Забитый EGR: симптомы, указывающие на проблему
Работа клапана EGR проста. Он предназначен для возврата части выхлопных газов в камеру сгорания дизеля для улучшения качества выхлопных газов. К сожалению, выхлопные газы дизельного двигателя не прозрачны, а полны твердых частиц. Со временем они накапливаются на компонентах клапана рециркуляции отработавших газов и приводят к тому, что он перестает работать должным образом. Признаки забитого EGR? Проверьте свет двигателя, временные перебои в мощности и рывки при разгоне.
Как почистить EGR не разбирая его? Был способ!
До сих пор механики использовали три метода ремонта EGR. Сначала был заменен клапан на новый. Во-вторых, его можно было почистить — предварительно сняв с двигателя. В-третьих, его просто убрать. Однако теперь у водителей появился еще один способ ремонта. А это и есть ответ на вопрос «Как почистить EGR без разборки?». Однако для того, чтобы это было возможно, водителю необходимо предварительно приобрести специальный химический спрей.
Описание процедуры
Внутри прилагается специальная инструкция по эксплуатации. Однако общие правила одинаковы. Дизельное топливо необходимо предварительно прогреть до рабочей температуры. Затем на работающем двигателе препарат впрыскивается во впускную систему малыми дозами. Что с ним такое? Вместе с топливно-воздушной смесью он сгорает в камере сгорания. Несмотря ни на что, он сохраняет свои свойства. Благодаря этому он способен растворять нагар, оставшийся в клапане EGR. Тем не менее, приложение приносит больше пользы. По словам производителей, средство также очищает камеру сгорания, турбокомпрессор и систему впуска дизеля без разборки.
Как почистить EGR не разбирая его? И это эффективно?
Мнения об эффективности очистки EGR без демонтажа разделились. В некоторых случаях процедура прошла успешно, а в некоторых случаях не устранила проблему. Хорошая новость заключается в том, что очистка EGR с помощью химиката и без разборки системы является относительно дешевым методом.
Автор: Илья Васильев
Клапан ЕГР и его очищение
Клапан ЕГР является одной из важных частей системы рециркуляции отработанных газов. Он необходим для того, чтобы уменьшить оксиды азота, которые появляются из-за работы движка транспортного средства, и в больших количествах имеются в выхлопе автомобиля. Для того, чтобы справиться с поставленной задачей, представленный клапан направляет все отработанные газы обратно в движок, что позволяет уменьшить их температуру. Таким образом, содержание токсических веществ уменьшается, а все излишки воздуха устраняются из мотора. Монтировать такой клапан можно на любой двигатель, даже если он газовый.
Информация, с которой стоит ознакомиться перед тем, как приступать к чистке ЕГР
Прежде чем приступить к чистке, нужно понять, где находится клапан. Он должен быть расположен на движке автомобиля, но взирая на то, что силовые агрегаты каждого транспортного средства имеют свои особенности, можно говорить о том, что клапан ЕГР может иметь другое месторасположение. Вы можете почистить ЕГР не снимая клапан, но при этом стоит помнить, что желаемого эффекта вы не добьетесь. Лучше всего, снять деталь, и очистить ее. Делать это нужно примерно через каждые 20-30 тыс. км пробега.
Прежде чем приступать к чистке ЕГР, нужно убедиться в том, что с того момента, как деталь была заменена прошло не более, чем 70-100 тыс. км. Именно этому километражу соответствует эксплуатационный срок детали, поэтому если она перевалила за эту отметку, то необходимо пройти ее диагностику. В случае того, если ЕГР выработал установленный ресурс, то его чистка не принесет желаемого результата.
Промывание ЕГР: как происходит?
Для того, чтобы полноценно чистить клапан ЕГР вам понадобиться иметь следующее:
- Гаечные ключи разного размера;
- Разнообразные спреи для очистки, которые применяются для карбюратора;
- Отвертки;
- Паста для протирки;
После того, как вы определите месторасположение ЕГР, необходимо снять клеммы и отключить разъем. При помощи нужного вам ключа необходимо открутить устройство, и замочить все его составляющие в растворе со специальной промывкой, которая применяется для карбюраторов. Далее, нужно воспользоваться имеющими спреями для того, чтобы промыть канал в коллекторе. Повторять данную процедуру нужно до тех пор, пока все загрязнения не будут устранены. После того, как очистка будет завершена, ЕГР нужно собрать и поставить на его прежнее место.
Как почистить клапан егр не снимая его
В системе рециркуляции отработанных газов присутствует такая деталь, как клапан EGR. Его предназначение — минимизация влияния оксидов азота, которые образуются во время работы двигателя внутреннего сгорания и содержатся в выхлопных газах.
Что такое клапан ЕГР
Клапан ЕГР – это устройство, которое направляет отработавшие газы обратно в силовой агрегат. Из-за этого их температура уменьшается. Число токсичных элементов в газовой смеси также снижается, а экологичность мотора повышается.
С течением времени клапан EGR засоряется и его необходимо очищать. При сильных загрязнениях будут возникать проблемы с мотором, он начнет работать нестабильно. Дополнительно чистки потребуют и другие элементы силовой установки – впускной коллектор, рабочие датчики. Эти детали со временем покрываются ржавчиной, нагаром, которые отрицательно влияют на их работоспособность.
Что потребуется приготовить перед чисткой клапана ЕГР
Нужно выяснить, где расположен клапан, для этого достаточно изучить документацию. Часто он установлен на двигателе внутреннего сгорания, но из-за особенностей конструкции тока крепления может находиться в разных местах.
Чистка ЕГР без полного снятия клапана иногда допустима, но в большинстве случаев демонтаж требуется выполнить – для более тщательной промывки.
Если подобраться к впускному коллектору, на нем можно найти ЕГР клапан. Очистку выполняют с учетом показания спидометра – примерно один раз в 20-30 тыс. км.
Требуется заранее убедиться, что с момента замены детали машина проехала не более 70-100 тыс. км. Датчик способен работать именно столько, после чего нужно проводить комплексную диагностику.
Как выполняют промывку клапана ЕГР
Если деталь нужно очистить полностью, требуется ее снятие. Для этого применяют инструменты и материалы:
- набор отверток;
- притирочные пасты;
- гаечные ключи, головки, воротки;
- жидкость для очистки карбюраторов или ее аналог.
Если потребуется замена, то придется заранее купить клапан ЕГР. Чтобы исключить короткое замыкание, аккумулятор отключают – достаточно снять минусовую клемму. Извлечь разъем клапана ЕГР и открутить механизм, который требуется очистить.
Используя спреи, моют канал коллектора. Можно использовать кисточки с плотным ворсом средней или высокой жесткости, чтобы удалить нагар.
По окончании чистки клапана рециркуляции отработанных газов снаружи, его требуется полностью разобрать. Посадочное место клапана притирают, используя пасты.
Какими средствами промывают клапан ЕГР
Промывку клапанов ЕГР выполняют разными химическими составами: аэрозоли для очистки карбюраторов, элементов тормозной системы, аналогичных растворов. Требуется учесть, что для очистки клапанов EGR, использовать металлические щетки не допускается. Так можно повредить плоскости соприкосновения и тонкие элементы, что способно нарушить герметичность системы.
При появлении глубоких царапин внутри корпуса и механизма, сажа и отложения нагара станут забиваться в них намного быстрее. Срок службы элементов будет меньше.
Неплохим вариантом считаются мыльные промывочные химические средства. Процедура чистки выполняется с применением взбитой пены. Для удаления ржавчины и отложений можно использовать тонкие щетки, куски губки и ветошь.
Сборка деталей после промывки
По окончании очистки требуется полностью высушить все элементы клапана. Допускается использовать строительный фен – для ускорения процесса.
Клапан собирается и устанавливается на место. Монтируется коллектор и навесное оборудование, которое снимали ранее.
Признаки загрязнения клапана
Механическое устройство ставится на моторы разных типов, но признаки сильных загрязнений клапанов ЕГР аналогичны. Часто причинами трудностей мастера называют плохое качество бензина или солярки, а также моторных масел. Большое количество нагара, сажи способны вызвать:
- падение мощности двигателя внутреннего сгорания;
- значительного увеличения расхода топлива;
- утрату динамических характеристик автомобилем;
- сложности с управляемостью.
Двигатель может начать работать нестабильно: появятся явные рывки при наборе скорости, а обороты будут «плавать» на холостом ходу. Очистка клапана EGR не обязательно поможет устранить все признаки. Если остальные системы мотора имеют дефекты, то придется отыскать и их. Лучше пройти полную компьютерную диагностику на СТО. Это поможет считать коды всех ошибок, произвести последовательный, комплексный ремонт. Причиной проблем могут стать неисправные форсунки, инжектор и другие узлы.
Чистка клапана ЕГР не всегда единственный вариант ремонта. При сильном износе промывка может вообще не помочь. В этом случае производят замену элемента.
Один из самых радикальных способов – заглушить клапан ЕГР. Его блокируют, установив стальную пластину из толстой стали – 3-4 мм. Но во время эксплуатации могут возникнуть проблемы, если нужно пересекать границу с ЕС. Если автомобиль признают не соответствующим экологической безопасности, то запретят въезд.
При заглушенном клапане возрастет расход топлива. Штатный катализатор будет изнашиваться быстрее. С учетом невысокой цены чистки клапана ЕГР, лучше выполнить эту работу, не изменяя систему рециркуляции газов.
Итоги
Клапан EGR помогает улучшить экологичность двигателя. Также элемент влияет и на характеристики мотора, поэтому при возникновении проблем с системой рециркуляции, нужно сразу производить ее ремонт. В большинстве случаев достаточно разобрать и промыть клапан, но при значительном сроке эксплуатации деталь меняют на новую.
- Предыдущая страница
- Следующая страница
Работа двигателя не стабильна? Ухудшился разгон?
Запишитесь на диагностику клапана ЕГР!
Современные двигатели и их боли. Часть 2. Клапан EGR и дроссельный узел
Продолжаем разбираться, как изменился процесс смесеобразования в ДВС и как это сказалось на работе и ремонтопригодности моторов.
Мы много общаемся с обычными автовладельцами и мастерами сервисов различного уровня, потому получаем много отзывов или вопросов. За многие годы активного сотрудничества с потребителями, проведения всевозможных тестов продукции, мы наработали огромную базу историй ремонта самых разных автомобилей. Сегодня мы продолжаем серию публикаций о распространенных проблемах современных двигателей. Ни в коем случае не хотим высказывать претензии автопроизводителям. Вся информация собрана при личном общении, изучении форумов и на собственном опыте экспертов LAVR.
Сегодня мы разберем, как разгорячились моторы за последние 20 лет, какие перемены претерпел процесс смесеобразования внутри ДВС, а также как это сказалось на работе и ремонтопригодности.
Система рециркуляции выхлопных газов
В прошлой статье мы говорили о том, что за последние 20 лет двигатели становятся более легкими, экологичными, но при этом более мощными. Для этих целей производители силовых агрегатов увеличили рабочую температуру, что вполне предсказуемо ударило по темпам деградации масла, старения пластиковых и резиновых деталей мотора, а также повысило износ цилиндропоршневой группы. Управляемый термостат не слишком повлиял на ситуацию, потому что система охлаждения обладает инертностью, она не успевает за увеличением температуры мотора, которая под нагрузкой оказывается выше оптимальной.
Для решения проблемы автоконцерны предложили внедрение клапана рециркуляции выхлопных газов, он же клапан EGR. Он установлен на большинстве автомобилей после 2010 года выпуска. На современных моторах клапан EGR управляется электронно от ЭБУ, поэтому может осуществлять полное или частичное открытие рециркуляционного тракта.
Изначально система EGR воспринималась как экологическое новшество, снижающее токсичность выхлопа, а конкретно содержание оксидов азота, которое возросло вместе с ростом рабочей температуры моторов. Однако это справедливо для дизелей, а для бензиновых двигателей основная задача системы EGR — именно снижение температуры внутри камеры сгорания на средних нагрузках: часть кислорода замещается отработавшими газами, градусы внутри камеры сгорания падают. Для производителей тотальное введение рециркуляции выхлопных газов стало решением, убившим двух зайцев, а для многих российских автомобилистов – просто необязательной деталью, которую, как катализатор, можно вырезать.
Разберемся с проблемами, которые добавило появление EGR автовладельцам. В России на многих современных автомобилях этот элемент системы уже после 20 000 км пробега начинает сбоить. По данным опытных сервисменов, которые проходили обучение в дилерских центрах Европы, там проблема стоит не так остро: естественный механический износ клапана обычно наступает после 60 000 – 80 000 км пробега. Все зависит от качества топлива, которое способствует увеличению сажи в выхлопе.
Получается, что из-за низкосортного бензина применение EGR приводит к попаданию большого количества сажи из выхлопных газов во впускную систему. Ускоренный износ поршневых колец, забивание каналов, а также неполное сгорание с еще большим образованием сажи – вот чем это чревато. Сажа вместе с маслом (о том, откуда масло в выхлопе, мы писали в предыдущей статье) оседает на штоке клапана, стенках, самой магистрали, впускном коллекторе и находящихся внутри него датчиках, что приводит к нестабильной работе мотора, а также поломке EGR. Круг замкнулся.
Простая иллюстрация: надежный японский мотор 1KD-FTV. Вариант Евро-3 имеет небольшой объём рециркуляции отработавших газов, а ресурс двигателя официально составляет более 500 000 км. Этот же силовой агрегат в более экологичном исполнении, где отработавшими газами замещается почти весь избыточный воздух, из-за ускоренного износа ЦПГ имеет ресурс 100 000-150 000 км. Таких примеров десятки.
Очевидное решение – периодически чистить клапан с его каналами, но для большинства машин это сделать довольно сложно, поэтому сажа копится. Клапан EGR может прогореть, но до этого доходит редко только у автомобилей, где сама его конструкция невероятно надежна. Самая частая поломка EGR — клин в каком-то одном положении. Открытое положение чревато тем, что все отходы горения прямиком летят внутрь цилиндров, особенно на высоких оборотах или при большой нагрузке. Закрытый клапан передает «мозгам» некорректные показания, а те на основе этих данных могут вносить изменения в работу других систем двигателя.
Другой вариант — клапан начинает двигаться рывками. Исправный клапан EGR должен обеспечивать плавное перемещение штока, но, если он «скачет», информация передается на ЭБУ, а система работает некорректно. Бывают машины, где соленоид движется за счет шагового электропривода, он тоже может выйти из строя, как и вся цепь управления его работой.
Что еще усугубляет ситуацию? Несвоевременное техобслуживание двигателя. Практически любые поломки влияют на процесс сгорания топлива, следовательно, на работу системы рециркуляции газов. Сюда же — замена фильтров или масла с большими интервалами, использование низкосортного или контрафактного лубриканта, отсутствие промывки системы смазки. Третья причина – режим эксплуатации, особенно вредны короткие поездки, свойственные для города или стояние в пробках.
Вишенка на торте – сложность диагностики и поиска причины выхода из строя этого узла. Симптомов, характерных именно для неполадок EGR, нет, а до его проверки дело доходит далеко не в первую очередь.
Многие автовладельцы, заимев проблемы с EGR, узнают стоимость ремонта и предпочитают заглушить клапан. Тоже вариант, хоть не слишком экологичный. Нюанс в том, что делать это нужно правильно, чтобы ДМРВ с датчиком кислорода не оценили ситуацию как слишком большой расход воздуха, иначе ЭБУ даст команду корректировать топливную смесь для наращивания впрыска топлива.
Как можно продлить жизнь EGR? Во-первых, следить за исправностью двигателя, соблюдать адекватные режимы работы. Во-вторых, регулярно осуществлять профилактику, особенно важна промывка масляной системы. В-третьих, очень важно заправляться только на проверенных АЗС, потому что некачественное горючее — это самый злейший враг клапана рециркуляции отработанных газов. Не лишними будут меры по улучшению качества топлива и качества сгорания рабочей смеси. В ассортименте LAVR для этих целей есть Октан-корректор, Цетан-корректор, а также универсальный Усилитель моторного топлива.
Дроссельная заслонка
Еще один элемент автомобиля, который подвержен очень быстрому загрязнению сажей, маслом или пылью – это дроссельная заслонка. На процесс загрязнения дроссельного узла влияет состояние двигателя, свежесть воздушного фильтра, а также работа системы рециркуляции. Ведь в большинстве случаев выхлопные газы направляются обратно внутрь цилиндров через дроссельную заслонку. Обычно загрязнения узла копятся довольно долго – не меньше 100 000 км, но в случае некорректной работы EGR процесс загрязнения дроссельной заслонки сильно ускоряется.
Симптомы критического загрязнения дроссельного узла не слишком показательны: троение, заторможенная реакции на педаль газа, ошибки при подаче воздуха, рост расхода топлива.
Однако есть хорошая новость. Дроссельный узел довольно легко вскрыть, чтобы почистить. Для этого есть специальная автохимия, которая несколько минут смывает нагар с масляным налетом: например, Очиститель дроссельной заслонки от LAVR.