Найди утечку сам – проверенные способы обнаружить повреждения холодильного контура в кондиционерах различного назначения
Системы кондиционирования, пользуются стабильным спросом благодаря своему удобству и функциональности, применяются во многих сферах и ежегодно усовершенствуются. Климатическая техника, как и любая другая подвержена износу в процессе эксплуатации, а также появлениям локальных неисправностей, многие из которых, в том числе и утечка фреона, вызванная повреждением холодильного контура, относительно легко найти, особенно если использовать ультрафиолетовую добавку, и устранить самостоятельно. Хладагент – основной рабочий состав в системе, и если его концентрация снизится, то следует ожидать в первую очередь уменьшение эффективности работы кондиционера, а в будущем более серьезных поломок:
- Перегрев оборудования приводит к выходу из строя рабочих узлов;
- В разгерметезированую систему может попасть влага, взаимодействие которой с хладагентом приводит к образованию кислоты, вызывающей повреждение обмоток нагнетательного элемента, а также воздух, что не менее опасно;
- Кроме фреона по контуру циркулирует масло, недостаток которого может стать причиной отказа компрессора.
Важно: быстрое вытекание хладагента возможно только при полном разрыве участка трубы, но шанс именно такой поломки стремится к нулю, но если вовремя обнаружить и ликвидировать незначительную трещину, то и дорогостоящем ремонте не будет необходимости.
В любом случае найти утечку фреона самостоятельно – возможно, и даже нужно для того чтобы:
- Продлить срок эксплуатации оборудования;
- Сохранить его функциональные возможности;
- Избежать дополнительных расходов на восстановление работоспособности.
Важно: протечка может возникнуть не только в трубопроводе, но и в других компонентах системы, а значит поиск места где возникла проблема связан с определенными сложностями, и может проводится различными методами.
Прежде чем приступать к проверке на герметичность, стоит обратить внимание на следующие моменты:
- Протечку можно выявить только если контур находится под давлением;
- Индикаторы системы должны быть исправны, а крепежи подтянуты – при неправильной работе оборудования выявить повреждение не удастся;
- На время диагностики в контур можно, а в некоторых случаях нужно, заправить азот, схожий по свойствам с хладагентами;
- Некоторые способы проверки связаны с потенциально опасным повышением давления в системе, их лучше избегать, например, отдать предпочтение методу, основа которого использование ультрафиолетовой добавки, или следить за уровнем этого параметра при помощи специального регулятора.
Учитывая, что кондиционер в машине и домашняя сплит-система, работают по схожей схеме, то и проверять их соответственно можно используя приведенные ниже способы.
5 основных способов найти утечку фреона
Для того чтобы понять, что же лучше и выгоднее: ультрафиолетовая добавка, подсвечивающая проблемный участок, разборка системы для анализа ее частей на предмет утечек традиционными способами или использование специализированного оборудования нужно рассмотреть особенности всех существующих приемов. С одной стороны, их не так уж и многого, но с другой они разительно отличаются друг от друга.
Проще всего выявить утечку, когда она настолько серьезна что в результате на вентиле или трубах видны масляные потеки. Когда визуальная оценка не дает результатов, при поиске протечек в холодильном контуре используют следующие способы:
- Проверку под высоким давлением;
- Погружение в воду;
- Обработку мыльным раствором;
- Добавление к рабочему составу ультрафиолетового красителя;
- Обследование при помощи специального течесикателя.
У каждого из способов есть свои особенности и применять некоторые из них целесообразно только в определённых случаях.
Как найти утечку при помощи проверки под высоким давлением
Снижение концентрации фреона в системе далеко не единственная причина поломок кондиционера, но, если есть подозрение что нестабильность или потеря эффективности работы связаны именно с этой проблемой, в первую очередь проверяют такую гипотезу. Для этого достаточно повысить давление в системе до допустимого максимума, и спустя время проверить его значение. Логично, что если показатель снизился, то пора приступать к поиску места повреждения контура. Для проведения таких исследований используют специальные системы опрессовки азотом.
Как найти утечку фреона погружением в воду
Если есть возможность изъять из системы часть в которой предположительно находится дефектное место, то поиск утечки сводится к трем простым шагам:
- Заполнение участка системы сухим азотом;
- Герметизация;
- Погружение под воду.
На месте трещины появятся пузырьки, а для того чтобы предотвратить их скапливание на поверхности, достаточно добавить в воду моющее средство, что приведет к изменению поверхностного натяжения.
Как найти утечку фреона при помощи мыльного раствора
Применение мыльного раствора один из устаревших, но не теряющих своей эффективности способ найти место повреждения трубы. Он подходит только в том случае если Вы примерно знаете в какой именно зоне появился дефект, например, видите масляные пятна, и осталось только найти точное местоположение протечки. Главная причина использовать именно такой метод диагностики – цена процедуры, ведь для того чтобы приготовить смесь можно использовать обычное моющее средство для бытовых целей. Не составит труда найти и уже готовые растворы с совершенствующими эффективность присадками и аэрозольным распылителем, но в таком случае после обработки поверхности обязательно нужно тщательно удалить их остатки, т.к. активные компоненты могут навредить системе. Если заменить хладагент на сухой азот, издающий звуки при просачивании в трещины, то эффективность метода повысится.
Течеискатели – специализированные инструменты для профессионалов
Галоидный течеискатель, который целесообразно использовать только если в хладагенте присутствует хлор, скорее промышленная установка, и не смотря на то что стоит она недорого, ее приобретение вряд ли окупиться. Использование такого аппарата позволяет определить утечку даже если она составляет не более 150 грамм/год, но при этом он все равно менее эффективен чем электронный аналог и во время его применения требуется максимальная осторожность для того чтобы не подвергнутся воздействию опасных паров и открытого огня изменение цвета, которого и свидетельствует о наличии утечки.
Электронные течеискатели также работают только с определенным видами хладагента, и чаще всего используются вместе с другими способами – проверкой при помощи мыльного раствора или опрессовкой азотом. Такие устройства более точные (определяют повреждения результат которых утечка объемом до 3 грамм/год), но стоят дорого, особенно с учетом недлительного срока службы. Существуют также течеискатели определяющие место где была утеряна герметичность при помощи сканирования ультразвуком, но они еще дороже двух других типов оборудования, также показывают лучшие результаты при взаимодействии с азотом и требуют соблюдения тишины при проверке.
Как найти утечку фреона при помощи ультрафиолетовой добавки
Ранее такую методику использовали в автомобильных системах кондиционирования, а сегодня она постепенно вытесняет другие методы, что и неудивительно учитывая насколько ультрафиолетовая добавка в фреон, облегчает поиск утечки. Главное преимущество – максимальная простота диагностики. Для того чтобы найти место утечки достаточно закачать внутрь контура специальный краситель, а после того как он пройдет вместе с рабочим составом несколько кругов циркуляции, осмотреть все компоненты системы при помощи ультрафиолетовой лампы. Это значит, что найти утечку фреона в холодильнике, автомобильном или бытовом кондиционере используя ультрафиолетовую добавку сможет каждый, ведь этот метод позволяет практически не разбирать технику!
Кроме того, такой способ считается наиболее эффективным, по причине оптимального соотношения цены и результативности, ведь затраты на покупку красителя, видимого в определенном спектре несравнимы со стоимостью полноценной промывки и применением других методик.
Отдельно стоит упомянуть что ультрафиолетовая добавка для поиска утечек фреона:
- Может смешиваться с любыми видами хладагентов, даже с CFC, HFC и HCFC;
- Не содержит опасных для техники и здоровья человека растворителей;
- Позволяет максимально точно определить место и характер повреждений;
- Лучший инструмент для профилактики;
- Не изменяет эксплуатационные параметры хладагента.
Отдельное преимущество ультрафиолетового красителя для поиска утечек, отсутствие трудностей с тем чтобы купить УФ-лампу для проведения диагностики – красители видны под любым источником подобного излучения, вплоть до обычного светодиода. Для того чтобы максимально сократить время поиска утечки, лучше осматривать систему в темноте и надеть UV-очки, но и без них этот метод отличается наибольшей простотой обнаружения локализации неисправностей.
Самый простой и выгодный способ найти утечку фреона самостоятельно
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод что проще всего для поиска проблемных участков использовать ультрафиолетовые добавки. Необходимость полностью разбирать, а потом собирать систему или приобретать специализированное оборудование для диагностики ее состояния ведет к внушительным затратам как минимум времени, а скорее всего и денег, в то время как залить в систему УФ-краситель – дело пары минут. Кстати, если заглянуть на тематические форумы, то практически все отзывы как от мастеров, так и от тех, кто лично занимался поиском утечки будут положительными, а высокий спрос и положительная оценка результатов – лучшее доказательство эффективности метода.
Как легко найти утечку в кондиционере авто
Летом ездить без кондиционера вавто практически невозможно. Это незаменимый помощник в жаркое время года. Но что делать, если кондиционер начинает барахлить, а определить проблему не всегда удаётся даже в сервисе. Система кондиционирования в автомобиле состоит из целого ряда узлов, среди которых:
- Компрессор;
- Патрубки;
- Осушитель;
- Конденсатор (его также называют радиатором).
В каждом их вышеперечисленных элементов может появиться небольшой дефект, из-за которого герметичность всей системы нарушается. Даже минимальная утечка фреона влечёт за собой необходимость в дозаправках каждый сезон. Ещё хуже, если газ уходит за несколько дней. Намного выгоднее заняться поиском утечки и устранить неисправность, чем регулярно платить за восполнение объёма фреона. Справиться с этой задачей можно самостоятельно.
Для начала следует выполнить визуальный осмотр всей системы. Начинать рекомендуется с конденсатора (радиатора), где механические дефекты возникают чаще всего. Поверхность конструкции подвержена попаданию камней и других предметов на высокой скорости. Ламели загибаются или повреждаются, выпуская фреон наружу.
При значительных утечках через радиатор, на его поверхности можно будет обнаружить масляное пятно. Фреон по системе циркулирует не один, вместе с ним находится смазывающий материал. В случае повреждения через отверстие выходит как газ, так и масло. При обнаружении пятна конденсатор придётся заменить, восстановлению эта деталь не подлежит.
Нередко причина утечки фреона связана с износом уплотнительных колец. Из-за долгих несезонных простоев резиновые изделия рассыхаются и перестают обеспечивать герметичность системы. Утечка газа через кольца обычно небольшая, но приводит к необходимости заправлять кондиционер каждый сезон. Для её определения можно воспользоваться мыльным раствором. Средство наносится на места соединения элементов системы, после чего оценивается наличие пузырей. Для реализации этого способа необходимо хотя бы небольшое давление фреона внутри.
Аналогичным методом можно определить небольшие утечки на любом другом элементе. Мыльный раствор даёт отличный результат, но перед его нанесением нужно убедиться в наличии давления в системе. Если весь газ уже успел выйти, нанесение средства не даст результата.
При дозаправке кондиционера рекомендуется пользоваться возможностью добавления флуоресцентной краски.
Такую услугу зачастую предлагают даже на обочинах. Простое решение позволяет определить места утечек при помощи ультрафиолетового фонарика. Лучше доплатить небольшую сумму и сразу определить наличие повреждения, нежели через пару месяц заправляться фреоном повторно.
Поиск утечек фреона в системе кондиционирования
При покупке кондиционера необходимо понимать, что такое оборудование требует бережной эксплуатации и своевременного технического обслуживания. Чтобы сплит-система могла функционировать долго и бесперебойно, лучше всего приобретать оборудование у проверенных дилеров, которые смогут обеспечить качественное сервисное обслуживание.
Иногда кондиционер, как и любое другое сложное техническое оборудование, может начать хуже работать или просто сломаться и перестать выполнять свои основные функции, а именно – охлаждать или прогревать воздух. Возможно, что причина кроется в утечке хладагента – фреона.
Для того чтобы обнаружить неисправность, следует обратиться к инженерам по сервисному обслуживанию. Выявление утечки хладагента можно обнаружить несколькими способами.
Проверка при повышении давления
В этом случае специалист будет проверять всю систему кондиционирования на герметичность. Для этого используется опрессовочная станция – сначала в системе искусственно повышается давление до максимального предела, и, если в течение 3-5 минут давление снизится, значит, в контуре находятся повреждения и наблюдается утечка фреона.
Проверка мыльным раствором
Этот способ можно применять самостоятельно, если точно известно место предположительного выхода хладагента. Для проверки необходимо приготовить мыльный раствор из обычного мыла и воды и нанести его на место утечки. Если утечка действительно есть, то в этом месте образуется мыльный пузырь, свидетельствующий об утечке фреона.
Проверка погружением в воду
Данный способ проверки лучше доверить специалистам. Для начала необходимо произвести демонтаж поврежденной части системы кондиционирования. Ввести в эту часть газообразный азот и произвести герметизацию. Поместить в воду и следить за появлением пузырей воздуха. Пузырьки будут свидетельствовать об утечке фреона.
Проверка ультрафиолетовыми красителями
Считается, что данный способ является самым оптимальным и точным. Для проверки нет необходимости осуществлять демонтаж кондиционера, достаточно влить ультрафиолетовый краситель в систему, подождать несколько циклов работы кондиционера, пока жидкость не заполнит все необходимое пространство, и воспользоваться ультрафиолетовой лампой, чтобы осмотреть все составляющие части системы на предмет явных повреждений. Этот метод еще хорош тем, что благодаря УФ-красителям можно обнаружить скрытые дефекты – усталость материала, где, предположительно, в скором времени могла бы произойти утечка.
Этот способ является самым безопасным и быстрым.
Основные рекомендации при поиске утечки фреона
- Чаще всего для обнаружения места утечки хладагента требуется применение сразу нескольких способов, так как разрыв может возникнуть в любом месте системы.
- Контур системы должен находиться под давлением, если того требует метод обнаружения утечки.
- Азот и УФ-красители не нанесут вред хладагенту и системе кондиционирования.
- Стоит с максимальными предосторожностями использовать методы поиска утечки, при которых необходимо увеличивать давление в контуре, так это потенциально опасно.
- Лучше всего для обнаружения утечки обратиться к специалистам, которые смогут провести все работы быстро и качественно.
Есть вопрос? Задайте его специалисту!
- Имя E-mail Тема вопроса
- Вопрос Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных и принимаю условия «Согласия на обработку персональных данных Пользователей»
Как проверить и правильно обслужить кондиционер в машине
Кондиционеры в автомобилях устанавливаются еще с первой половины прошлого столетия. За последние годы их конструкция и принцип работы радикально не менялись. Как, впрочем, и подход к обслуживанию, а также диагностике.
Расскажем, как без специальных навыков и дорогостоящего оборудования проверить работоспособность климатической установки в машине. И как правильно обслуживать кондей в авто, чтобы он дольше прослужил.
Как проверить кондиционер
Самый простой способ убедиться, что автомобильный кондей работает — измерить температуру воздуха в салоне при заведенном двигателе и включенной на максимальное охлаждение климатической системе. Для этого подойдет обычный бытовой термометр или электронный градусник.
Можно воспользоваться пирометром, с ним замеры можно произвести быстрее и точнее. Если при температуре +20°С кондиционер охладит воздух в салоне на 10°С , то система работает в штатном режиме и ремонтировать ничего не требуется.
Если на улице тепло, а холод в салон не начал поступать, возможно вышел из строя компрессор. При включении системы индикатор на кнопке АС в салоне обязан загореться, а под капотом должен быть слышен несильный щелчок.
Он означает, что прижимная пластина примагнитилась к шкиву и вместе с ним начала приводить в движение поршни компрессора. Он может не запуститься, если в системе нет хладагента/фреона, износился, провис или оборвался приводной ремень этого узла, неисправна муфта включения или компрессор заклинило.
Если система работает, но воздух в салон поступает недостаточно охлажденным, возможно в ней мало фреона. В этом случае необходима дозаправка в специализированном сервисе.
Потери хладагента неизбежны. Даже в исправной и герметичной системе новой машины они могут составлять порядка 10% в год. И чем старше авто, тем потери больше. Фреон улетучивается через теряющие герметичность соединительные прокладки, микротрещины, повреждения и места коррозии на трубках магистралей. Также причиной неэффективной работы кондиционера может быть загрязненный и забитый конденсатор.
Как правильно обслужить кондиционер
Чтобы климатическая система в автомобиле исправно работала, нужно регулярно уделять ей внимание:
- чистить и промывать от пыли, грязи и пуха радиатор кондиционера (конденсатор) под капотом;.
- проверять герметичность системы и заправлять ее фреоном раз в 2 года для новых машин и ежегодно для авто старше 6 лет;.
- доливать масло для компрессора при заправке системы;.
- включать кондиционер хотя бы раз в 1−2 месяца как минимум на 10 минут, чтобы избежать высыхания соединительных элементов;.
- менять салонный воздушный фильтр во время плановых ТО;.
- проводить антибактериальную обработку испарителя кондиционера против грибков, микробов и бактерий.
Если заменить салонный фильтр, аккуратно промыть конденсатор или даже провести обработку системы от бактерий с помощью продаваемых в супермаркетах специальных пенных составов можно и самостоятельно, то для полной диагностики, ремонта системы, выявления утечек фреона и других операций по обслуживанию лучше обратиться в специализированные сервисы по кондиционерам. Или в автосервисы, которые оказывают в том числе и эти услуги.
Как подготовить кондиционер машины к лету
После долгого неиспользования климатической системы в автомобиле зимой важно правильно подготовить ее к летней эксплуатации. Это необходимо для поддержания исправности кондея и комфортного перемещения по жаре в прохладе.
Обычно под сезонной подготовкой кондиционера подразумевают его плановое обслуживание и диагностику: проверка герметичности, количества хладагента/фреона, функционирование всех компонентов и датчиков, а также антибактериальную обработку испарителя и очистку конденсатора.
Для продления срока службы системы кондиционирования в автомобиле водители используют различные лайфхаки. Например, на машинах с крупноячеистой решеткой в воздуховодах бампера устанавливают дополнительную сетку, чтобы защитить радиатор кондиционера от попадания на него мусора и летящих с дороги камней.
А еще автовладельцы советуют выключать кондиционер до завершения поездки и на последних сотнях метров к финальной точке маршрута оставлять работающей только печку. Она просушит воздуховоды, лишив микробы питательной среды для размножения.