Октановое число и степень сжатия. Плюс подробная таблица и видео
Зачастую у владельцев автомобилей возникает вопрос на АЗС (авто-заправочных станциях). Какой бензин лучше заправлять в свой автомобиль? Ведь есть 92 – 95 – 98 и даже 100-й! Что скажем, будет если залить 92 вместо 95, то есть как бы понизить октановое число? Или 100-й вместо 95-го что будет? Ведь у моторов разная степень сжатия, заточенная под определенные параметры. Не «угроблю» ли я свой силовой агрегат? Давайте разбираться, как обычно будет и видео версия в конце …
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
- Что такое степень сжатия?
- Что такое октановое число?
- Что будет если залить низкий октан?
- Что будет если залить высокий октан?
- Таблица зависимости
- ВИДЕО ВЕРСИЯ
В начале, стоит отметить – те параметры и рекомендации, которые указал вам производитель и нужно использовать. То есть на лючке бензобака (или в инструкции) написано 92 или 95, то и стоит его лить! Также бывают записи не ниже 95-го октанового числа — это означает, лить меньше не рекомендуется, а вот 95 – 98 или 100-й можно! А теперь давайте подробнее.
Что такое степень сжатия?
Я про это уже подробно рассказывал в статье по ссылке сверху, можете перейти и почитать. НО если сказать простыми словами, это геометрическая безразмерная величина. Она вычисляется как соотношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания. Просто нужно разделить.
Таким образом, у вас получается нужный параметр, например — 8, 9, 10, 11, 12 единиц и т.д. Скажем у двигателя SKYACTIV (от MAZDA) около 14.
Чем выше степень сжатия, тем больше вероятность того — что топливо внутри цилиндров двигателя может самовоспламенится от высокого давления.
Вы можете задать вопрос – а зачем повышать степень сжатия. Тут много причин и все сейчас я перечислять не буду, самые основные – это увеличение мощности и уменьшение расхода топлива.
Соответственно, чтобы бензину противостоять самовоспламенению нужны специальные характеристики, отсюда и пошло понятие октановое число
Что такое октановое число?
Все просто – чем выше это число, тем дольше может сопротивляться бензин самовосплеменению при сжатии. Именно этот показатель и указывают в бензинах 92, 95, 98 и так далее.
Сейчас современные бензины при производстве (различного типа крекингах) имеют число равное примерно – «82-85». Чтобы довести его до нужного значения, в него добавляют специальные присадки, сейчас это спирты или эфиры, таким образом и получаются 92 – 100-е бензины.
Таким образом, можно получить примерные показатели:
- Если степень сжатия (СЖ) менее 10 – то нужно лить 92-й бензин
- Если СЖ от 10 до 12 – нужно использовать 95-й
- Выше 12 – 98-й
- СЖ в 14 – 98 или даже 100-й
Есть ОЧЕНЬ редкие моторы, которые имеют СЖ от 14 до 16 в них используются редкие типы топлива с октановым числом от 102 до 109.
Отдельно стоит отметить ТУРБИРОВАННЫЕ моторы, у них при любой степени сжатия используется не менее 95-го бензина.
Что будет если залить низкий октан?
Простой пример — вам рекомендуется заливать 95-й, а вы льете 92-й – что будет? Вообще это не рекомендуется, потому как низкое октановое число (ОЧ), может вызвать детонацию двигателя, а это ОЧЕНЬ разрушительный процесс, который может быстро погубить ваш силовой агрегат.
НО! Так было с аналоговыми моторами, с механическим топливным насосом (карбюраторного типа), где всем управляла механика. Там впрыск, да и зажигание, не могло изменяться автоматически.
СЕЙЧАС, современные агрегаты можно назвать «цифровыми», у них подача топлива, зажигание может изменяться автоматически, в зависимости от топлива которое в него залито. Контролируется это через кучу датчиков (детонации, кислорода – он же «лямбда-зонд» и т.д.) и уже ЭБУ решает что делать. Таким образом, смесь либо «обедняется», либо «обогащается» и мотор работает всегда как нужно.
Что будет если залить высокий октан?
ТО есть вам рекомендовано 92-й, а вы залили 95-й или 98-й? Многие пишут, что может прогореть прокладка головки блока! Так ли это на самом деле?
Опять не верно. ДА на карбюраторном моторе (с механической регулировкой) так бы и случилось, например раньше если залить вместо 76-го бензина 92-й, тогда реально прогорала прокладка и клапана.
НО сейчас, опять же все выправит электроника (изменится зажигание) и ничего страшного не произойдет. Будет небольшой прирост мощности в районе погрешности 2 – 3% и все.
НО не всегда имеет смысл лить 100-й бензин, в мотор который рассчитан на 92-й. Просто вы не почувствуете разницу, можно залить 98-й эффект будет такой же. А вот в цене за литр топлива разница ощутима.
Таблица зависимости
НУ и в конце, как и обещал, небольшая таблица зависимости октанового числа и степени сжатия.
Октановое число | Степень сжатия |
АИ-76 | 8,0 – 8,5 |
АИ-80 | 8,5 – 9,0 |
АИ-92 | 10 – 10,5 |
АИ-95 | 10,5-12 |
АИ-98 | 12-14 |
АИ-100 | более 14 |
НО повторюсь еще раз, если сейчас залить топливо с большим или меньшим октановым числом на современном моторе – НИЧЕГО СТРАШНОГО ПРОИЗОЙТИ НЕ ДОЛЖНО. Если октан ниже, то немного упадет мощность и вырастит расход. Если выше, то наоборот упадет расход и вырастит мощность. НО опять же на уровень погрешности около 3 – 4% не более.
Сейчас видео версия смотрим
НА этом заканчиваю, думаю моя статья, таблица и видео были вам полезны. Искренне ваш АВТОБЛОГГЕР.
(41 голосов, средний: 4,73 из 5)
Октановое число, степень сжатия и мифы о АИ-92 в LS
Многие считают, что все американские машины ездят на 92-ом бензине. Это справедливо для старых ведер, но в более-менее свежих совсем все не так.
Но основная причина таких верований в том, , что в разных странах используются разные системы расчета октанового числа бензина: в США и Канаде – AKI, в Австралии, Европе и России – RON. При чтении руководства к машинам для американского рынка можно увидеть рекомендации для октанового числа топлива, но эти данные рассчитаны по используемой в США системе (AKI), которая отличается от привычной российским автовладельцам RON.
RON — Research Octane Number
Самая распространенная в мире система определения октанового числа. Определяется путем испытаний в двигателе с изменяемой степенью сжатия и сравнения результатов с аналогичным тестом для изо-октана и н-гептана. Частота вращения двигателя – 600 об/мин.
MON — Motor Octane Number
Другая система определения ОЧ. Производится на аналогичной RON установке, но частота вращения 900 об/мин, топливная смесь подогревается и настройки зажигания изменяемые. Для современных видов топлива MON будет меньше RON на 8-10 пунктов.
AKI – Anti-Knock Index
Применяется в основном в США и Канаде. Вычисляется как среднее значение RON и MON. Также обозначается как (R+M)/2, Road Octane Number (RdON), Pump Octane Number (PON).
Октановое число, необходимое конкретному ДВС зависит от его степени сжатия. Чем выше СЖ, тем более высокооктановый бензин необходим для корректной работы ДВС.
Несоблюдение этого соответствия приводит к детонации в цилиндрах. Детонация — это неконтролируемые взрывы топливной смеси вместо ее полноценного горения.
Помимо неполного сгорания в результате детонации наносится вред конструкции ДВС: прогорают поршни, разрушается целостность элементов поршневой группы.
Связь степени сжатия и бензина по RON такова:
1. СЖ >11 — АИ-98 и выше.
2. СЖ 10,5-11 — АИ-95-АИ-98 (АИ-92 как бы можно заливать в критическом случае, что доехать до заправки)
3. СЖ 10-10,5 — АИ-95 (можно ездить на АИ-92, на 95 будет ехать бодрее, с меньшим расходом и износом поршневой).
4. СЖ
Экзотические АИ-102 и АИ-109 — от 14 и от 16 соответственно.
Для турбодвигателей минимум АИ-95 и выше.
В подготовке статьи были использованы материалы Википедии
Неприхотливые: какие новые автомобили потребляют АИ-92
Расходы на топливо – первейшая статья расходов после собственно покупки нового автомобиля. Не так давно мы рассчитывали стоимость владения автомобилями первой десятки по популярности и выяснили, что зачастую автомобиль, недорогой в обслуживании и располагающий к дешевой страховке, может сам нивелировать это финансовое преимущество высоким расходом и необходимостью заправки 95-м бензином. И наоборот: иногда более высокая стоимость ТО, ОСАГО и каско не становится причиной выхода стоимости годового содержания на новый ценовой уровень благодаря возможности безболезненно сэкономить на каждом литре бензина. Заинтересовавшись, мы решили выяснить, какие из продающихся новых автомобилей это позволяют.
Премиум-сегмент
Н ачиная это маленькое исследование с премиум-сегмента, можно пропустить мимо ушей несколько традиционных возгласов на тему «Неужели кто-то, покупая машину за 3-5 миллионов, будет думать об экономии бензина?». Да, будет – очень многие покупатели ценят в своем автомобиле умеренный расход и адекватную стоимость ежемесячного рациона. А посему вспомнить неприхотливых представителей «премиума» – вполне актуальная задача.
Однако вспомнить их удалось совсем немного – точнее, всего одного. Разумеется, ждать от современных моторов «немецкой тройки» или «японской двойки» возможности потребления 92 бензина было бы излишне оптимистично. Но и менее требовательные на первый взгляд «американцы» вроде всех моделей Cadillac и подавляющего большинства Jeep желают видеть в своем баке топливо с октановым числом не менее 91 по американскому стандарту – то есть, эквивалента российского АИ-95. Да-да, даже «мамонты» вроде Grand Cherokee , Escalade и Tahoe предполагают наличие в своих огромных баках 95-го. Единственным исключением стал Jeep Wrangler , который готов питаться неэтилированным бензином с минимальным исследовательским октановым числом 91.
Средний сегмент
В среднем сегменте машин, позволяющих экономить на бензине по паре рублей с литра, естественно, побольше – здесь класс уже позволяет иметь эту характеристику в числе конкурентных преимуществ. Тем не менее, способность машин переваривать 92-й бензин никто особенно не выпячивает – найти данные о типе топлива, как правило, можно лишь в инструкциях по эксплуатации.
Например, есть такие данные у Ford . В руководствах Fiesta , Kuga , EcoSport , Explorer и других четко сказано: используйте неэтилированный бензин с октановым числом не ниже 92. В руководстве Mondeo , имеющемся на сайте, правда, указан американский стандарт AKI с октановым числом 87 – но и он соответствует именно «нашему» АИ-92.
У Honda , в отличие от многих, тип используемого топлива прописан прямо на сайте, в числе прочих технических характеристик. Думается, что отчасти этому поспособствовал как раз тот факт, что это топливо – АИ-92. Бензин класса «Регуляр» рекомендован как для Pilot , так и для CR- V с обоими моторами на 2 и 2,4 литра.
![]() |
![]() |
На фото: Honda Pilot ‘2015–н.в. и Honda CR-V ‘2016–н.в.
Другой японский производитель, Mitsubishi , тоже имеет в своем арсенале «всеядные» машины – правда, всего две. Это возрастной, но такой «настоящий» Pajero и куда более свежий Outlander: они имеют в графе «Тип топлива» отметку «АИ-92», в то время как новый Pajero Sport этим бензином уже не удовлетворяется.
Схожая ситуация – у Nissan : здесь только в описании бюджетной Almera четко сказано, что заливать нужно неэтилированный бензин с октановым числом 92. У всех остальных бензиновых моделей в качестве типа топлива скромно указан «бензин», притом руководств по эксплуатации на сайте нет, как и четких рекомендаций в брошюрах. Долгие поиски приводят нас к тому, что логично проистекает из этой неизвестности: все остальные модели Nissan предпочитают 95-й бензин.
Еще интереснее ситуация у Toyota . Здесь рекомендованный тип топлива разнится не только между моделями, но даже в пределах одной модели, оснащаемой несколькими моторами. Так, Corolla с базовыми двигателями на 1,4 и 1,6 литра можно заправлять только бензином с октановым числом 95 и выше, а вот старший 1,8-литровый мотор может переварить и октановое число от 91. Это выглядит вдвойне интересно на фоне того, что степень сжатия в моторах 1,6 и 1,8 практически одинакова – 10,2 и 10 соответственно. А вот у Camry ситуация обратная: младшие двигатели на 2 и 2,5 литра переваривают 92-й бензин, в то время как V -образная «шестерка» требует 95-го. Та же ситуация у Land Cruiser Prado : агрегат на 2,7 литра «ест» 92-й, а четырехлитровый мотор – 95-й. Ну а вседорожники в лице RAV 4 и Highlander , возглавляемых Land Cruiser 200, могут потреблять «дешевое» топливо во всех бензиновых исполнениях. Завершая разговор о Toyota , стоит отметить, что и новый Prius тоже экономит деньги не только благодаря гибридной трансмиссии, но и за счет цены горючего.
У Hyundai информацию о рекомендуемом типе топлива найти не так просто. Руководства по эксплуатации представлены не на все модели, но даже те, что есть, иногда не содержат нужных данных. Так, информации о требуемом топливе для Creta в руководстве нет – зато есть данные, например, по Elantra и i 30. Рекомендации разнятся в зависимости от страны эксплуатации: в Европе надо заправляться 95-м, а вне Европы для достижения оптимальных характеристик достаточно применять неэтилированный бензин с октановым числом RON (по исследовательскому методу) 91 / антидетонационным показателем AKI 87 – иначе говоря, наш 92-й.
Соотечественники из Kia чуть более открыты в вопросе того, чем «кормить» их автомобили: для Rio на официальном сайте исчерпывающе указан «неэтилированный бензин с октановым числом не менее 92». Для прочих же моделей вроде cee ’ d , Optima , Sportage , Venga и так далее нужно добраться до руководства по эксплуатации, чтобы увидеть те же данные, что и у Hyundai .
Бюджетный сегмент
Говорим «бюджетный сегмент» – подразумеваем « Lada »: отечественный производитель уверенно лидирует по части продаж. Столь же уверенно он указывает в технических характеристиках своих автомобилей требования к топливу. Единственное «разочарование», пожалуй, в том, что самые бюджетные модели при этом не используют самый бюджетный бензин: Granta и Kalina , а заодно 4 x 4, нуждаются как минимум в 95-м. Зато с Vesta и Xray ситуация обратная: обе новинки Волжского автозавода с радостью принимают «дешевую диету». Двойственна ситуация с Largus : с восьмиклапанным мотором на 87 л.с. он довольствуется АИ-92, а вот более мощный шестнадцатиклапанный агрегат на 102 л.с. уже требует АИ-95. Любопытно еще и то, что на Granta тот же 87-сильный мотор, как мы помним, потребляет 95-й бензин, в то время как у Largus он перенастроен на 92-й.
Еще один бюджетный автопроизводитель, внимательно относящийся к вопросу сокращения стоимости владения своей продукцией — это Ravon. Здесь никаких оговорок нет вовсе: любой из узбекских автомобилей заокеанского происхождения от R2 до Gentra готов всю жизнь питаться АИ-92 и не подавать никаких признаков недовольства.
Есть «исключения из правила 95» и у некоторых китайских производителей – например, Lifan . Так, новый Solano сотоварищи ездят на 95-м бензине, а вот уже далеко не новый Smily на пару с Cebrium вполне устраивает и 92-й.
Ну а логичным «финальным аккордом» списка становится продукция Ульяновского автозавода. Было бы весьма странно увидеть в требованиях к содержанию «ветерана» Hunter 95-й бензин – и его там, конечно же, нет. Нет его и в спецификациях для остальных внедорожников: вся бензиновая продукция УАЗ успешно работает на АИ-92.
Подводя итоги
Окинув взглядом список, несложно сделать вывод, что новых автомобилей, способных переваривать 92-й бензин, на рынке отнюдь не большинство. Тем не менее, выбрать тоже есть из чего: если вы ездите очень много и внимательно относитесь к вопросу выбора топлива, возможно, мы немного облегчили вам задачу поиска новой машины. Кроме того, стоит помнить, что форумы, посвященные абсолютно любой марке, обильно усеяны темами вроде «92 или 95», «Лью 92 и все нормально», «Лью 92, регулярно меняю свечи/катализаторы/поршни и мне нормально» и так далее. Жаркие дискуссии о том, что «95-го в России нет – это все 92-й с присадками!» не утихают ни на секунду, а потому и итоговый выбор жидкости, заливаемой в бак, как всегда, остается за владельцем.
Неприхотливые: лучшие автомобили России на 92-м бензине
Сложные современные двигатели требуют топлива с наивысшим октановым числом, но это не значит, что на рынке не осталось хороших машин, готовых полакомиться и 92-ым бензином.
Сложные современные двигатели требуют топлива с наивысшим октановым числом, но это не значит, что на рынке не осталось хороших машин, готовых полакомиться и 92-ым бензином. Да, выбор невелик, но он есть. Ну а мы отобрали из списка самых достойных – по одному от автопроизводителя. Honda CR-V В отношении продаж вернувшаяся на российский рынок Honda CR-V звезд с неба не хватает, зато имеет одно важное конкурентное преимущество, которое недоступно большинству ее одноклассников – оба ее двигателя, мощностью 150 и 186 лошадиных сил соответственно, могут работать на 92-ом бензине. А еще Honda по умолчанию полноприводная, что тоже немаловажно.
4 комплектации CR-V (Elegance, Lifestyle, Executive и Prestige) охватывают ценовой диапазон от 1 769 900 до 2 389 900 рублей. При этом в топовом исполнении будут и проекционный дисплей, и крутая аудиосистема с сабвуфером, и модная амбиентная подсветка салона. Колесные диски на всех версиях одинаковые, 18-дюймовые. Если же CR-V мало, то можно обратить свой взор на большую Honda Pilot, которая тоже с 92-ым бензином вполне уживается. Jeep Wrangler Недавно состоявшийся дебют Jeep Wrangler нового поколения вовсе не означает, что предыдущую машину уже сняли с конвейера или нельзя приобрести в дилерских центрах. Но это дополнительный стимул поторопиться – ведь бензиновый двигатель внедорожника, 3,6-литровый V6 Pentastar, еще может питаться АИ-92. Новинка же вряд ли приемлет что-то хуже 95-го бензина.
Wrangler предыдущего поколения, несмотря на немалый возраст и, казалось бы, устаревшую конструкцию, остается актуальным и современным внедорожником, который может заехать туда, где и пешком пройдет не каждый: здесь и блокировки дифференциалов, и пониженный ряд, и здоровенный клиренс. Стоит такая игрушка, увы, тоже недешево – от 3 миллионов 115 тысяч рублей.
Налоговый маневр 2: Лучшие автомобили мощностью от 150 до 200 сил.
Toyota Land Cruiser 200 Сколько еще времени отведено Land Cruiser 200 – сложно сказать. Учитывая, что пару лет назад модель пережила очередное обновление, еще годик-полтора у нее в запасе точно есть, но надо понимать, что если вам нужен премиум-внедорожник, который можно, в случае чего, заправить 92-ым, то следует поторопиться. И приобрести Land Cruiser 200 с 4,6-литровым бензиновым V8 мощностью 309 лошадиных сил. Ну а если 200-ый слишком велик или дорог – есть версия Prado с мотором 2,7 литра, которому тоже не обязательно нужен именно 95-ый. Или седаны Camry и Corolla.
У Land Cruiser имеется 7 комплектаций, которые предлагаются как для бензиновой, так и для дизельной версии внедорожника. Но, поскольку мы говорим о бензиновом варианте, то именно по нему и уточним цены: базовый LC200 в исполнении «Комфорт» стоит 3 799 000 рублей – это машина на 17-ый колесах с двухзонным климатом и простенькой обивкой салона, — а полностью заряженный «Крузак», в свою очередь – то есть в комплектации Excalibur, — обойдется в 5 493 000 рублей. Ford Explorer Большой кроссовер от компании Ford представлен на нашем рынке с двумя двигателями V6 объемом 3,5 литра: атмосферный Cyclone развивает 249 лошадиных сил, а турбированный Ecoboost – 340. Однако оба этих мотора не против переваривать 92-ой бензин, которого в бак можно залить аж 70 литров. Согласно данным производителя, средний расход топлива Explorer будет около 13 литров на 100 километров.
Кроссовер от Ford предлагается в четырех комплектациях, при этом двигатель Ecoboost доступен только в самой дорогой из них – Sport, которая оценивается в 3 519 000 рублей. Машины же с менее мощным мотором стоят от 2 миллионов 849 тысяч до 3 миллионов 289 тысяч рублей. Все они, независимо от комплектации, будут полноприводные и с автоматической шестиступенчатой коробкой передач. Кстати, некоторые версии Mondeo, Kuga и Fiesta тоже вполне себе согласятся на 92-ое топливо. Lada Vesta Согласно сайту Lada, «Весту» тоже можно заправлять 92-ым бензином. Но минимум 92-ым, так что если заправка не вызывает доверия – лучше не рисковать. Отведать бензин с более низким октановым числом готов как 1,6-литровый, так и 1,8-литровый двигатель – а значит, что в данном случае ваши руки не связаны версиями автомобиля, подойдет любая Vesta.
Сейчас Vesta предлагается в версиях седан, универсал SW и универсал повышенной проходимости SW Cross. Все они имеют передний привод и агрегатируются либо с механической, либо с роботизированной коробкой передач. В зависимости от кузова, двигателя, коробки передач и, разумеется, комплектации, цены на Vesta могут составлять от 554 900 рублей (базовый седан) до 847 900 (полностью упакованный SW Cross в исполнении Luxe Prestige). Ravon R2 А с брендом Ravon в отношении топливного «смирения» вообще все замечательно, так как каждая из представленных на нашем рынке машин – и R2, и Nexia, и R4, и Gentra – может ездить на 92-ом бензине. Вообще каждая. Остается только выбрать модель. Оптимальным решением, как нам кажется, будет хэтчбек R2 – как самый актуальный и экономичный вариант. Но у нас народ любит седаны, так что и к ним, в случае поиска бюджетного автомобиля, стоит присмотреться.
Двигатель у R2 один – это рядная «четверка» объемом 1,3 литра и мощностью 85 лошадиных сил, мотор предельно простой и неприхотливый. А вот комплектаций предлагается целых три, причем автоматическая трансмиссия идет в базе для каждой из них – и выбрать «механику» нельзя. Для покупки Ravon R2 нужно обладать суммой от 469 до 539 тысяч рублей.