Какой экологический класс разрешен в москве
Перейти к содержимому

Какой экологический класс разрешен в москве

  • автор:

У машин обнуляется экология

В России разрешат автомобильные двигатели класса «Евро-0»

Из-за влияния спецоперации на Украине на поставки комплектующих в России могут временно разрешить выпускать машины всех экологических классов, включая «Евро-0». Концерны уже собрали несколько тысяч таких машин, не соответствующих действующему стандарту «Евро-5», говорят источники “Ъ”. Необходимость отката требований до уровня 1990-х годов возникла на фоне приостановки поставок электронных блоков управления, однако власти не отказываются от других, влияющих на выбросы, компонентов, например катализаторов, так как они есть в РФ. Аналитики отмечают, что потребителям не так важна экология, но снижение уровня безопасности и комфорта отразится на спросе.

Выйти из полноэкранного режима

Развернуть на весь экран

Фото: Василий Дьячков / Фотоархив журнала «Огонёк», Коммерсантъ

В России разрешат выпускать автомобили экологического класса «Евро-0», следует из проекта постановления правительства о «правилах оценки соответствия колесных транспортных средств, выпускаемых в особый период» (есть у “Ъ”). Документ призван упростить требования к выпускаемым в РФ автомобилям, однако фактически касается только крупных традиционно отечественных автоконцернов (численность сотрудников более 5 тыс. человек), а также производителей полуприцепов, электробусов либо компаний под санкциями. Таким образом, завод китайского Haval, одно из немногих работающих в РФ автопроизводств, не сможет воспользоваться послаблениями. Требования распространятся на машины, выпущенные в период с 1 апреля по 31 декабря, говорят источники “Ъ”. Сейчас документ уже находится в аппарате правительства и проходит заключительные правки, отмечают источники “Ъ”. В Минпромторге и Минэкономики не ответили “Ъ”.

Одной из ключевых проблем для традиционно отечественных автоконцернов было именно ограничение по выбросам.

Согласно действующему техрегламенту Таможенного союза (ТР ТС 018), в обращение должны выпускаться только машины класса «Евро-5» и выше. Но с этим возникли сложности после приостановки систем управления двигателем Bosch, которые регулируют в том числе мощность и уровень выбросов.

КамАЗ уже перешел к выпуску грузовиков «Евро-2», но пока не имеет права их продать (см. “Ъ” от 18 марта). «Уже почти два месяца идет обсуждение регламента, и за это время у производителей скопилось около 5 тыс. автомобилей, которые не могут уйти в рынок,— говорит собеседник “Ъ”.— У них различные несоответствия по формальным признакам, которые никак не влияют на безопасность, но не проходят по действующему регламенту».

В Европе, США и Японии «Евро-0» действовал до 1992 года, «Евро-1» — до 1995 года, а РФ только в 2002 году ввела стандарт «Евро-2», запретив к ввозу машины ниже этого класса. Фактически предлагаемые меры откатывают автопром РФ к стандартам 1990-х годов: в рамках «особого порядка» предполагается, что для легковых машин, LCV и грузовых с бензиновыми двигателями экологический класс может быть любым — начиная с «Евро-0», для легких коммерческих автомобилей и грузовиков с дизельными двигателями — выше «Евро-1» (класса ниже не предусмотрено), газовыми — «Евро-3». Однако от применения каталитических нейтрализаторов, которые отвечают за снижение выбросов, власти отказаться не готовы. В документе говорится, что их использование обязательно, если предусмотрено конструкцией. Как писал “Ъ” 18 марта, сейчас их поставляет «Экоальянс» (входит в группу «Росатом»), который занимает примерно треть рынка, а также есть локализованный Johnson Matthey (еще примерно 20%), а на импорт приходится 40–45%.

В «Соллерс Авто» говорят о необходимости временного упрощения требований ТР ТС, чтобы восполнить дефицит машин на рынке, так как те есть у производителей, но не могут быть выпущены на рынок из-за несоответствия требованиям.

«Все графики возврата к стандарту ТР ТС 018 контролируются Минпромторгом»,— отмечают там.

В ОМГ, куда входит «Урал», говорят, что изменения рассматриваются как временные. Ключевыми послаблениями там называют требования по экологии, «которые были ориентированы в первую очередь на иностранных производителей систем управления двигателями и обеспечивали их коммерческие интересы». «Мы уверены, что уже в ближайшее время общественности будут представлены отечественные технические решения в данных областях и обсуждаемые временные послабления автопроизводителям будут сняты»,— заключают там.

Как санкции влияют на российский автопром

В группе ГАЗ указывают, что упрощенные требования техрегламента означают только расширение спектра возможностей производства на период разрыва технологических цепочек. «Производители заинтересованы в выпуске машин с высокими техническими параметрами, это более маржинальная продукция. И даже по тем модификациям, по которым необходимо временное снижение требований на период замены ряда компонентов, у нас будут обеспечиваться экологические параметры значительно выше, чем «Евро-0″»,— говорят там.

Отметим, что постановление дает Минпромторгу полномочия и дальше снижать требования к конструкции автомобилей, если это потребуется производителю для сохранения выпуска и будет согласовано с ГИБДД.

«Владельцам по большому счету все равно, какой экологический класс у машины. Даже с теми же катализаторами: при их выходе из строя после истечения гарантии, как правило, они заново владельцами не устанавливаются, и, соответственно, экологический класс автомобиля падает»,— говорит Сергей Удалов из «Автостата». При этом проверки выбросов CO2 при техосмотре давно уже нет, как и газоанализаторов на постах ГАИ, продолжает он. Потребитель, полагает аналитик, обращает внимание на комфорт и безопасность, например на наличие антиблокировочной системы (ABS) и системы электронного контроля устойчивости (ESP). В подготовленном Минпромторгом документе записано, что установка ABS необязательна. Отметим, что в Белоруссии также упростили требования к выпускаемым автомобилям, но на уровне ЕАЭС. Так, согласно распоряжению ЕЭК от 5 апреля, до 31 декабря в стране могут производиться автобусы, грузовики и полуприцепы без систем ESP. Эти упрощения близки к тому, что предлагается в российском варианте.

  • Газета «Коммерсантъ» №68 от 19.04.2022, стр. 1
  • Ольга Никитина подписаться отписаться
  • Автомобильный рынок подписаться отписаться

В России еще оснащают автомобили моторами Евро-2. Сколько это продлится

Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

Российские автоконцерны начали возвращаться к выпуску автомобилей с моторами, отвечающими экологическому стандарту Евро-5. При этом до 1 февраля 2024 года у производителей сохраняется право ставить двигатели, которые соответствуют гораздо менее строгим стандартам. Зачем в России смягчили требования к мотором, какие автомобили появились за счет таких льгот и каковы будут возможные экологические последствия.

Зачем отменили Евро-5

Необходимость в смягчении технических требований к выпускаемым в России автомобилям возникла весной 2022 года, когда стали наблюдаться проблемы с поставками импортных комплектующих. 12 мая 2022 года Правительство России приняло постановление о временном возврате к национальным нормам технического регулирования, а 21 мая они вступили в силу. В частности, это позволило крупным автопроизводителям выпускать продукцию, более не соответствующую требованиям Евро-5 — этот стандарт был обязателен в России и странах Таможенного союза с 2019 года. Фактически, заводы получили право делать моторы класса Евро-0. Как уточняли в пресс-службе Минпромторга, правилами действительно предусмотрена возможность выпускать автомобили экологических классов ниже действующих: Евро-0, 1, 2, 3, 4. «Допускается выпуск в обращение транспортных средств всех экологических классов», — поясняли в ведомстве в ответ на запрос Autonews.ru.

Фото: Марина Лысцева / ТАСС

Антидизельный стандарт: что нужно знать о Евро-6

Но если бы производители восприняли эту льготу буквально, это означало бы возврат к еще советским стандартам двигателестроения с карбюраторным впрыском топлива и отсутствием каталитических нейтрализаторов выхлопных газов. На практике российские заводы еще к началу 2000-х годов перешли на инжекторный впрыск и смогли обеспечить уровень выбросов Евро-2. В отсутствии импортных компонентов отечественные заводы были вынуждены отказаться от Евро-5 и вернуться именно к Евро-2. Этот стандарт правительство приняло в качестве минимально допустимого с 1 июня 2023 года. При этом его использование было продлено минимум на год — до 1 февраля 2024 года. В Минпромторге подчеркивали, что такие машины будут легальны для использования в России на протяжении всей их службы. При этом на автомобилях пониженного экологического класса нельзя выезжать в соседние страны, даже в рамках Таможенного союза. Исключением стала лишь Белоруссия.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

  • основная линейка двухосных и трехосных транспортных средств и шасси КамАЗ;
  • вся линейка транспортных средств марки УАЗ;
  • автобусы ПАЗ 3205;
  • автомобили и шасси ГАЗ 3302 (ГАЗель Бизнес, Соболь);
  • автомобили Lada 2190 (Lada Granta).

Примечательно, что эксплуатация таких упрощенных автомобилей, возможна только на территории государства, изготовившего это транспортное средство, или же в условии взаимных двусторонних договоренностей. Такую принципиальную договоренность России удалось достичь только с Белоруссией.

На предприятия, собирающие иномарки, послабления не распространялись. Однако к лету 2022 года почти все они были остановлены за исключением заводов по сборке машин из китайских машинокомплектов. Это предприятие Haval в Тульской области, к которому к концу года присоединился «Москвич», выпускающий модели JAC под собственным брендом.

В настоящий момент российские бренды уже предлагают как машины с моторами Евро-5, так и Евро-2. «АвтоВАЗ» начала возвращать Евро-5 с сентября 2023 года. УАЗ предлагает оба варианта, причем машины с «Евро-2» дешевле. ГАЗ продолжает ставить на свои грузовички дизельные моторы Евро-2 серии G21, при этом более доступный бензиновый вариант соответствует Евро-5. Согласно данным КамАЗа, все их современные модели соответствуют Евро-5.

Сколько в России машин пониженного экологического класса

По словам эколога, советника директора ФГБУ «Научный центр по комплексным транспортным проблемам Минтранса России» Анастасии Кузнецовой, в России и без того достаточно автомобилей, не соответствующих не только Евро-5, но и даже Евро-0.

Фото: Autonews.ru

Фото: Autonews.ru

«По состоянию на 01.01.2023 автомобильный парк Российской Федерации насчитывает 60 453 843 транспортных средств, из них 23,5% составляют транспортные средства 5 и 6 экологического класса, при этом для 24,9% механических транспортных средств экологический класс не установлен», — отмечает эксперт.

Речь идет об автомобилях, выпущенных в обращение до 2006 года, когда в России впервые начали действовать требования к экологическому классу.

Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЭБ), с мая 2022 года, когда технические требования упростили, и по сентябрь 2023 года в России было продано 327 716 автомобилей Lada, 61 157 легких коммерческих автомобилей ГАЗ, а также 46 541 внедорожников и грузовичков УАЗ. Производители не раскрывают долю машин с моторами экологического класса ниже Евро-5.

В Минпромторге подчеркивают, что решение о продлении действия упрощенных технических требований было принято после консультаций с участниками отрасли и вызвано желанием не допустить простоя производства из-за дефицита ключевых компонентов и необходимостью насытить рынок новыми автомобилями.

Что говорят экологи о Евро-5

Эксперты отмечают, что ключевым отличием Евро-5 от Евро-2 и тем более Евро-0 является содержание вредных для человека веществ в выхлопных газах.

Так, эколог, основатель экологического сервиса «Сохрани лес» Андрей Хорошилов предупреждает об опасности роста числа раковых заболеваний в России.

«Оксиды азота (NOx) и частицы (PM), выбросы которых регулируют стандарты, повышают риск возникновения респираторных, сердечно-сосудистых и раковых заболеваний. Чем совершеннее стандарт, тем с меньшей вероятностью эти вещества окажут воздействие на организм. Но для ощутимых последствий от возврата к Евро-2 потребуются долгие годы аккумуляции накопительного эффекта. Повод для тревоги появится, если не уходить от Евро-2 в течение нескольких лет», — говорит эксперт.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

При этом Хорошилов подчеркивает, что стандарты Евро вообще не регулируют уровень выбросов парниковых газов, представляющих угрозу уже для окружающей среды. С ним согласна и Кузнецова.

«В выхлопных газах современного автомобиля содержится свыше 200 различных веществ, большинство из которых являются токсичными. Основными нормируемыми вредными компонентами выхлопных газов двигателей автомобилей являются оксиды углерода, азота и углеводороды.

При этом необходимо понимать, что первостепенное значение при расчете объемов выбросов выхлопных газов от автотранспорта имеет объем сожженного топлива, а не стандарт выбросов», — говорит Кузнецова.

Эксперты, однако, сходятся во мнении, что чем современнее автомобиль и чем выше его стандарт Евро, тем экономичнее будет его мотор, что в свою очередь сказывается и на общих объемах выхлопов.

Зачем российским автомобилям нормы Евро

Поэтапное введение норм Евро для автомобилей стало следствием присоединения России к Киотскому протоколу, напоминает независимый консультант в области автопрома Сергей Бургазлиев. Это дает стране право продавать квоты на выброс углекислого газа государствам с худшим соотношением количества вредных выбросов к размеру их территорий.

Взамен на такое право Россия обязалась вводить у себя ограничения на вредные выбросы, в том числе для автомобилей, напоминает Бургазлиев. При этом для России были сделаны некоторые поблажки, позволяющие переходить на новые стандарты позже Европы.

Так, нормы Евро-0 и Евро-1 Россия пропустила, Евро-2 были введены в 2005 году, на 10 лет позже Европы, Евро-3 стали обязательными в 2008, Евро-4 в 2013, а Евро-5 в 2019.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

По словам Бургазлиева, были и еще две причины введения европейских стандартов. Во-первых, это возможность экспорта автомобилей российского производства в другие страны. А во-вторых, если бы машины в России не соответствовали принятым нормам, на них нельзя бы было путешествовать в Европу. Речь шла не только об автомобилях российских марок, но и об иномарках российской сборки, напоминает эксперт.

Говоря об отличиях моторов Евро-2 и Евро-5, Бургазлиев отмечает, что в бензиновых двигателях пятого класса применяются более сложные топливные системы и иными нейтрализаторы отработанных газов. В случае с дизельными моторами стандарт Евро-5 требует либо применения системы рециркуляции отработанных газов, либо впрыска мочевины. В Евро-2 без этого можно обойтись.

В мае 2022 года, комментируя уход иностранных концернов из России, глава Минпромторга Денис Мантуров отмечал, что те из них, кто сохранил право обратного выкупа заводов, обязался помогать с поставками автокомпонентов своим оставшимся в России партнерам. Однако в итоге для возврата к Евро-5 пришлось все же искать отечественные решения. В частности, АвтоВАЗ отчитался о локализации в России блоков управления двигателями и создании отечественного программного обеспечения.

Вводятся ограничения для машин без определённого экокласса

С 1 июля автомобили, в документации которых не определён экологический класс, не смогут проезжать в «чистые» городские зоны. В России таких машин не менее трети, а то и половина от всех зарегистрированных легковушек. Но паниковать рано: пока регионы не определили ни одной территории, куда не могут въезжать старые авто с токсичным выхлопом. Однако само право определять такие зоны у них есть, так что их появление — вопрос времени. Что такое экоклассы и что делать автовладельцам — в материале «Парламентской газеты».

Штепсели и зелёные круги

В 2018 году в Правилах дорожного движения «прописались» гибридные и электромобили, а также несколько новых дорожных знаков. Один из них — табличка, обозначающая непосредственно электромобиль: схематичное изображение авто «анфас» и тянущийся от него провод со штепсельной вилкой. Второй — знак, обозначающий автозаправку, но с пририсованным снизу штепселем, который значит, что на АЗС можно зарядить электромобиль. Третий знак — «Зона с ограничением экологического класса». Он обозначает участок дороги, где запрещено движение транспортных средств определённого экокласса. Вообще это группа знаков: ограничивать проезд могут как для всех авто, так и отдельно грузовиков.

Москву хотят освободить от старых автомобилей

Ещё появилась табличка, обозначающая экоклассы, — выглядит как цифра, обведённая зелёным кругом. Она может сочетаться с дорожными знаками, запрещающими повороты или движение легковых машин, грузовиков или мотоциклов либо, наоборот, предписывающими двигаться прямо, направо или налево. С 2018 года таким сочетаниям должны следовать авто, чей экокласс ниже того, который указан на знаке. Например, запрет на проезд и цифра «четыре» в зелёном круге означают, что движение запрещается машинам третьего, второго, первого и нулевого экокласса. А в сочетании со знаками «Парковка» и «Зона регулируемой стоянки» всё наоборот: экокласс на табличке означает минимальный класс машины, которая может воспользоваться стоянкой. Например, цифра «четыре» в сочетании со знаком парковки означает, что здесь может стоять машина четвёртого, пятого и шестого экокласса. С 1 июля 2021 года эти правила дополняются ещё одним пунктом: проезд в «чистые» зоны запрещается машинам, у которых экокласс не определён, то есть в паспорте или свидетельстве о регистрации ТС в соответствующей графе стоит прочерк. Также такие автомобили должны следовать знакам, которые сочетают с табличкой экокласса.

Спешите заполнить пробелы

В 2019 году глава ГИБДД Михаил Черников сообщил ТАСС, что около 70 процентов автомобилей в России не имеют отметки об экологическом классе. За три года ситуация несильно изменилась, сказал «Парламентской газете» координатор движения «Общество синих ведёрок» Пётр Шкуматов. «Сейчас по стране ездит очень много машин с неуказанным классом. Потому что долгое время никто просто не обращал внимания на экоклассы, и в ПТС просто ставили прочерк в соответствующей графе. Все думали, что это просто какая-то статистическая величина и не стоит заморачиваться», — пояснил он. По его словам, де-факто автомобили, у которых не прописан экологический класс, приравнены к нулевому классу. Причём на самом деле машина может отвечать самым высоким экологическим стандартам, но если статус не указан в её ПТС или СТС — она считается «бесклассовой», а её владельцу грозит штраф в 500 рублей за проезд в нарушение знака. Пётр Шкуматов посоветовал владельцам авто, у которых экокласс не определён, подать заявления в Госавтоинспекцию, чтобы в документах прописали «зелёный» статус. Однако паниковать пока не стоит, призвал эксперт: зоны с ограничением экоклассов для легковых авто пока ещё не установлены ни в одном регионе. В Москве ввели ограничения только для грузовиков: на МКАД могут въезжать фуры не ниже «Евро-2», в пределы Третьего транспортного кольца — не ниже «Евро-3».

Где искать свой класс

Распределение по экологическим классам ведётся на основании техрегламента ЕАЭС и Правил ЕЭК ООН. Всего есть семь экоклассов — от нулевого до шестого, они зависят от уровня вредных веществ в выхлопе автомобиля. Как правило, чем старее автомобиль, тем ниже его экологический класс. Это объясняется самой историей появления такой классификации. Первый стандарт, ограничивающий уровень вредных выбросов автомобилей, был введён в Европе ещё в 90-е годы, он назывался «Евро-1». Выполнять требования должны сами производители. Через несколько лет ввели «Евро-2», который предполагал, что объём вредных веществ в выхлопе должен быть втрое ниже, чем в машинах класса «Евро-1». По мере ужесточения требований появлялись классы «Евро-3», «Евро-4» и так далее. В России первый экостандарт для автомобилей ввели в 2006 году — это был «Евро-2». С 2010 года действовал класс «Евро-4», с 2015-го и по настоящее время в нашу страну можно ввозить машины только пятого класса. Класс «Евро-6» действует в Европе с 2015 года, в России оформить ПТС на машину, отвечающую такому стандарту, можно с 2019 года, но он пока необязателен. Экологические классы указывают в паспорте и свидетельстве о регистрации — ПТС и СТС. А туда их вносят на основании данных из документации производителя, например, свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства.

Экологический класс автомобиля: как узнать, таблица, законы

Экологический класс автомобиля: как узнать, таблица, законы

Поскольку Россия является одной из стран-участниц Женевской конвенции о дорожном движении, в нашей стране существуют законодательно закреплённые стандарты, касающиеся состава выхлопных газов. В нормативных актах чётко сказано, что использовать на территории страны можно лишь те транспортные средства, которые выбрасывают в атмосферу не больше установленного количества вредных веществ. В нашей статье мы расскажем о том, что включает в себя понятие «экологический класс автомобиля» и какие классы существуют на сегодняшний день.

Что значит экологический класс автомобиля

В основе системы разделения автомобилей на экологические классы лежат исследования, касающиеся состава выхлопных газов. Установлено, что в среднем за год работы одна машина потребляет около четырёх тонн кислорода, а в воздух выбрасывает следующие продукты его переработки:

  • угарный газ – около 800 кг;
  • углероды – 200 кг;
  • оксиды азота – 40 кг.

В то же время по статистике каждый день на дорогах становится всё больше и больше новых автомобилей. Специалисты в сфере экологии всерьёз обеспокоены тем, как на экосистеме Земли скажется постоянный рост отравляющих выбросов. Естественно, что ограничить количество частных транспортных средств на законодательном уровне не представляется возможным. Вместо этого было решено ввести нормы, касающиеся максимального содержания вредных веществ в выхлопных газах. На сегодняшний день их обязаны выполнять все компании, которые производят автомобили.

Обратите внимание. Наш автосервис осуществляет обслуживание автомобилей любых марок и экологических классов. У нас собственный склад запчастей и квалифицированные мастера с 15 летним опытом.

Итак, какой смысл вкладывается в понятие экологического класса автомобиля? Все транспортные средства распределяются по нескольким категориям в зависимости от того, как много вредных веществ они выбрасывают в воздух во время работы. Учитывается также и то, на каком топливе работает автомобиль, ведь разрушающее действие на атмосферу оказывают ещё и испарения от топлива.

К вредным испарениям относятся:

  • СО – оксид углерода;
  • NO – оксид азота;
  • углеводороды;
  • твердые вещества мелких фракций.

Экологический класс присваивается машине во время пересечения границы государства, на таможне. У автомобиля должен быть технический паспорт, в котором и ставится пометка о том, к какому классу он принадлежит.

С чего всё началось

Документы, связанные с регламентацией выбросов транспортными средствами ядовитых веществ, начали появляться в 1992 году. Уже тогда состояние экологии в европейских странах оставляло желать лучшего. Первый стандарт, ограничивающий объём вредных выбросов, назывался Евро 1. Несколько лет спустя был принят второй стандарт, Евро 2, содержащий ещё более жёсткие нормы. В последующем благодаря активной деятельности природозащитных организаций возникли третья, четвёртая и пятая редакции экологических стандартов. В результате в таком вопросе, как экологические классы автомобилей, евро – это основной стандарт.

В нашей стране первым экостандартом для автомобилей был введённый в 2006 году Евро 2. Затем каждые два года происходила смена документа на более новый. Что касается машин, ввозимых в Россию в текущем году, они уже должны соответствовать самому современному стандарту – Евро 5.

Как законы об экологическом классе автомобиля сказываются на жизни обычных людей? В первую очередь они ограничивают возможность ввоза в страну иностранных автомобилей, которые не соответствуют актуальным нормам.

Объясним на примере, как это работает.

Допустим, кто-то приобрёл в Европе автомобиль Ситроен 2003 года выпуска и хочет перевезти его в Россию. Проблема в том, что зарегистрировать данную машину и получить на неё технический паспорт невозможно. Так как в 2003 году в европейских странах действовал стандарт Евро 3, а в России сейчас актуален более новый стандарт, экологический класс этого авто считается устаревшим. Чтобы такой проблемы не возникло, нужно было выбирать более новый Ситроен, в год производства которого уже действовал текущий экологический стандарт.

Экологические классы автомобилей

Евро-1 – стандарт, который стал первым небольшим шагом в сторону защиты окружающей среды от вредного воздействия автомобильных выхлопов. Обозначенные в нём нормативы касались только автомобилей, работающих на бензине. В Евро-1 было установлено максимально возможное содержание в выхлопных газах таких веществ, как оксид азота, оксид углерода и углеводород. Однако жёсткими эти ограничения назвать нельзя.

Евро-2 – следующий вариант экологического класса автомобилей, который предусматривал, что содержание отравляющих веществ в автомобильных газах должно быть уменьшено втрое. В России его законодательно признали в 2005 году и начали применять в 2006.

Евро-3 – первый стандарт, которому должны были соответствовать также и автомобили с дизельным двигателем. Нормы относительно количества вредных примесей в отработанных газах здесь стали ещё более жёсткими. Максимум содержания таких веществ по сравнению с предыдущей редакцией стал ниже почти на 40 %.

Евро-4 стали активно применять в странах Европы с 2005 года, а в Российской Федерации – с 2010. Автомобили, соответствующие данному экологическому классу, должны выбрасывать в атмосферу ещё на 40 % меньше вредных соединений, чем ТС класса Евро 3.

Евро-5 – последняя на данный момент редакция экологического стандарта. С 2008 года нормы этой редакции стали обязательными для грузовых автомобилей, а с 2009 и для легковых. В 2015 году этот стандарт приняли и в нашей стране. На данный момент, как в России, так и во всех государствах Европейского союза разрешены к реализации только автомобили данного класса.

После того, как получил повсеместное распространение экологический класс автомобилей Евро 5, стало опасно приобретать за границей транспортные средства иного класса. Такую машину можно ввезти на территорию страны, где действует новый стандарт, но использовать её по назначению нельзя. При въезде в Россию на таможне вы не получите технический паспорт на автомобиль класса Евро 4 или Евро 3, а значит, не сможете зарегистрировать его в ГИБДД. Такая ситуация будет иметь место независимо от того, для каких целей вы приобрели автомобиль, грузовой он или легковой, новый или с пробегом.

Единственная возможность приобрести машину экологического класса Евро 4 и ездить на ней – обратиться к надёжным отечественным поставщикам. Если на момент покупки машина уже находится на территории страны и имеет действующий ПТС, то оформления новых документов не потребуется, и на автомобиле можно будет ездить на законных основаниях.

Изменения в экологическом законодательстве коснулись не только транспорта, но и нефтеперерабатывающей промышленности. Все предприятия теперь обязаны использовать бензин, соответствующий нормам Евро 5. Данная реформа готовилась довольно долго, и в 2016 году все необходимые меры по модернизации были завершены.

Итак, экологический класс присваивается каждому автомобилю в зависимости от его характеристик. Как в России, так и в других государствах существуют нормативные акты, связанные с использованием машин того или иного класса. Так, ряд правил касается передвижения по заповедным зонам. Машинам, которые выбрасывают недопустимое количество химикатов в атмосферу, на охраняемые территории въезд запрещён.

Как узнать экологический класс автомобиля

В связи с изменениями в нормативах у автомобилистов может возникнуть необходимость переоборудования транспортного средства. Чтобы понять, придётся ли вам менять двигатель или достаточно внести изменения в документы, нужно узнать, какой экологический класс у автомобиля на данный момент. От этого будет зависеть перечень действий, которые позволят вам привести машину в соответствие действующим нормам.

Есть несколько способов, как определить экологический класс автомобиля:

1. Изучить свидетельство о регистрации машины.

Если вы ездите на автомобиле, у вас должен быть документ, подтверждающий его регистрацию. В новых свидетельствах есть строчка, которая так и называется: «экологический класс».

В этой строке словами написан номер класса: пятый, четвёртый и так далее.

Если у вас именно такое свидетельство, вы запросто узнаете, к какому классу относится ваша машина. Тогда вам нужно учитывать только изменения в законах, которые действуют с 2018 года.

Но СТС нового образца начали выдавать совсем недавно. В полученных несколько лет назад документах экологический класс не указывался. Если вы являетесь владельцем такого свидетельства, то для вашего автомобиля будут актуальны ограничения, которые вступят в силу в 2021 году.

Есть ещё один момент: экологический класс автомобиля может быть не указан в свидетельстве, но отмечен в техническом паспорте. Однако согласно новым правилам всё равно будет считаться, что класс вашего ТС неизвестен. Соответственно, все новые ограничения для вас будут актуальны. Такая ситуация расстроит водителей, особенно если они намеренно приобрели авто с высоким классом экологической безопасности, но на момент покупки соответствующую отметку ещё не ставили в свидетельство.

Чтобы в дальнейшем избежать проблем, стоит обратиться в ГИБДД и запросить оформление нового свидетельства на транспортное средство. Для этого у вас ещё есть время, поскольку изменения вступят в силу лишь через несколько лет. Заменить свидетельство на машину не сложно: процедура занимает несколько дней, а пошлина составляет 500 рублей для бумажного или 1500 для пластикового варианта.

2. Посмотреть в паспорте автомобиля.

Паспорт любого автомобиля содержит основные данные о нём, среди которых может быть и номер экологического класса. В документах нового типа для этого также есть специальная строка, где данная информация пишется словами.

В ПТС, выданных несколько лет назад, экологический класс может быть указан в графе для дополнительных сведений.

Если в вашем ПТС ничего не сказано о принадлежности машины к тому или иному классу, обратитесь к таблице Росстандарта.

3. Определить по таблице Росстандарта экологический класс автомобиля.

Экологический класс автомобиля можно определить по специальной таблице. Она составлена ведомством, занимающимся сертификацией транспортных средств, с учётом действующих в стране стандартов.

В таблице учитываются два основных критерия: в каком году было произведено транспортное средство и в какой стране. Среди производителей – страны Евросоюза, а также целый ряд других государств. При этом, чтобы данные в таблице были достоверными, составители учитывали не только нормы ЕЭК ООН, но и местные законодательные ограничения, принятые в каждом из обозначенных государств.

Хотя таблица разработана в России и для россиян, нашей страны в списке нет. Дело в том, что все экологические нормативы в РФ вводились с опозданием по сравнению с европейскими странами, и долгое время они вовсе отсутствовали. Соответственно, нельзя сравнивать автомобиль, произведённый в начале 2000-х годов или ранее в России, с аналогичным ТС, привезённым из Европы.

Если вы определили экологический класс своей машины по данной таблице, но у вас остались какие-то вопросы, вы можете обратиться в электронную базу со своим VIN-кодом.

Данный код может быть расположен на разных частях автомобиля. Чаще всего это двигатель, кузовная стойка у водительского сидения, торпедо со стороны водителя, обшивка пола, дверной порог. Также идентификатор всегда можно найти в паспорте.

Итак, в помощь автолюбителям Росстандарт составил таблицу, изучив которую вы можете узнать экологический класс автомобиля. Для этого необходимо знать лишь два параметра: где был выпущен автомобиль и в каком году.

В таблице учтены нормы экологического законодательства ЕС, США и всех остальных стран, которые есть в списке производителей.

Экологические классы автомобилей: таблица

Год выпуска ТС, включительно

Не соответствуют требованиям стандартов на момент ввоза РФ (Евро1 и ниже)

Соответствуют требованиям стандартов по экологическим классам

Бензин, входит в ЕС

Бензин, входит в ЕСДизель, входит в ЕС

Если вы не можете точно определить класс своего авто по таблице (например, в ней отсутствует нужная страна-производитель) – вам поможет сайт Росстандарта. Для онлайн-запроса понадобится лишь ввести вин-код.

4. Воспользоваться сервисом Росстандарта, работающим по VIN-коду.

Зная вин-код своего транспортного средства, вы легко узнаете нужные данные о нём. Для этого нужно зайти на сайт Росстандарта, где есть специальный сервис для запроса экологического класса автомобиля.

Самый большой плюс этого метода в том, что вы получаете совершенно точный результат. При этом пользоваться сервисом предельно просто: вы вводите цифры VIN-кода, а затем изучаете информацию из электронной базы. Сайт предоставит вам следующую информацию об автомобиле:

  • марка;
  • тип транспорта;
  • номер одобрения;
  • дата выпуска документа и срок его действия;
  • номер экологического класса.

Однако и этот метод подойдёт не всем. Несмотря на обширность электронной базы, в ней всё равно содержатся не все возможные вин-коды. Если данных об экологическом классе нет ни в одном из ваших документов, и вышеуказанный сайт также их не предоставляет, единственным выходом остаётся личное обращение в ведомство.

Экологический класс автомобиля с 2018 года

Далее мы поговорим о том, как изменятся правила дорожного движения в связи с новыми законами с 1 июля 2018 года и с 1 июля 2021 года. Планируется ввести целый ряд новых дорожных знаков, которые будут так или иначе ограничивать передвижение автомобилей с высоким содержанием вредных веществ в выхлопах.

Первый этап предусматривает введение знаков в эксплуатацию, а второй – расширение перечня автомобилей, на которые будут действовать обозначенные запреты.

  • Группа знаков «Зона с ограничением экологического класса» В июлей 2018 года на дорогах начнут появляться следующие знаки: Рядом со знаками 5.35 и 5.36 также можно будет увидеть табличку 8.23, предупреждающую о наличии видеофиксации:
  • Действие с 1 июля 2018 года (если в свидетельстве есть отметка об экологическом классе) Разберёмся, как следует толковать каждый из этих знаков: 5.35: Проезд запрещён для всех ТС, экологический класс которых меньше, чем того требует знак. Выше вы можете видеть пример такого знака. Минимальный экологический класс автомобиля в данном случае – четвёртый. Соответственно, машинам первого, второго и третьего классов в данной зоне ездить запрещено. 5.36: Аналогичным образом устанавливает минимальный экологический класс для грузовых автомобилей, тракторов и самоходных машин. Для ТС с меньшим классом проезд запрещён.
  • Действие с 1 июля 2021 года (если в свидетельстве нет данных об экологическом классе) 5.35: Проезд запрещён для всех ТС, экологический класс которых меньше, чем того требует знак. Также это ограничение распространяется на транспортные средства, в документах которых ничего не сказано о классе экологической безопасности. То есть теоретически в 2021 году данный запрет может коснуться даже автомобиля с самым высоким экологическим классом. Если авто было куплено до 2010 года, то данные о экологическом классе не были занесены в СТС. Наличия необходимых сведений в ПТС будет недостаточно: машине всё равно будет запрещён въезд под данный знак. 5.36: Аналогичным образом устанавливает минимальный экологический класс для грузовых автомобилей, тракторов и самоходных машин. Проезд запрещён как для ТС с меньшим экологическим классом, так и для тех, класс которых не указан в документах. Знаки 5.37 и 5.38 будут установлены там, где заканчивается действие запрещающих знаков 5.35 и 5.36:
  • Исключения для знаков «Зона с ограничением экологического класса» Стоит отметить, что ряд транспортных средств могут игнорировать запрет знаков 5.35 и 5.36. Среди них:
    • автомобили вооруженных сил;
    • полицейские машины;
    • машины спасателей;
    • автомобили скорой медицинской помощи;
    • транспорт аварийных служб;
    • почтовые машины с белой диагональной полосой на синем фоне на боковой поверхности.

    Вне зависимости от того, каким классом обладает такой автомобиль и указан ли он в свидетельстве, его передвижение всё равно не может быть ограничено каким-либо из новых дорожных знаков.

    Табличка экологический класс транспортного средства Также в 2018 появится новая табличка 8.25: Её можно будет увидеть вместе с целым рядом привычных знаков: А также со знаками:

    Выше знаки разделены на две группы, потому что в сочетании с каждой группой табличку следует понимать по-разному. Ниже мы объясним это подробнее.

  • Действие с 1 июля 2018 года (если в свидетельстве есть отметка об экологическом классе)Если рядом со знаком вы видите такую табличку, то действие знаков распространяется на машины с меньшим экологическим классом, чем указан на ней. Например, если на табличке стоит цифра 4, то знак может запрещать (или, наоборот, разрешать) поворот тем машинам, которые принадлежат к первым трём классам. Здесь смысл будет прямо противоположным. Знак, разрешающий парковку в сочетании с табличкой означает, что останавливаться здесь могут только автомобили указанного или более высокого класса. То есть если на табличке вы видите цифру 4, то стоянка разрешена для авто с четвёртым и пятым классами экологической безопасности.
  • Действие с 1 июля 2021 года (если в свидетельстве нет данных об экологическом классе)Принцип действия знаков остаётся тем же, но их действие будет распространяться также на все ТС, в свидетельствах которых нет указания на экологический класс. Например, данный знак запрещает поворот всем авто первого, второго, третьего, а также не установленного в СТС класса. Такое сочетание с 2021 года следует понимать так: если экологический класс равен или больше цифры на табличке, а также если экологический класс не указан в СТС, то такая машина может парковаться под этим знаком. Можно сказать, что в данном случае ограничения не ужесточаются, а, наоборот, смягчаются. Если с июля 2018 по июль 2021 парковка под данным знаком для авто с неизвестным классом экологической безопасности запрещена, то с 2021 года она будет разрешена.
  • Таблица действия знаков с экологическим классом В таблице ниже коротко и чётко разъяснено, как будут действовать новые знаки с 2018 года и что изменится в 2021:
  • Штрафы за нарушение требований экологических дорожных знаков На данные момент в административном кодексе нет отдельных статей, касающихся нарушения требований экологического законодательства и экологических дорожных знаков в частности. Но нарушителей могут оштрафовать согласно статье 12.16 КоАП: 12.16 ч.1: предупреждение или штраф в размере 500 рублей за все нарушения, кроме обозначенных отдельно. 12.16 ч.2: штраф от 1 000 до 1 500 рублей за нарушение требований знака, запрещающего поворот налево. 12.16 ч.6: 500 рублей за передвижение на грузовых автомобилях при наличии запрещающего знака (на всей территории страны, кроме Москвы и Санкт-Петербурга). 12.16 ч.7: 5 000 рублей за аналогичное нарушение, совершённое в Москве или Санкт-Петербурге. Хотелось бы отдельно отметить, что наличие в свидетельстве о регистрации экологического класса легкового автомобиля с 2021 года станет ключевым параметром, определяющим, действуют ли на него те или иные ограничения. Поэтому автолюбителям стоит уже сейчас задуматься о необходимости замены СТС, если в нём нет соответствующей графы.
Как можно изменить экологический класс автомобиля

Для начала необходимо обозначить важный момент: если ваш автомобиль не соответствует принятым на данный момент стандартам, то изменить это можно только путём реальной модернизации. Справку, которая выдана без переоборудования ТС, в ГИБДД не примут. Поэтому не стоит связываться с организациями, которые обещают легко и быстро решить вашу проблему на бумаге.

Повысить экологический класс автомобиля до пятого можно путём установки специальных нейтрализаторов и фильтров. Они уменьшают расход топлива, и вместе с этим уменьшается концентрация химикатов в выхлопах.

Новые знаки и вообще все экологические нормативы не распространяются на транспортные средства, признанные самоходными механизмами. Это значит, что бульдозеры, экскаваторы и другая техника с максимальной скоростью до сорока километров в час могут игнорировать запрещающие знаки, связанные с экологическим классом.

Водитель такого ТС может проехать под знаком, запрещающим въезд или поворот машинам с низким уровнем экологической безопасности.

Данное исключение из правил введено из-за чрезмерно высокой стоимости строительной техники, соответствующей экологическим нормативам. Многочисленные запреты на передвижение обычных бульдозеров и экскаваторов привели бы к затруднению строительных и ремонтных работ.

Подробнее про экологические классы автомобилей в России

В Российской Федерации введение новых экологических нормативов происходит значительно позже, чем в Европе. До сих пор на дорогах нашей страны можно встретить автомобили, не соответствующие даже самому первому стандарту Евро 1. Чаще всего причиной является то, что экологический класс попросту не прописан ни в каких документах. Лучше ситуация обстоит в Москве, где действует ограничение на въезд машин низкого экологического класса.

А сколько в России машин, соответствующих наиболее строгим стандартам безопасности? К ним относятся автомобили иностранного производства начиная с 2014 года выпуска, а также отечественные авто, выпущенные в 2016 году и позднее. Это связано с тем, что производители ориентируются на более новый экологический класс автомобиля и выпускают машины, которые могли бы соответствовать ещё не принятым правилам.

Российские авто, имеющие четвёртый класс безопасности, всё ещё можно использовать на территории страны без всяких ограничений. Это значит, что модернизировать такие машины стоит лишь в том случае, если вы собираетесь выезжать в европейские страны.

Экология и транспортный налог

Водители следят за изменениями в экологическом законодательстве, потому что его частью является транспортный налог. Пока единственной характеристикой автомобиля, влияющей на размер этого налога, является мощность двигателя. При этом владельцы машин, работающих на электричестве, освобождаются от какого-либо сбора.

Однако в дальнейшем главным критерием может стать именно экологический класс автомобиля. Министерство транспорта разрабатывает законопроект, согласно которому вместо транспортного налога водители будут платить экологический сбор. Чем выше класс безопасности авто и чем меньше его эксплуатация вредит экологии, тем меньше владельцу придётся платить. Такая система уже давно действует во многих развитых государствах. В связи со сложной экологической ситуацией вопрос защиты окружающей среды выходит на первый план, в том числе и в автомобильной сфере. Эту тенденцию стоит принять во внимание, если вы собираетесь в скором времени приобретать автомобиль в России или ввозить его из-за рубежа.

Оставить комментарий

Наша команда профессиональных специалистов предоставлена предложить вам новаторские методы, которые не только предоставят долговечную безопасность от холодильности, но и подарят вашему жилищу изысканный вид. Мы деятельны с новейшими средствами, ассигнуруя постоянный срок службы эксплуатации и прекрасные результирующие

Наша команда квалифицированных специалистов приготовлена предложить вам передовые системы утепления, которые не только гарантируют надежную протекцию от холодильности, но и дарят вашему дому модный вид. Мы функционируем с самыми современными средствами, заверяя долгий срок службы и превосходные итоги. Теплоизоляция облицо&

Наша команда профессиональных исполнителей завершена предложить вам перспективные системы утепления, которые не только обеспечивают долговечную защиту от холодных воздействий, но и подарят вашему зданию трендовый вид. Мы занимаемся с последовательными материалами, заверяя прочный период эксплуатации и отличные результа

Старых Павел

Старых Павел

Старший коммерческий консультант по сервисному обслуживанию

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *