Чья страховая платит при аварии
После дорожно-транспортного происшествия владелец автомобиля, намеревающийся получить возмещение, задается логичным вопросом: какая страховая компания выплачивает ущерб? При ДТП разбиты оказываются обе машины, однако деньги на ремонт может получить только пострадавший. Выбор организации для подачи заявления происходит по определенным признакам, которые прописаны в Законе.
Какая страховая компания выплачивает ущерб при ДТП пострадавшему
Сегодня ни у кого не возникает вопроса, кто возмещает ущерб при ДТП: виновник или страховая. Ясно, что если у нарушителя есть автогражданка, то платить за него будет страховщик. В аварии участвуют два автомобиля, у каждого из которых есть полис. Водители до сих пор путаются, по какому из них нужно получать компенсацию.
В 2003 году, когда впервые вступил в действие Закон об ОСАГО, у потерпевших не было никакого выбора. За выплатами все строго обращались по договору виновника. Логика в этом очень простая: покупая полис, автовладелец страхует не машину, а свою гражданскую ответственность за нанесение вреда другим участникам дорожного движения. Страховым случаем является факт наступления вины водителя при ДТП.
Цитата: «Чья страховая компания возмещает ущерб потерпевшему, очевидно, та, что оформила договор с нарушителем ПДД».
Такое положение не устраивало пострадавших. Оформляя договор, водители руководствовались определенными критериями: близость офиса, репутация страховщика и прочее. А в итоге при аварии приходилось обращаться в совершенно чужую организацию.
Проблема была исправлена вступлением в силу, так называемого прямого возмещения убытков. С 2009 года потерпевшие могут получить компенсацию не только в компании нарушителя, но и в своей. Однако после этого нововведения участились вопросы: чья страховая компания выплачивает при ДТП: виновника или пострадавшего?
Новые правила не меняют принцип автогражданки, выплата несмотря ни на что, производится по полису виновника. Когда потерпевший подает документы в свою компанию, она лишь выступает посредником между заявителем и страховой нарушителя. В конечном итоге все расходы берет на себя организация причинителя вреда.
В какую компанию подавать заявление на выплату
Законодатели достаточно часто вносят изменения в правила, путая водителей, которые порой не успевают следить за всеми нововведениями. Однако действия водителей при аварии описаны в Законе достаточно четко и вряд ли будут изменяться в ближайшее время.
Для того чтобы получить компенсацию, нужно узнать, кто ответственен за вред, причиненный при ДТП, чья страховая компания возмещает ущерб. Виновника можно определить, заглянув в справку ГИБДД. Там будет указан нарушитель и номер его полиса. Теперь необходимо заявить о выплате, указав эти данные.
Обратите внимание, сегодня потерпевший не может выбирать кому подавать документы. Обращение пишется в одну из двух организаций в зависимости от условий дорожно-транспортного происшествия.
В страховую нарушителя и только туда подаются документы при наличии таких обстоятельств:
- В аварии разбито более двух машин;
- Причинены травмы людям;
- Помимо автомобилей, испорчено другое имущество (отбойник, фонарный столб и т. д.);
- Оценка ущерба более 50 000 рублей;
- Есть разногласия по поводу определения виновника дорожно-транспортного происшествия;
- Потерпевший не застрахован по ОСАГО.
Во всех остальных случаях нужно обращаться в свою страховую. Чья компания возмещает ущерб при ДТП нужно знать для того, чтобы не получить отказ в приеме обращения.
Каско в популярных компаниях
Выплаты по ОСАГО: чья страховая компания выплачивает компенсацию после ДТП?
У каждого водителя должна быть страховка на случай ДТП. Объясним, как использовать ОСАГО: что делать, если пострадавший вы, а главное — как именно получить компенсацию.
Что такое ОСАГО и для чего нужен
ОСАГО – это полис страхования для автовладельцев. Он страхует не машину, не водителя, он страхует ответственность. Если произошло ДТП по вашей вине, то за возмещение ущерба будет отвечать ваша страховая компания, а не вы лично.
Иметь такой полис по закону обязан каждый водитель, который пользуется машиной. Поэтому стоит избегать поддельных и недействительных полисов – такая страховка будет без выплат.
Страховые выплаты: когда деньгами, а когда только ремонт
Страховая выплата – это компенсация за повреждения имущества или вред физическому здоровью.
Максимальная сумма страховой выплаты по ОСАГО за повреждения авто – 400 000 рублей. Отдать деньгами или отправить машину на ремонт, решает страховая компания, а вы в заявлении о возмещении можете лишь указать желаемый способ.
Новые изменения в законе об ОСАГО обязывают страховые компании ставить в приоритет именно ремонт и предлагать пострадавшим сначала его. Если от ремонта отказываются, тогда уже компенсация выплачивается деньгами. Сегодня отправлять на ремонт страховым невыгодно, потому что запчасти дорогие и их не хватает. А клиенты не всегда довольны выбором сервиса. Поэтому обе стороны предпочитают выплату деньгами.
По ОСАГО можно получить компенсацию за травмы. За причиненный вред здоровью возможно добиться страховой выплаты до 500 000 рублей. Полный перечень повреждений и размер выплат прописан в законе №1164.
В жизни это будет выглядеть так:
- Произошло ДТП не по вашей вине.
- Вы заполняете протокол с сотрудниками ГИБДД и обращаетесь в страховую компанию виновника. Компания проводит техническую экспертизу повреждений автомобиля и рассчитывает, сколько будет стоить ремонт.
- По ее итогам вам, например, предлагают 200 000 рублей за все повреждения. Вы соглашаетесь, берете деньги и начинаете ремонт самостоятельно.
- Но через некоторое время вы обнаружили, что у вас симптомы сотрясения мозга.
- Тогда согласно 12 статье закона об ОСАГО необходимо собрать дополнительные документы из медучреждения. Вы идете в больницу, подтверждаете травму и проходите лечение. Собираете все справки из больницы. После этого снова идете в страховую компанию виновника, заполняете заявление и просите выплатить вам от 15 000 до 25 000 рублей. Потому что согласно таблице для определения суммы страховой выплаты, за сотрясение положено 3–5% от 500 000 рублей.
Страховой случай – какой еще ущерб покроет полис
Но помимо ремонта машины и вреда здоровью, в законе говорится, что по ОСАГО можно получить возмещение за:
- эвакуацию с места аварии (п. 39);
- хранение авто (п.39);
- транспортировку пострадавших до больницы (п. 39);
- утерю или повреждение груза пострадавшего (п. 39);
- утрату товарной стоимости автомобиля (п. 40).
Я – пострадавший, чья страховая возмещает мне ущерб?
Если вы пострадавший, компенсацию нужно требовать у страховой компании виновника. Главное, чтобы полис был у всех участников ДТП. Виновный не платит из собственного кармана, он уже внес когда-то деньги за ОСАГО, поэтому ваши расходы покрывает его страховая компания.
Бывает, что виновниками признают обоих участников, тогда они оба становятся еще и пострадавшими. В таком случае общая сумма страховой выплаты на двоих будет не более 500 000 рублей за вред здоровью, и не более 400 000 рублей за вред имуществу (п. 9.1). При этом не важно, одна и та же страховая у участников аварии или нет.
Кроме того, пострадавший имеет право потребовать прямое возмещение убытков по ОСАГО. Прямое возмещение – когда просят компенсацию у своей страховой. Его можно получить, если при ДТП не пострадали люди и другое имущество.
Ваша страховая оплачивает ремонт, а все расходы требует покрыть уже у компании виновной стороны. Учитывайте, что прямое возмещение можно получить только за порчу машины. Чтобы получить деньги за все остальное: вред здоровью, другое имущество и т.д., нужно обращаться в страховую виновника.
Что будет, если нет ОСАГО
Если у виновника ДТП вообще нет ОСАГО, кто оплатит ремонт. В таком случае есть только один вариант получить возмещение – напрямую у виновника.
Можно либо договориться на добровольную оплату ремонта, либо добиться компенсации через суд. При этом обязательно нужно сделать независимую экспертизу и собрать документы из ГИБДД: извещение о ДТП или протокол, справку о дорожном происшествии от полиции или протокол об административном нарушении.
А если у меня нет ОСАГО, а у виновника есть. Если вы попали в ДТП без полиса страхования, то компенсацию за ущерб вы получить все равно сможете, ведь выплачивает компенсацию страховая виновника, а у него полис есть. Но стоит помнить, что за отсутствие страхования вы заплатите штраф 800 рублей.
Для получения страховой выплаты в данном случае обязательно нужно вызвать сотрудников госавтоинспекции и оформить ДТП.
Что делать сразу после ДТП
Ваши первые шаги, предписанные законом после попадания в ДТП. Краткая инструкция:
- Нужно остановить машину, включить аварийную сигнализацию и выставить аварийный знак.
- Оцените ситуацию: есть ли пострадавшие, сколько участников, кто виновник и какая примерная сумма убытков. Если кто-то пострадал, окажите первую помощь.
- Сфотографируйте место ДТП: все машины со всех сторон и повреждения.
- Освободите проезжую часть, если автомобиль мешает проезду других машин.
- Вызывайте сотрудников ГИБДД или самостоятельно заполняйте европротокол.
Если вы понимаете, что ущерб не превышает 100 тысяч рублей, участников ДТП всего двое, нет пострадавших, второй водитель признает вину, можете составить европротокол самостоятельно без вызова сотрудников ГИБДД.
Вы можете заполнить извещение в бумажном формате либо в приложении «ДТП. Европротокол». Его можно скачать на iOS и на Android.
Если же есть пострадавшие, сначала вы звоните в скорую – 03 или 103 с мобильного и сообщаете место аварии и количество пострадавших. Далее вызываете ГИБДД – 02 или 102. Только потом с инспекторами госавтоинспекции заполняете документы для обращения в страховую компанию.
Перед походом в страховую необходимо собрать все документы:
- паспорт;
- копию водительских прав;
- полис ОСАГО;
- справка от ГИБДД или европротокол с подписями всех участников;
- ПТС и СТС;
- банковские реквизиты для перечисления компенсации.
После ДТП все оформили, что делать дальше
Необходимо при первой возможности обоим участникам отдать в свою страховую все собранные документы в течение 5 дней. Пострадавшему оценщики будут рассчитывать стоимость повреждений, а виновнику же это необходимо для того, чтобы страховая компания не предъявила встречный иск.
Параллельно лучше самим сделать расчет ущерба после ДТП по калькулятору РСА. И если расчеты оценщика не совпадут с вашими, можно заказать независимую экспертизу.
Если причинен ущерб здоровью, нужно собрать все документы из больницы и чеки на потраченное лечение. А потом со всеми личными документами и заявлением на возмещение ущерба передать страховой.
Автор: Анастасия Власова
Чья страховая возмещает ущерб при ДТП
Автоюрист сэкономит ваши деньги. ⭐⭐⭐⭐⭐ 100% гарантия, оплата по факту. ☎ тел: +7 495 290-92-46.
Автор: Sergey-Kolesnikov 12 января 2021 Время чтения: 4 мин Просмотров: 1964
Содержание статьи (нажмите для быстрого перехода):
- Что нужно знать о возмещении ущерба после аварии?
- Обстоятельства, позволяющие подать заявление о ПВУ
- Коротко о Европротоколе
- Возмещение ущерба по Европротоколу
- Не вписанный в полис водитель и другие случаи, требующие обращения в суд
- Заключение
До внесения изменений, вступивших в законную силу в 2014 году, обращаться за выплатой надо было в страховую компанию виновника аварии. Теперь в некоторых случаях автовладельцам необходимо обращаться к своему страховщику. Чтобы в случае аварии водитель не пропустил время подачи заявления в СК, нужно четко знать, чья страховая платит при ДТП. Давайте рассмотрим этот вопрос более детально.
Что нужно знать о возмещении ущерба после аварии?
Вышеназванный закон «Об ОСАГО» регулирует процедуру возмещения потерпевшим в аварии ущерба, устанавливает лимиты компенсации вреда, причиненного транспортным средствам, а также жизни и здоровью людей.
Возместить пострадавшему ущерб обязан виновник происшествия. Наличие у него действительного полиса ОСАГО освобождает его (в некоторых случаях частично) от финансовых затрат. В случае отсутствия «автогражданки» оплачивать счета потерпевшего виновнику придется самостоятельно. Если он откажется решать проблему мирным путем, взыскать средства с него могут в судебном порядке.
Для того чтобы упростить процедуру компенсации причиненного в ДТП ущерба в 2014 году были внесены изменения в законодательство. Появилось такое понятие, как прямое возмещение убытков. Если авария соответствует определенным условиям автовладелец имеет возможность обратиться с заявлением о наступлении страхового случая в свою СК. Последняя возмещает убытки, а замет обращается к страховщику виновного, который возвращает затраченные средства. Такая схема кардинально отличается от ранее используемой, поэтому поговорим о ПВУ более детально.
Обстоятельства, позволяющие подать заявление о ПВУ
Прямое возмещение убытков допускается только в том случае, если столкновение произошло при определенных обстоятельствах. Закон определяет такие условия:
- участниками дорожно-транспортного происшествия стали два авто;
- в аварии нет пострадавших (вред причинен только технике);
- у водителей имеются действительные полиса «автогражданки».
Если все три требования совпали, можно смело нести документы в свою страховую компанию. Несоблюдение одного из условий станет причиной для подачи заявления в СК виновника.
Как показывает практика, сложности могут возникнуть в случае, если один из участников аварии в момент столкновения использовал прицеп. Некоторые страховщики используют этот факт для того чтобы отказать в выплате компенсации по ПВУ, объясняя такое решение тем, что прицеп можно расценивать как отдельное транспортное средство.
Такие дела рассматривались судами разных уровней. Вердикт однозначен – прицеп не является отдельным ТС и на него не оформляется отдельный полис ОСАГО. Подписывая договор стороны делают отметку о возможности использования прицепа или не проставляют таковую.
Коротко о Европротоколе
Попавшие в аварию водители не всегда обязаны вызывать на место происшествия сотрудников ГИБДД. Такая возможность позволяет значительно сократить количество пробок на дорогах Москвы и других крупных мегаполисов, где ожидающие инспекторов автовладельцы могут создать значительные заторы. Для оформления случившегося используют извещение о ДТП или Европротокол. Бланк документа выдает автовладельцу страховая компания вместе с договором ОСАГО. Воспользоваться такой возможностью можно только при условии, что авария соответствует таим критериям:
- количество участников – два;
- оба водителя имеют действительный страховой полис;
- раненые и погибшие отсутствуют, пострадали только автомобили;
- по предварительной оценке размер ущерба не превышает 100 тысяч рублей;
- между участниками происшествия нет разногласий.
Для жителей столицы, Санкт-Петербурга и областей максимальная выплата по Европротоколу составляет 400 тысяч рублей (при наличии на одной из машин специальной системы видеофиксации).
Участникам происшествия следует убедиться, что авария соответствует всем перечисленным условиям, в противном случае нужно обязательно вызывать инспекторов Госавтоинспекции.
Возмещение ущерба по Европротоколу
В извещении о ДТП каждый участник вписывает данные в свою колонку, затем документ разделяют и заполняют обратную сторону (каждый свой экземпляр). Водители зарисовывают схему происшествия, проводят видео и фотосъемку места аварии.
Как и в любом другом случае, сообщить страховщику о случившемся нужно сразу после столкновения. Далее в течение 5 рабочих дней в СК подается Европротокол с необходимым пакетом документов. Впервые попавшие в аварию водители часто спрашивают о том, чья страховая компания должна возмещать ущерб при ДТП оформленном таким образом. В таких случаях проводится прямое возмещение убытков, поэтому обращаться надо в СК, предавшую «автогражданку».
Нельзя забывать о необходимости соблюдения сроков обращения с страховщику. Если их нарушить не имея для этого уважительной причины, СК откажет в выплате компенсации на совершенно законном основании.
Категорически запрещено ремонтировать или утилизировать авто в течение 15 дней после столкновения. В таком случае получить выплату также не удастся.
Мы можем помочь!
Ниже часть выигранных дел с подтверждающими документами. Мы гарантированно поможем Вам в борьбе с нечестными страховщиками. Оплата только по факту и только при положительном исходе дела.
Обоюдная вина при ДТП: кому положена выплата по ОСАГО?
Практика показывает, что при ДТП с обоюдной виной сложнее получить выплату по ОСАГО. Страховые компании повсеместно направляют автовладельцев в суд, чтобы судебные органы установили степень вины каждого участника. Законные ли подобные требования?
Поделиться
Бывает, что дорожно-транспортное происшествие (ДТП) с двумя машинами происходит по вине обоих водителей. Фиксируются нарушенные каждым из них пункты Правил дорожного движения (ПДД), на каждого оформляется «Протокол» или «Определение». С одной стороны, участники «сами виноваты» в случившемся инциденте. А с другой – оба автолюбителя являются потерпевшими. В такой ситуации закономерно каждому из них рассчитывать хотя бы на частичное возмещение ущерба.
Но с точки зрения страховых компаний всё не так просто. Потерпевший и виновник в одном лице часто вызывает вопросы у специалистов по урегулированию убытков. Мало того, что за выплатой обращается один из «инициаторов» дорожного инцидента. Так ещё и не ясно, на какое возмещение он может рассчитывать в данной ситуации. Далеко не всегда «вклад» нарушителей в произошедшее ДТП одинаков, но полиция не устанавливает степень вины участников. А страховая компания тем более не обладает полномочиями для этого.
Что говорит закон?
В «Законе об ОСАГО» есть позиция, призванная регламентировать описанные случаи. В ней сказано, что выплаты при «обоюдке» производятся «с учетом установленной судом степени вины лиц». Казалось бы, эта фраза «расставляет все точки над i». Но в том же пункте указано, что «если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена», страховые компании платят «в равных долях».
Такая формулировка вызывает разночтения. Степень вины водителей может быть не установлена судом при разных обстоятельствах:
- Судебные органы по каким-то причинам не смогли определить степень вины участников ДТП в процессе разбирательств.
- Автовладельцы не обращались в судебные органы, поэтому степень вины не была установлена.
Обе эти позиции в целом подходят под указанную фразу «Закона об ОСАГО», но у каждой из них есть свои сторонники. Кто-то говорит, что отсутствие обращения в суд в данном контексте формулировалось бы слова «судом не устанавливалась». А формулировка «судом не установлена» означает, что суд всё же пытался установить степень вины.
Таким образом, судебные разбирательства при обоюдной вине предусмотрены по закону, поскольку иных вариантов не оговаривается.
Другие утверждают, что здесь предполагается обязанность страховых компаний возместить половину ущерба без необходимости обращения автовладельцев в суд. В качестве аргумента, в том числе, используется перечень документов для выплаты. Он установлен Правилами, которые не предусматривают возможность для компаний требовать какие-то дополнительные бумаги. И ничего похожего на судебное решение в данном перечне не фигурирует.
Политика надзорных органов
Казалось бы, объяснить правила игры должны основные контролирующие структуры в области ОСАГО, а именно Центробанк и Российский союз автостраховщиков (РСА). Однако возникает впечатление, что данные организации сами не имеют чёткого представления о правильном алгоритме действий при «обоюдке».
В частности, при телефонной консультации представитель Банка России не смог дать ответа на соответствующий вопрос. Оператор пояснил, что подобной информацией Центробанк не обладает. Для получения разъяснений было рекомендовано обратиться в РСА.
Сотрудник РСА по телефону горячей линии пояснил, что при обоюдной вине водителей выплата осуществляется на усмотрение компании.
И если страховщик отказывается оплачивать 50% ущерба, необходимо обращаться в суд. Нарушением подобная позиция страховой организации не является.
В то же время руководитель Представительства РСА в СЗФО в переписке по электронной почте не был столь однозначен. В своём ответе он сослался на позицию Верховного Суда, которая не соответствует информации, полученной по телефону.
Позиция Верховного Суда
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации (ВС РФ) от 29 января 2015 г. № 2, действительно, содержит достаточно чёткие разъяснения. Пункт 21 устанавливает, что при обоюдной вине участников ДТП:
- Лицо, обратившееся за страховой выплатой, не лишается права на её получение.
- Страховые организации производят страховые выплаты в равных долях.
То есть, каждому из автовладельцев причитается половина от полученного ущерба. Если страхователь не согласен с такой ситуацией, он может обратиться в суд для взыскания дополнительной компенсации.
Судебные органы определяют степень вины участников происшествия, после чего взыскивают недостающую сумму со страховщика. Если, конечно, решение оказалось в пользу истца. Однако никаких штрафных и прочих финансовых санкций к компании в этом случае уже не применяется.
Как поступать автовладельцам?
Итак, что в результате получается? Пожалуй, позиция ВС РФ должна позитивно восприниматься автолюбителями. При взаимном нарушении ПДД в момент ДТП, впоследствии не нужно тратить время на длительные судебные тяжбы для получения хоть какой-то выплаты. Заявитель вправе требовать частичную компенсацию по калькуляции с учётом износа или отремонтировать автомобиль по направлению страховой компании, доплатив необходимую сумму (при двух участниках – 50%). Но на практике страховщики в большинстве подобных ситуаций отказываются урегулировать убыток. Автовладельцам предлагается обратиться в суд для установления степени вины.
В иных случаях нарушений своих прав страхователи нередко обращаются в надзорные органы с жалобами на действия страховой организации. Но здесь приходится сомневаться в помощи соответствующих компетентных структур. Центробанк и РСА пока не могут похвастаться чёткой позицией по данному вопросу. Можно, конечно, попробовать «убедить» страховщика в досудебном порядке, используя «нормативные» аргументы. Однако если эта затея не увенчается успехом, для решения вопроса придётся привлекать судебные органы.
Какой толк от Постановления Пленума ВС РФ, если для применения его позиций всё равно необходимо обращаться в суд? Неисполнение страховщиком обязанности по оплате 50% ущерба при «обоюдке» является нарушением.
Верховный Суд недвусмысленно говорит об этом. А значит, страхователь может претендовать на предусмотренные законодательством финансовые санкции в свою пользу. Возможно, со временем этот факт наведёт порядок в практике урегулирования подобных страховых случаев.
- Что говорит закон?
- Политика надзорных органов
- Позиция Верховного Суда
- Как поступать автовладельцам?