параметра — 73,1 / 57,1. Иными словами, диапазон, между первым и вторым числом и есть та самая нежелательная разница в диаметрах деталей, т.е. зазор. Решение проблемы данным путем является одним из самых практичных и безопасных.
Почему так бывает? Попытаемся дать Вам объяснение.
К примеру, Вам хочется переобуть своего железного коня к лету, и Вы пребываете в поиске приемлемого варианта. Как вариант, Вы отдаете предпочтение определенному диску, который, априори, не предназначен конкретно для Вашего авто, а может выступить как вариант замены.
Допустим, Вы являетесь владельцем хэтчбэка Mazda 3, 2012 года выпуска, с объемом 1,6i. Заводской параметр воротника оси (куда устанавливается диск) имеет размер 67,1 мм (параметры своего автомобиля можно узнать по следующей ссылке). При выборе колес, Вы обратили внимание на диск 16-го диаметра Disla Formula (silver) 5×114.3 16×7 ET38 D72.6 , с диаметром ступицы 72,6. Таким образом, Вам необходимо заполнить нежелательное пространство (разницу диаметров) проставочным кольцом 72,6/67,1 , где 72,6 – размер диска, а 67,1 диаметр ступицы Вашего авто.
В отношении проставочных колец, среди автолюбителей существует довольно распространенный вопрос: почему кольца пластмассовые а не металлические? И как это влияет на качество подгонки? Напоминаем, что главным и единственным предназначением центровочного кольца является обеспечение точности посадки колеса на ступицу, и при этом в процессе эксплуатации автомобиля нагрузка на центровочное кольцо отсутствует. При этом, материал, из которого сделаны центровочные кольца, при первой установке колеса на ступицу, особенной роли не играет.
Преимущество пластиковых центровочных колец, предлагаемых в продаже, во-первых, отличаются достаточно низкой стоимостью (в сравнении с алюминиевыми), а также обычно выполнены из достаточно твердого пластика. Таким образом, если для Ваших условий (заводской и фактический диаметры цетровочного отверстия) существуют центровочные пластиковые кольца, сделанные в заводских условиях проверенным производителем – для Вас нет никакого смысла искать и переплачивать за кольца из какого-либо другого материала.
Рекомендуем обращать внимание на данный параметр, как и на остальные в равной степени.
Ведь корректная сборка ходовой части автомобиля, это в первую очередь безопасность, не говоря уже о комфорте и прочем. Соблюдение всех параметров, помогает Вам избежать нежелательных вибрации и колебаний, особенно при преодолении барьера скорости, свыше 60-70 км/ч. Теоретически, колеса могут быть установлены только за счет болтов, однако фактически, их роль ограничивается фиксацией (упором) диска на ось.
Болты не предназначены для передачи вибрации на колесо. Это функция лежит на воротнике оси. Отсутствие идеальной подгонки может обернуться различными неприятными последствиями, начиная от банального люфта, и заканчивая полной деформацией колеса.
Правильно измеряем колёса для тележек
Тележки являются самым простым приспособлением для перевозки небольших грузов. Они надежные и при правильной эксплуатации прослужат много лет. Самая частая проблема, которая возникает в процессе использования – поврежденное или изношенное колесо.
Поломку колеса в тележке легко устранить, особенно если кронштейн не поломан или серьёзно деформирован. В этом случае достаточно на место повреждённого установить в вилку новое, подходящее по размеру и изготовленное из таких же материалов.
Обычно на ободе производители указывают диаметр и ширину. На моделях импортного производства данные указывают в дюймах. Однако при длительном использовании надпись повреждается или истирается. В этом случае достаточно правильно провести замер старого.
Замер производится при помощи рулетки, штангенциркуля или линейки, а данные следует записать. Основных параметров всего 4: диаметр самого колеса и ступицы, ширина колеса и длина ступицы. Каждый из этих размеров важен и напрямую влияет на функциональность.
Диаметр колеса – это расстояние между противоположными точками окружности, которое проходит через центр оси. В процессе эксплуатации шинка изнашивается, поэтому измерение не всегда точное (меньше первоначального).
От диаметра напрямую зависит КПД тележки. Колёса большого диаметра имеют лучшую проходимость, но для начала их движения требуется прилагать значительные физические усилия. Небольшой диаметр позволяет работать с грузами большого веса с меньшими усилиями. Однако при движении по рыхлому, песчаному грунту они будут застревать.
Диаметр ступицы (посадочный). Этот параметр определяют для того, чтобы выяснить, возможно ли закрепить колесо на данную ось. Измерение должно быть максимально точным, поэтому лучше использовать штангенциркуль. Если нет измерительного прибора, используйте штырь или проволоку, диаметр или сечение которого вам точно известны.
Ширина колеса. Это самая широкая часть обода или контактного слоя. Измерение не должно быть абсолютно точным, поэтому используют линейку или рулетку. В промышленных колёсах ширина обода обычно больше, чем шинки.
Длина ступицы. Это одно из важных измерений, которое показывает расстояние между сторонами колеса, проходящими через отверстие. При точном измерени и длины ступицы новое колесо гарантированно не будет шататься на оси. Если величина больше, оно не станет на ось. При меньшем значении оно плохо фиксируется и неустойчивое во время движения.
Для измерения этого параметра удобно использовать карандаш или стержень, который просовывают в отверстие. На нем с обеих сторон делают пометки, а затем рулеткой или линейкой измеряют полученное расстояние.
Що таке діаметр ступиці та проставні кільця
В блозі нашого інтернет-магазину є багато статей про те, як правильно підібрати покришки для автомобіля, і наскільки це важливо. Однак підбір дисків має велике значення. Це основа колеса, до нього кріпиться шина. Властивості колісних дисків багато в чому впливають на ключові їздові характеристики транспортного засобу.
Що врахувати при виборі нових дисків
На сайті Guma.ua функціонує зручна система фільтрів, яка включає основні параметри для підбору дисків: ширина та діаметр, кількість отворів кріплення та відстань між ними, діаметр ступичного отвору, а також матеріал, вартість та бренди компаній-виробників.
Іноді автовласники не беруть до уваги нюанси, пов’язані з кріпленнями дисків. Вони можуть замовити комплектуючі з невідповідним розміром отвору і виявити, що колеса неможливо встановити на автомобіль. У випадку, коли діаметр нового диска більший, ніж потрібно, ситуацію можна виправити за допомогою центрувального колеса.
Пристрій та принцип роботи центрувального колеса
Диски, випущені європейськими виробниками, фіксуються кількома болтами. Цікаво, що розмір та кількість цих кріплень може бути різним залежно від бренду та від моделі. Комплектуючі, розроблені американськими майстрами, відрізняються тим, що кріпляться спеціальними гайками.
- всі кріплення збігатимуться за розмірами, але ступичний отвір не відповідатиме;
- неможливо відцентрувати колеса.
Ігнорування цих проблем та використання невідповідних дисків призведе до того, що водій відчуватиме постійну вібрацію, а колеса будуть розбалансовані.
Якщо поміняти диски неможливо, тобто спосіб виправити ситуацію — застосувати кільце проставки. Воно закриє зазор, що утворився, і колесо можна буде відбалансувати.
Деякі бренди навмисно виготовляють диски з занадто великими отворами центру, а в комплект до них вкладають набір кілець для центрування. Такі універсальні комплектуючі зручні в експлуатації, оскільки унеможливлюється ризик того, що автомобіліст помилиться з розмірами.
- зовнішній радіус — він повинен дорівнювати радіусу ступичного отвору наявного диска;
- внутрішній радіус – відповідає зовнішньому діаметру маточини.
Ці дані вказані в технічному посібнику з експлуатації товарів.
- нержавіюча сталь – відмінний матеріал, який гарантує виробу міцність та довговічність. Недоліком стає ризик прикипання кільця до маточини. Це заважає використати кільце повторно при зміні диска;
- алюміній – дешевий, але відносно м’який матеріал. Таким кільцям протипоказані високі навантаження;
- пластик – недорогий, легкий і не схильний до прикипання. Однак очевидно, що за міцністю пластикові кільця поступаються металевим. Експерти рекомендують розраховувати на те, що пластикове кільце прослужить близько року. Потім його потрібно змінювати;
- полікарбонат — унікальний матеріал, що втілив у собі цілий спектр переваг: легкість, міцність, стійкість до високих навантажень та температур. Ці кільця підходять потужним швидкісним автомобілям.
Поширена думка, що проставні кільця (супінатори) не допоможуть відцентрувати диск через свою крихкість. Однак слід враховувати, що основну роботу у цьому процесі виконують болти. Вони мають бути міцно затягнуті та відрегульовані.
- коли елементи кріплення починають довільно відвертатися (через тривалу експлуатацію);
- коли через неправильно відбалансоване колесо спрацьовує ABS;
- при нерівномірному зносі шин;
- коли відбувається діагональний надлам кріпильного болта або він виявляється деформованим;
- якщо надто швидко зношуються амортизатори, наконечники, кермові рейки;
- коли є вібрація коліс.
Основною причиною зазначених проблем стає неправильна черговість та сила закручування кріпильних елементів. В результаті відбувається розбалансування. Кільце центрування виконує допоміжну роль, воно знімає навантаження з деяких деталей і захищає їх від пошкоджень. Можна сміливо сказати, що воно забезпечує вищий рівень безпеки.