Поругайте NAD 320BEE
На 11.
Про «коэффициент» я не точно выразился, но факт, что в некоторых английских усилках (лично читал в СиВ про НАД320 и какой-то Аркам) правый канал слышно в левом на уровне -40 дБ по отношению к уровню собственно левого канала, и наоборот. Отсюда хуже локализация инструментов в пространстве, стереопанорама искажается.
В хороших усилках разделение каналов должно быть не меньше 60 дБ.
В ресиверах для Додби диджитал и то стараются обеспечить 50-60.
Журнал найдите, там подробно расписано про недостатки НАД320БЕЕЕ.
26-05-2004 05:40:01
Да, мутновато они звучат, эти Пионеры. Но раз взял, значит взял — теперь остальные компоненты регулируй. Если раздражает избыток низких — корректируй его, например подбери посеребреный акустический кабель, чтобы подчеркнуть высокие.
Что касается звуковой карты, то ALS — не худшее, что есть из интегрированных карт, но я бы тебе посоветовал взять под манибек Audigy 2 (можно даже OEM) и сравнить. Не исключено, что в этом случае манибек тебе уже не понадобится )
Отдельный сидюк брать имеет смысл только действительно хороший, в противном случае — шило на мыло.
А вообще, конечно, к новому звуку в любом случае долго будешь привыкать, так что не парься особо ) Слух — очень тонкая вещь и со временем адаптируется, так что что-то из того, что сейчас кажется проблемным, может перестать напрягать, а что-то, наоборот, может стать заметным потом.
Alekseyev Max
Пользователь
26-05-2004 13:38:47
> Отдельный сидюк брать имеет смысл только действительно хороший, в противном случае — шило на мыло.
Да, кстати, это дельное замечание и правильный акцент. Если брать ширпотреб, то лучше нормальный ДВД взять. Например, Sony LS-500 (~$200). Он не плохо играет, но, все равно не то. А что «то» — баков 400 и выше получается. По крайней мере себе я собираюсь брать NAD 542, но пока есть более приорететные задачи. В любом случае, новый дешевле 300-от баков драть не стоит. А это 100-долларовые техниксы — очко еще то. У меня тоже была мысль что-нибудь простенькое взять пока из б/у. Взял под залог послушать, так мне моя соньна больше нравиться. Да и транспорт новый, в конце концов.
> к новому звуку в любом случае долго будешь привыкать,
Меня, например, по началу, очень грузило обилие новой информации на которую я раньше не обращал внимания.
Отсутствие привучного бумкающего низа напрягало. Ох послушал я свой муз.центр, своевременно уволеный на дачу, через месяц . как я жил с этим столько лет? ))
Леонид Надыргулов
Пользователь
26-05-2004 23:25:08
Цитата |
---|
стати, в инструкции искажения для усилителя указаны для половинной мощности, а при номинальной они будут больше? Это только Пионер так делает, или это общепринятая практика? |
Кто-нить может высказаться по этому вопросу?
Цитата |
---|
Ну, а отдельный проигрователь — это хорошо и правильно, самый качественный вариант. Откройте новую тему в разделе «сд проигрователи» to get more info. Опишите тракт и бюджет. |
Цитата |
---|
пусть разиргаються колонки, да и ко звуку привыкните. |
Цитата |
---|
А вообще, конечно, к новому звуку в любом случае долго будешь привыкать, так что не парься особо ) |
АНОНСЫ >>> читать все
Видеомикшер RGBLink Mini — находка для стримеров, журналистов и блогеров
Видеообзор. Компактный видеомикшер, обладающий достаточно скромной ценой и совсем нескромными.
Видеообзор Logitech Rally
В 2020 году видеоконференции стали основным форматом общения, и если нужно подготовить для этого.
Видеообзор креплений Wize
Крепления для видеостен от компании Wize позволяют обеспечить баланс качества и цены. Wize – это.
Форматы многоканального звука
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
На заре кинематографа зритель мог наблюдать только картинку с беззвучно двигающимися автомобилями, поездами, повозками, снующими по улицам людьми. Весь художественный замысел режиссера передавался лишь через движения и мимику актеров – это была эпоха немого кино. В 20-ее годы прошлого века в кино стало звуковым. Звук самым кардинальным образом изменил подход к процессу производства фильма – интонации героев во время разговоров, нежный шепот влюбленных, жаркие споры, звук автомобильной погони, перестрелки, музыкальное сопровождение, подчеркивающее самые яркие и драматичные моменты, звон бокалов – весь этот богатый мир звуков стал, словно новым измерением. Теперь режиссер получил гораздо больше возможностей, для того чтобы донести свои задумки до зрителя, который, в свою очередь, мог полнее воспринимать происходящее на экране – «визуальные» впечатления дополнились «звуковыми». Многоканальный звук, как собственно следует из названия, предполагает передачу звуковой информации зрителю не через один канал, а через несколько. Тем самым создается впечатление, что звук идет от нескольких источников. Звук словно окружает зрителя, дает ощущение погружения. Впервые многоканальный звук использовали всего через 15 лет после появления звукового кино — в далеком 1940 г. в диснеевском мультфильме “Fantasia”, который сопровождался трехканальным дискретным звуком. Формат получил название Fantasound, однако больше с тех пор нигде не применялся. В 50-х в кино использовались другие дискретные форматы (четырехканальный CinemaScope и шестиканальный Todd-AO).
DOLBY STEREO
Рэй Долби (Ray Dolby)
Настоящую революцию в области многоканального звучания совершил английский инженер Ray Dolby — основатель одноименной компании. Он занимался шумоподавлением для аудиосистем. Без его разработок, к слову, развитие многоканальных систем не представлялось бы возможным: шумы из-за смешения сигналов соседних звуковых дорожек были бы невыносимыми.
В 1975 году компания Dolby представила формат Dolby Stereo . Применялась так называемая матричная система кодирования — в пространстве, выделенном для обычной оптической звуковой моно дорожки, размещались две дорожки, которые несли информацию не только о левом и правом каналах, но и о центральном канале, и четвертом тыловом канале для объемного звука и спецэффектов (surround канал), создающем эффект «погруженности». Левый и правый каналы (Lt и Rt как их принято называть в системе матричного кодирования) идут в звуковой трек в неизменном виде, канал эффектов сперва ограничивают – обрезая все частоты выше 7 кГц и ниже 100 Гц, обрабатывают системой шумоподавления, а затем канал делится надвое – одна часть поворачивается по фазе на -90 градусов, другая — на +90 (или же одна поворачивается на 180 градусов, а вторая остается неизменной). После чего, части добавляются в левый и правый каналы, соответственно. Уровень центрального канала понижают на 3дБ, и подмешивают его в равных частях в левый и правый каналы. При декодировании левый и правый каналы подаются на соответствующие громкоговорители, как правило, в неизменном виде. Канал эффектов получают вычитая Rt из Lt (переворачивая фазу), выделяя при помощи фильтров полосу частот 100 Гц – 7 кГц, после обрабатывают системой шумопонижения и создают небольшую задержку (от 20 до 100 мс в зависимости от помещения). После этого сигнал идет на громкоговорители. Задержка необходима для субъективного разделения центрального и surround каналов.
Здесь присутствует так называемый эффект Хааса – если один сигнал приходит немного позже другого и звучит чуть громче, то сигнал, приходящий раньше маскируется, и мы его практически не воспринимаем. В нашем случае, хотя звук заднего канала присутствует в левом и правом каналах, но сигнал заднего канала имеет более высокий уровень звука и приходит с задержкой, поэтому звук эффектов приходит к зрителю именно сзади, как собственно это и должно быть.Кроме этого задержка – помощник в больших кинозалах. Очень часто эхо сигнала какого-либо и передних каналов записывается в задний канал. В результате чего может сложиться ситуация, когда зрители, сидящие на последних рядах, будут сначала слышать эхо, а потом уже сам сигнал. Точная настройка задержи для конкретного зала, позволяет решить эту проблему.
Раскодирование и последующая обработка центрального канала требует применения нетривиальных подходов. На первый взгляд – все просто – сложили Lt и Rt подняли уровень на 3 дБ – и все отлично, все работает. Однако при этом, диалоги, для которых важна четкая локализация в центре, будут звучать одновременно из правого и левого каналов, уровень сигнала в которых всего на 3 дБ ниже, чем в центральном. Инженеры Dolby использовали набор логических схем, для различных ситуаций. Во время диалога, уровень сигнала в боковых каналах понижается, но возникает проблема, при воспроизведении одновременно с диалогом музыкального сопровождения. В промежутках между фразами музыка, служившая на протяжении диалога лишь тихим фоном, словно «выскакивает» на зрителя из боковых каналов. Для «гармоничного» совместного воспроизведения музыки и речи, к правому каналу подмешивается левый в противофазе и наоборот, получается, что сигнал центрального канала вычитается из боковых, и музыка во время диалогов звучит в моно варианте, при этом левый и правый каналы находятся в противофазе.
В других ситуациях также успешно применяют технику заглушения соседних каналов. Например, часто требуется выделить какой-либо звук, который превалирует над другими (звук взрыва, выстрел, удар и т.п.). В этом случае, декодер заглушает звук соседних каналов (при условии, конечно, что он этот самый звук определил), тем самым, придавая звуку большую направленность. Когда звук не имеет четкой локализации (например – шелест листьев), нет необходимости использовать сложные логические схемы, декодер их просто отключает и раскодирует звук пассивно.
Теперь, зритель мог не только наблюдать динамику происходящего на экране, но и отлично воспринимать на слух движения персонажей и объектов. Например, звук шагов героя, бредущего по дороге, послушно следовал за хозяином из одного конца экрана в другой. Популярность пришла к новому формату в 1977 г., когда на экраны вышли два чрезвычайно популярных фильма: « Звездные войны» и «Близкие контакты третьего рода». Маркетинговые исследования показали, что кинопрокатчики выбирают для показов кинотеатры, оборудованные системой Dolby Stereo, обходя, при этом, стороной кинотеатры с моно звуком. Вплоть до 1979 кодирование осуществлялось по модифицированной технологии Sansui QS , изначально разработанной для квадро. Разделение между каналами, при этом, составляло 8 дБ. В 1979 г. компания изменила технологию кодирования, благодаря чему разделение между каналами возросло до 15 дБ. Полоса частот заднего канала, однако, так и осталась ограниченной (от 100 Гц до 7 кГц). В настоящее время в мире действует около 40 тысяч кинотеатров, оборудованных системами Dolby Stereo.
DOLBY SURROUND и DOLBY SURROUND PRO LOGIC
Система Dolby Surround Pro Logic
В компании Dolby верно оценили перспективы многоканального звука для домашних пользователей, в 1982 был представлен формат Dolby Surround . Он позволил в домашних системах при просмотре фильмов со звуком в формате Dolby Stereo декодировать тыловой канал, получая, тем самым, трехканальный звук. Этого, в принципе, было достаточно – отсутствие реального центрального канала компенсировалось «фантомным» центральным каналом который создавался левым и правым громкоговорителями. Ситуация изменилась после того стали распространяться телевизоры с большой диагональю экрана (27-32 дюйма). «Фантомный» канал уже не мог полноценно заменить реальный центральный канал, поэтому в 1987г. был представлен формат Dolby Surround Pro Logic , который позволил декодировать на домашних системах все четыре канала. Теперь зритель, сидя дома в уютном кресле, мог в полной мере насладиться возможностями технологии Dolby Stereo.
После выхода на экраны «Звездных войн», режиссер фильма Джордж Лукас понял, что далеко не все кинотеатры технически в состоянии воспроизвести звуковые дорожки фильма должным образом, как, собственно задумывал сам режиссер. Лукас дал задание техническому директору Lucasfilm Томлинсону Хольману разработать новые требования для кинотеатров, а именно – требования к их оборудованию — декодерам, усилителям, акустическим системам. Получившаяся в результате система была оформлена в виде набора лицензионных требований и получила название THX — Tomlinson Holman’s eXperiment (дословно – эксперимент Томлинсона Хольмана).
Она, по существу, не является отдельным форматом. THX — это дополнение к уже существующим форматам многоканального звука Dolby. По всему миру предполагалось развернуть программу сертификации кинотеатров. Логотип «THX» присваивался только тем, которые имели самую высококачественную аппаратуру для воспроизведения звука, позволявшую выполнять требования THX.
Система не зависит от источника звукового сигнала. Источником сигнала может быть любая многоканальная запись. Дальнейшая обработка в тракте воспроизведения выполняется таким образом, чтобы обеспечить максимальное качество звучания. Сигнал дополнительно обрабатывается процессором THX, в процессе обработки сначала корректируются частотные характеристики. В кинотеатре сигнал нуждается в дополнительных коррективах, связанных со специфическими условиями эксплуатации, таких как, например, частичное приглушение сигнала полотном экрана, закрывающим акустические системы. Окраска звучания в тыловых каналах также определенным образом корректируется – в схему матричного декодирования тылового сигнала введен адаптивный декоррелятор. Декорреляция превращает моносигнал Dolby Surround в псевдостереофонический, что позволяет лучше распределить сигналы в пространстве. Помимо этого, выделили дополнительную басовую составляющую — сигнал для сабвуфера. Для более комфортного звучания введена система ре-эквализации сигнала, смягчающая высокие частоты, также выполнена более точная обработка сигнала в голосовом диапазоне.
Система позволяет обеспечить воспроизведение расширенного частотного и динамического диапазонов. Для того, чтобы зрители получали полноценную информацию о перемещении объектов в поперечном направлении (т.е. для достижения высокой степени локализации звучания) акустические системы фронтального и центрального каналов должны работать синхронно и иметь специальную диаграмму направленности – максимально широкую в горизонтальной плоскости и более узкую в вертикальной.
Тыловые колонки должны обладать характеристиками диполя или триполя, т.е. излучать одинаково в двух или трех различных направлениях, но в противофазе. При размещении на стене кинозала, они излучают звук вдоль нее, при этом к зрителю идет не прямой, а отраженный звук. Существуют спецификации THX 4.0 для четырехканального звука и THX 5.1 для шестиканального.
DOLBY DIGITAL
Расположение цифровой и аналоговой звуковых дорожек на стандартной 35-мм пленке.
В 1992 г.компания Dolby представила новый, цифровой формат – Dolby Digital (Dolby AC-3) . Произошло это на премьере фильма Batman returns («Возвращение Бэтмена») .На обычной 35-мм пленке вместе с двумя оптическими аналоговыми дорожками, в пространстве между отверстиями перфорации, размещается цифровая оптическая запись, такое размещение сделалось возможным благодаря битовому представлению сигнала, что позволяет делать дорожку, состоящую из отделенных друг от друга фрагментов. Аналоговая дорожка является резервной, к тому же, она позволяет воспроизводить фильм не только в кинотеатрах, оборудованных системой Dolby Digital, но и там где еще применяются аналоговые системы вплоть до моно.
Шестиканальный звук кодируется в единый цифровой поток, при воспроизведении он декодируется, усиливается и подается на шесть каналов: левый, центральный, правый, левый и правый тыловые (окружающие) и канал низкочастотных эффектов LFE (Low-Frequency Effect) .Причем, звуковая информация в каждом из 6-ти каналов отдельная и совершенно не зависит от других каналов. Каналы разделяются между собой по уровню плюс/минус 50-60 дБ. Такая система каналов получила обозначение 5.1 – 5 каналов с полным частотным диапазоном от 3 Гц до 20 кГц и один низкочастотный работающий в диапазоне от 3 до 120 Гц.
Система Dolby Digital
Передача больших массивов цифровых данных, которые представляет собой звук, требует применения специальных алгоритмов сжатия, кодирования и, соответственно, последующего декодирования и восстановления информации. Причем, все эти процессы должны быть незаметны для зрителя. В Dolby Digital используется алгоритм кодирования AC-3. Базовая скорость цифрового потока составляет при этом 384 кбит в секунду (для сравнения скорость потока для компакт-диска более 1400 кбит/сек). Сжатие данных осуществляется с потерями от 9:1 до 16:1. Но, в результате, по качеству, Dolby Digital превосходит аналоговые форматы.
Этот алгоритм как и большинство других, используемых для сжатия звука, использует особенности слухового восприятия человека. Например, громкий сигнал маскирует более тихие и имеющие более низкую или более высокую частоту сигналы, то есть эти сигналы будут либо слаборазличимыми, либо вовсе будут неслышны. Поэтому их либо кодируют с небольшой разрядностью, или совсем не кодируют. Правила, которые использует кодирующее устройство, удаляя малозначимую информацию из аудиопотока, называются психоакустической моделью. Также удаляется избыточная информация (повторяющиеся фрагменты). Данные считываются с пленки с помощью специальной насадки на кинопроектор, затем данные поступают в декодер, который встроен в кинопроцессор. Данные в декодер поступают в виде блоков по 512 или 256 семплов. Прежде всего проверяется целостность блока, и если обнаруживается ошибка, декодер использует предыдущий, признанный годным блок.
В декодер не заложена функция восстановления ошибок – он может только их отслеживать. А, поскольку, блоки перекрываются на 50% то это не вызывает каких либо проблем при воспроизведении звука. Более того, декодер может использовать один и тот же фрагмент несколько раз. Если информация престает поступать в течение нескольких блоков, декодер автоматически переключает кинопроцессор на аналоговую дорожку.
На сегодняшний день система Dolby Digital 5.1 занимает лидирующие позиции в области вещательного звука. Именно с таким звуком транслировался конкурс Евровидение проводившийся в Киеве. Многие крупнейшие мероприятия в США, например Grammy Awards, уже не один год транслируются с многоканальным звуком Dolby. Зрители Старого света могли в полной мере получить удовольствие от многоканального звука Dolby Digital, следя за событиями Афинской олимпиады и чемпионата мира по футболу.
DOLBY DIGITAL SURROUND EX и DOLBY DIGITAL SURROUND EX THX
МАТРИЧНЫЕ КОММУТАТОРЫ
Совместимость — AUDIOSYSTEM 8.8, AUDIOCONTROL12.8; функции — выбор канала, управление громкостью; проводное подключение до 580 м (Euroblock 2-pin); размеры 115х70х20 мм; вес 100 г.
27 522 руб./шт.
Матричный коммутатор (12 входов/8 выходов) + плата расширения (8 входов/8 выходов).
221 593 руб./шт.
Матричный коммутатор (12 входов/8 выходов), управление по RS-232 или через контролеры DIWAC, подключение до 120 консольных микрофонов DIMIC 12. Питание 115 — 230 В.
182 503 руб./шт.
Матричный коммутатор (8 линейных входов/4 линейных выхода, 8 х 30 Вт несимметричных выходов усилителя). Управление через панели DIWAC, ПК или мобильные устройства. 20 Гц — 30 кГц. Питание 85 — 264 В, максимальная мощность 150 Вт. Габариты: 483 х 44 х 308 мм. Вес 4 кг.
208 639 руб./шт.
Микшер-предусилитель (3 микрофонных + 4 линейных входа) x 4 линейных выхода. входные сигналы можно коммутировать с любым линейным выходом предусилителя. Управление с передней панели или с удаленных контроллеров ZONE4R (до 8-ми), подключение микрофонных станций с селектором на 4 зоны MICPAT-4 (всего до 4-х), управление по RS232. MIC1 приоритетный. Питание предусилителя 220В АС.
155 857 руб./шт.
Матричные коммутаторы APart.
Звуковой матричный коммутатор — это электонное устройство, обеспечивающее соединение определенного числа источников аудиосигнала с определенным числом абонентов (отдельные помещения, зоны, акустические системы) в разнообразных звуковых системах. Бельгийская компания Audioprof N.v представляет матричные коммутаторы APart для систем пожарного голосового оповещения, управления эвакуацией, фонового озвучивания и рекламного вещания. При проектировании данного оборудования разработчиками Audioprof N.v основной акцент делался на максимально качественный звук, широкие функциональные возможности, надежность, простоту эксплуатации и конкурентоспособную цену продукции.
Матричный коммутатор APart представляет собой профессиональное оборудование в прямоугольном стальном корпусе, с эргономичной лицевой панелью высотой 1 U (44 мм) — минимальным размером для установки оборудования в аппаратный шкаф или 19″ рэк-стойку. Матричные коммутаторы Апарт позволяют построить многоканальные системы озвучивания с настраиваемой маршрутизацией, возможностью дистанционного
управления системой, обработкой всех аудио потоков, возможностью интеграции в системы оповещения любой сложности, как в 100 В трансляционные линии, так и с низкоомным акустическим оборудованием.
Основные электрические параметры, определяющие работу аудиоматрицы:
- Полоса воспроизводимых частот (Frequency response), Гц — диапазон звуковых частот, который способно воспроизводить оборудование, чем шире полоса, тем лучше, особенно это касается нижнего предела диапазона.
- Отношение сигнал/шум (S/N ratio), дБ— величина, равная отношению мощности полезного сигнала напряжением 1 В на частоте 1кГц к мощности шума, характеризует влияние шума на характеристики системы. Чем выше данное значение, тем чище звук.
- Суммарные гармонические искажения (Total harmonic distortion TBH), %, дБ— отражают наличие искажений в спектре синусоидальных сигналов и описывают реакцию системы на входной сигнал, оценку параметров проводят по основным входам.
- Разделение между каналами (Сrosstalk, дБ) — определяют взаимное влияние звуковых каналов друг на друга. Чем выше значение, тем лучше защищены входы от взаимных помех.
- Уровень сигнала несимметричного выхода (Output level unbalanced), дБ.
- Уровень сигнала симметричного выхода (Output level balanced), дБ.
- Входной/выходной импеданс (Input/Output impedance), Ом— параметр, определяющий переменное значение сопротивления входной или выходной цепи и равный отношению изменения напряжения к вызванному изменению тока.
Три модели коммутаторов, представленные на сайте, обладают большим выбором функциональных возможностей и отличаются разнообразием характеристик:
- количество входов для подключения источников звука (цифровые/аналоговые, симметричные/несимметричные, моно/стерео, тип разъемов)
- количество выходов и назначение озвучиваемых зон (цифровые/аналоговые, симметричные/несимметричные, моно/стерео, тип разъемов);
- количество микрофонных входов, наличие фантомного питания;
- наличие тревожного входа, при подаче сигнала на который, остальные аудио-сигналы автоматически отключаются;
- наличие тревожного выхода, для подачи сигнала тревоги на другие устройства;
- генератор сигнала «ГОНГ»
- дистанционное управление и настройка коммутатора посредством ПК со специальным софтом;
- возможность дистанционного управления коммутатором с помощью настенных панелей и контроллеров, расположенных непосредственно в зоне озвучивания и позволяющие на месте выбирать источник сигнала и его громкость;
- возможность управления матричным коммутатором с мобильных устройств на платформах Android или iOS;
- интуитивно понятный интерфейс регулировки уровней и характеристик входных и выходных сигналов, функции предварительного усилителя, наличие встроенных устройств (компрессор/лимитер, схемы АРУ, эквалайзер, FM-тюнер);
- возможность управления внешних звуковыми устройствами: аудиопроигрывателями и радио-тюнерами;
- широкие возможности по записи предустановок — макрокоманд, которые представляют собой записанный оператором программный алгоритм действий;
На нашем сайте Вы можете купить коммутатор для построения системы голосового пожарного оповещения и фонового озвучивания:
- Матричный коммутатор APart AUDIOCONTROL12.8;
- Матричный коммутатор APart AUDIOSYSTEM8.8;
- Матричный коммутатор APart ZONE4;
Разделение каналов в домашнем кинотеатре
Формирование окружающего звучания в многоканальных системах домашнего кинотеатра характеризуется массой нюансов, которые требуют отдельного обсуждения. Однако, на наш взгляд, можно выделить один общий момент, который многими аудиолюбителями (а в некоторых случаях и разработчиками), мягко говоря, недооценивается. Речь идет о так называемом разделении информации в многоканальных аудиосистемах. Что это такое, и почему этот параметр имеет особую важность в домашнем кино? Короткая предыстория. Наш слуховой орган бинаурален — два уха, нервная система и мозг как «блок обработки данных». Поэтому человек в состоянии с закрытыми глазами на слух сориентироваться в пространстве, определив направление на реально существующий или мнимый источник звука в горизонтальной плоскости с точностью до 3-5 градусов. Опережая события, подчеркнем, что наша способность локализовать источники звука и отслеживать их перемещения в значительной мере определяет степень вовлеченности в сюжет при просмотре кино с окружающим звуком.
Многие, вероятно, сталкивались с ситуацией, когда, скажем, двухканальная система работает в монорежиме. Если пара громкоговорителей воспроизводит одинаковый сигнал, то звуковой образ локализуется строго между колонками, панорама превращается в неподвижную точку. Причина в том, что в данном случае нет разделения информации по каналам. В Hi-Fi-индустрии качество разделения оценивается по малости переходных искажений (Crosstalk, Channel Separation). Если звукорежиссер решил подать сигнал определенной амплитуды только на правый канал, то на левом желательно уменьшить след от правого. Пример с моносигналом показывает, что формально параметр Crosstalk здесь ужасно велик (ноль децибелов); в то время как сам стереотракт обеспечивает хорошее разделение между каналами. Заметим, что аналоговые аудиоисточники (проигрыватель грампластинок, FM-радиопри-емник, магнитофон) обычно дают разделение между каналами порядка -35 дБ. Цифровые DVD-Video-плейеры в этом смысле выгодно отличаются от «аналога». Но поскольку мы в итоге потребляем звук, а не «цифру», проблема с разделением каналов в системах домашнего театра не только не исчезает, но и обостряется. Как справляются декодеры многоканального звука с разделением информации?
В начале восьмидесятых при строительстве кинотеатров широкое распространение получили системы окружающего звучания Dolby Surround . Кинопленка с парой звуковых каналов отличалась от стереофонической записи, поскольку дорожки несли дополнительную информацию для центрального и тылового каналов. С помощью профессиональной аппаратуры, разработанной компанией Dolby Laboratories, режиссеры научились «подмешивать» к стереозвуку актерские диалоги (центр) и эффекты (тыл). Однако главное достоинство такого воспроизведения заключается не столько в повышении разборчивости речевой информации и выделении музыкального сопровождения, сколько в реализации давней мечты кинорежиссеров: связать происходящее на экране со звуковым рядом так, чтобы зритель ощутил себя погруженным в действие. Эту возможность дают виртуальные (мнимые) звуковые образы, которые зритель воспринимает как объекты, движущиеся в пространстве кинозала.
Четырехканальный формат Dolby Surround позволяет отследить перемещения объектов как по фронту (в экранной плоскости), и по глубине сцены (в зале), обеспечивая разделение информации между каналами на классическом аналоговом уровне (переходные искажения -35 дБ или около 1,5-2%). Домашняя реализация идеи в виде многочисленных версий декодера Dolby Pro Logic (Dolby Surround) быстро перекочевала в AV-peсиверы, AV-мини-системы и «театры в одной коробке». Основным источником программ стали записи кинофильмов на VHS-кассетах, для воспроизведения которых требовались и требуются до сих пор видеомагнитофоны класса Hi-Fi-Stereo. Однако борьба за повышение «иллюстративности» звуковой картины продолжалась, и в 1992 году вышел фильм Batman Returns, звуковая дорожка которого была записана в цифровом формате Dolby Digital (AC-3). В отличие от матричного кодирования Dolby Surround, здесь был впервые реализован режим полного разделения шести информационных каналов (конфигурация 5.1). Не вдаваясь в подробности, отметим, что в процессе подготовки звуковой дорожки используется алгоритм сжатия АС-3 и оборудование Dolby Labs., которое дает потрясающее разделение каналов (до -100 дБ!) Дело — не в предельных цифрах (— 100 дБ — это проникновение одной тысячной доли процента информации из одного канала в другие). Важно, что даже при -40-50 дБ (0,3-1%) любой слушатель отмечает куда более четкую, чем в Dolby Surround, локализацию мнимых источников звука, отслеживает не только пространственные макро-, но и микроперемещения. Сегодня формат Dolby Digital 5.1 — общепризнанный стандарт, руководствуясь которым звукорежиссеры во всем мире готовят многоканальные саундтреки практически ковсем кинофильмам. Домашнее кино переходит на цифровой носитель — DVD-Video, где звук Dolby Digital 5.1 также стал базовым. Соответственно вся современная AV-электроника в обязательном порядке комплектуется DD-декодерами. Как и в случае с Dolby Pro Logic, массовое производство цифровых чипов привело к удешевлению AV-продукции, которая еще вчера казались эксклюзивной. Появились универсальные декодеры цифрового звука 5.1-, 6.1- и 7.1-форматов (Dolby Digital Surround EX/DTS ES), вышла обновленная версия аналогового Dolby Pro Logic II.
Если фирмы-производители используют одинаковые алгоритмы и комплектующие (например, цифровые процессоры на больших интегральных схемах), то почему при прочих равных отличаются впечатления от многоканального звука разных систем? Как показывает практика, качество декодирования (глубина разделения и разброс значений, влияющий на симметрию) может меняться из-за особенностей топологии монтажных схем устройств, тонкостей согласования предусилителя с декодером, «завязок» по питанию цифровых и аналоговых цепей. Заметьте, мы не касаемся более значимых для слуха параметров настройки и усиления, акустики помещения и т.п. Подводя итог, попробуем проиллюстрировать нынешнюю ситуацию с разделением каналов в домашнем кинотеатре. Исследования переходных искажений параметр Crosstalk определялся в частотной полосе 20—20000 Гц для рабочих уровней сигнала) позволили выявить характерные величины и их отклонение для AV-аппаратуры, принадлежащей к разным типам и ценовым категориям.
Данные получены в лаборатории STEREO&VIDEO по единой методике при тестировании AV-мини-систем, AV-ресиверов, «театров в одной коробке» и DVD-проигрывателей со встроенными декодерами. Высокое разделение каналов обходится дорого — факт (см. таблицу).
Однако можно утверждать, что сегодня даже бюджетная техника с цифровыми декодерами дает разделение на уровне-50-60 дБ, да и матричные декодеры, включая новейший Dolby Pro Logic II, достигли отличных показателей (—40 дБ). Остается открытым вопрос: почемулишь очень немногие производители указывают параметр Crosstalk в технических данных на AV-аппаратуру? Заинтересованным читателям рекомендуем обращать внимание на объективную информацию, которую мы добываем в лабораторных условиях и публикуем в соответствующих статьях о технике домашнего кинотеатра.
Поделитесь статьей с друзьями