Простая поделка из цепи бензопилы для перепиливания даже самых толстых бревен
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Дзен и ВКонтакте.
Отписаться можно в любой момент.
Бензопила очень полезная вещь в хозяйстве, особенно, когда дело доходит до валки деревьев, перепиливания бревен и создания запаса дров. С ее помощью можно быстро и без особого напряжения (по сравнению с ручными пилами) решить «древесную проблему». Правда, у бензопилы есть два больших минуса. Во-первых, нужно топливо. Во-вторых, она занимает много места. В поход такую вещь с собой однозначно не возьмешь.
Понадобится цепь. ¦Фото: youtube.com.
Если в доме есть бензопила, то должны быть и дополнительные цепи. Для создания нашей самоделки как раз понадобится одна ненужная цепь. Она не должна быть старой или тупой, в противном случае ее нужно «привести в чувство»: заточить и хорошенько смазать. Цепь должна быть расстёгнута. Из нее и будем делать компактную ручную пилу.
Вырезаем держатель. ¦Фото: youtube.com.
По сути, все, что нужно сделать для создания пилы – это изготовить подходящие рукоятки. Сделать их можно из любого доступного материала. Само собой, лучше подойти к процессу ответственно и делать сразу качественные рукоятки. Для этого лучше всего использовать деревянный шест и металлическую арматуру. Из последней необходимо при помощи болгарки вырезать сердцевины-держатели для рукоятки.
Сверлим отверстие и делаем надрез для цепи пилы. ¦Фото: youtube.com.
В каждой сердцевине делаем при помощи болгарки небольшую прорезь вдоль и дополняем ее отверстием под гвоздь (заклепку), которая будет удерживать цепь. Рукоятку рекомендуется обработать наждачной бумагой и напильником, а также покрыть защитными составами. Держать такую будет приятно, а самое главное, ей будет не страшна сырость и влага.
Собираем ручку и фиксируем цепь. ¦Фото: youtube.com.
Пользоваться ручной цепной пилой проще-простого. Обхватываем цепью деревяшку, беремся за ручки, делаем упор ногой и начинаем тянуть. Работать такой пилой проще, чем одиночной ручной. Перепилить таким образом можно даже достаточно толстые деревяшки. На рыбалке или пикнике подобный инструмент будет незаменим, да и на даче пригодится.
Отлично работает, даже в женских руках. ¦Фото: youtube.com.
Процесс сборки на видео:
Хочется узнать еще больше всего интересного? Тогда читай о том, как наточить цепь бензопилы при помощи дрели: наглядная инструкция , которая поможет с решением непростой задачи.
Что нужно знать про цепь для бензопилы
Самое первое, с чего начинается выбор цепи для бензопилы, это понять, какой тип вам нужен. Главный критерий классификации цепей, это маркировка относительно шага. Шаг цепи, это расстояние между ближайшими зубьями (хвостиками) или между тремя заклепками цепи. Его измеряют в дюймах и самые популярные размеры: 0,325; 0,375 и 0,404 дюйма. Каждый тип предназначен для своих потребностей, и выбор тут может свестись просто к прочтению инструкции к своей бензопиле. Ведь каждая пила сразу разрабатывается под определенный шаг и только профессиональные пилы могут работать со всеми тремя типами в зависимости от места работы. Чтобы лучше понять указанные типы, рассмотрим их в отдельности.
Прежде чем начать, скажем, еще один важный момент: каждый тип цепи предназначен для определенных мощностей бензопил и крутящих моментов. Ведь чем шаг меньше, тем меньшая продуктивность цепи и нужно меньше усилия для движения ее вдоль древесины. А чем шаг больше, тем продуктивность выше и нужна больше сила для работы. Кроме того, шаг влияет на так называемую «агрессивность» пилы. Под ней подразумевают не только работоспособность, но и легкость управления. Говоря простыми словами, чем больше шаг, тем цепь сильнее «рвет» древесину, а значит, больше требует усилий человека, чтобы удержать инструмент. К тому же, больший шаг цепи, это и больше габариты звеньев, а значит и разрез будет шире, что аналогично требует больших силовых затрат инструмента. Поэтому покупать для маломощной бензопилы цепь с большим шагом совсем не практично, этим можно пилу просто «убить». Задумайтесь! И плавно переходим к рассмотрению конкретных размеров.
1.1. Цепь 0,325.
Это самый минимум в озвученных размерах и зачастую самый распространенный. Ведь бытовые и полупрофессиональные, маломощные бензопилы, самые популярные в народе, а эта цепь именно для них. Рекомендованная мощность под цепь 0,325 – 3 л. с. или не более 3.5 л. с. Если ваша бензопила более мощная, можно задуматься о цепи на 0,375 дюйма. Но все ведь еще зависит от дерева и места работы. Если пила используется для спиливания сучьев и валки нетолстых деревьев или строительных работ, тогда 0,325 дюйма будет более уместно. Эта цепь делает работу более плавной, удобной, не так «рвет» древесину при начале распила. И для человека, а также двигателя, такая работа в указанных целях более уместна.
1.2. Цепь 0,375 или 3/8.
Почему мы написали две цифры? Все просто, если 3 разделить на 8 получим 0,375. И параметр в виде дроби 3/8 очень часто используется для маркировки. Причина обыденная, чтобы не спутать цифры 0,325 и 0,375, поэтому не удивляемся, если цепь на 0,375 будет тяжело найти, лучше ищите сразу маркер 3/8.
Цепь с маркировкой 0,375 менее популярен марки 0,325 и используется на бензопилах мощностью в 4 л. с. Эксплуатируется такая цепь уже на валке относительно нетолстых деревьев и для разреза древесины средней толщины. Для своей группы непрофессиональных и профессиональных типов пил это самый оптимальный размер.
1.3. Цепь 0,404.
Цепь 0,404 используется только на профессиональных пилах. Мощность инструмента для работы с такой цепью должна составлять не менее 5.5 л. с. Только так бензопила сможет показать все свои качества высокоскоростного сильного инструмента. И такой цепью уже можно с легкостью пилить и валить огромные деревья. С этого также ясно, что для слабых пил использовать цепь 0,404 не рентабельно. К тому же, бензопилы под цепь 0,404 отличаются повышенным крутящимся моментом, без чего работать с таким шагом будет тяжело и человеку, и инструменту.
Подытожить теперь не составит труда. Главный критерий выбора указан – это маркировка относительно шага. Понять, что нужно в этом плане не трудно, тут достаточно открыть инструкции своей бензопилы или просто сопоставить мощность относительно указанной выше информации. Но не забываем еще один важный момент – шаг цепи должен соответствовать шагу ведущей и ведомой звездочкам (ведомая, зачастую является частью шины). То есть, если ваша пила предназначена под размер 0,325, то установить цепь 3/8 будет не так просто. Вместе с цепью нового размера нужно купить и новую ведущую звездочку, и новую шину, иначе работать будет действительно невозможно (повторимся, невозможно из-за разницы шага звездочек). И последнее, мы перечислили три типа цепей относительно шага, их же на самом деле существует пять (еще 1/4 и 3/4, то есть 0,25 и 0,75 дюйма соответственно), но из-за малой популярности, особенно в быту, мы про два другие типа умолчим.
Теперь переходим к другим важным вопросам, чтобы максимально правильно научиться выбирать цепь для бензопилы и профессионально разбираться в данной теме.
2. Классификация цепей бензопил по толщине хвостика.
Толщина хвостика или точнее будет сказать толщина ведущего звена – второй параметр характеристик пильной цепи. Многие, возможно и не догадываются, но паз на шине имеет разную ширину в разных бензопилах, аналогично и ведущие звенья предназначены под разные шины. Характеризуются они пятью размерами: 1,1 мм, 1,3 мм, 1,5 мм, 1,6 мм и 2 мм (0,043”, 0,05”, 0,058”, 0,063” и 0,08” соответственно). Рассмотрим каждый в отдельности.
Толщина ведущего звена (хвостика).
2.1. 1,1 мм (0,043”).
Это самый минимум и используют такие миниатюрные цепи лишь на маломощных бытовых пилах. Для нагрузок и тяжелой работы такая цепь не рассчитана.
2.2. 1,3 мм (0,05”).
Данный размер, хоть и не слишком отличается от первого, но способен выдерживать большие нагрузки. И именно этот тип цепи самый популярный в мире. Цепи с хвостиком на 1,3 мм используют не только на качественных надежных бытовых бензопилах, но даже на полупрофессиональных аппаратах. Такие цепи легкие и надежные одновременно и скорее всего, выбирать придется читателю именно этот тип.
2.3. 1,5 мм (0,058”).
Третий тип, который наряду с предыдущим имеет огромную популярность, но уже на полупрофессиональных и профессиональных бензопилах.
2.4. 1,6 мм (0,063”).
Цепи с толщиной ведущего звена 1,6 мм более крепкие и поэтому используются только на профессиональных инструментах.
2.5. 2 мм (0,08”).
И последний тип, который позволяет использовать цепь долго под большими нагрузками. Понятно, что встретить такую толщину возможно лишь на мощных высокопрофессиональных агрегатах.
Итог второго пункта простой, чем большая толщина ведущего звена, а соответственно, чем шире паз шины бензопилы, тем цепь более высококачественная и способная выдерживать большие нагрузки. При выборе тут важно знать лишь одно – какая шина стоит, или какая ширина может использоваться на вашей модели бензопилы. А покупая, всего лишь сверятся, чтобы купить правильный тип, иначе поставить новую покупку никак не удастся.
3. Глубина резания и высота профиля цепи.
Третий фактор, который характеризует цепь пилы, это высота профиля, которая указывает на глубину резания пилы (стоит добавить, что и размер по высоте играет роль, но глубина пропила – главный параметр). Чем профиль выше, тем глубже «берет» цепь, а значит выше производительность. Чем профиль меньше, тем стружка снимается тоньше, то есть цепь вгрызается не глубоко в древесину. Эту глубину можно регулировать путем стачивания ограничителей находящихся у каждого резца, но в новой цепи эти размеры уже имеют определенный тип. Существует два вида профиля: 0,025” (0,635 мм) – низкопрофильная цепь и 0,03” (0,762 мм) – высокопрофильная цепь. Данная информация также должна быть прописана в характеристиках пилы (зачастую просто указываются марки цепей, которые подходят, а они уже соответствуют нужному размеру). Выбор тут не велик, эта информация дается больше для ознакомления. Ведь при заточке цепей самостоятельно, надо знать тип профиля, чтобы при сточке ограничителей привести их в соответствующий вид. Но по своей сути, оба типа разделяются на профили профессиональных бензопил и любительских. Правда и тут есть нюансы. Профессиональные бензопилы не всегда имеют высокопрофильные цепи, но бытовые – всегда оснащаются низкопрофильными вариантами. И если с низкопрофильным типов все ясно, то высокий профиль требует разъяснения. Он ведь делает цепь высокопродуктивной, а значит, повышает вибрацию и агрессивность цепи, о чем уже упоминали. А сильная вибрация не даст работать с пилой длительные часы на лесоповале. Вот тут разработчики и сделали некую хитрость, они для сохранения низкой агрессивности, учитывают и шаг цепи. Ведь если шаг будет большим (а это влечет вибрацию) и профиль высоким (это также повышенная вибрация), то в итоге пила хоть и будет резать быстро, но станет просто неудобной для длительных работ. И баланс этот сохраняется путем выбора не двух максимально эффективных параметров, а путем чередования их. То есть, если шаг большой – профиль дают низкий, если шаг поменьше – можно и высокий профиль сделать. Такое уравновешивание позволяет бензопиле работать менее агрессивно и эффективно одновременно. Но вот сказать какая цепь лучше (с большим профилем и малым шагом или малым профилем и максимальным шагом) сложно, это все зависит от древесины, условий работы и к каждому случаю все индивидуально, нужно просто пробовать.
Глубина пропила — основная характеристика профиля пилы.
Подметим еще, что на высокопрофессиональных пилах при валке больших деревьев используют цепи с большим шагом и высоким профилем, так как скорость тут крайне важна. Бывает, что профиль производят еще больше озвученного, даже 0,07” (1,778 мм), но это крайне редко и зачастую используют на машинных агрегатах для валки.
В целом, весь этот пункт можно отнести к профессиональному использованию серьезных бензопил. Для обыденного пользователя этот параметр важен лишь в одном случае, когда идет заточка пилы в домашних условиях. Срезать ограничители глубины можно лишь с озвученными знаниями, иначе ваша бытовая бензопила совсем не будет резать и обязательно уставать от высоких нагрузок.
4. Длина цепи, шины, количество зубьев.
Останавливаться на параметре длины цепи особо не стоит, он не несет никаких важных классификаций. Есть бензопилы с длинной шиной, а есть – с короткой. Все прямо пропорционально зависит от мощности пилы, и для какой работы шина рассчитана. Главное понимать, какой шаг нужен для выбора цепи и какое количество звеньев (правильнее – количество хвостиков) должно быть. Хотя, некоторые продавцы характеризуют цепи именно режущими зубьями, а их в два раза меньше. Насчет длины шины, она всегда будет ясна сама собой и особо запоминать ее не стоит (хотя можно продавцу сказать марку пилы и длину шины, они с такими данными тоже легко сопоставят размер). Тут самое важное в рассмотрении данных характеристик, это понимать, что каждая бензопила рассчитана на свой тип цепи, и ставить шину длиннее всегда противопоказано. Поэтому размеры никогда не увеличиваем, как и не уменьшаем (не думаем, что цепь короче будет давать меньше нагрузки и это хорошо, нет, этим мы уже начинаем вредить пильной гарнитуре), под каждую мощность – свой размер и отходить от этих цифр нельзя никогда ни в ту, ни в иную сторону. А если и присутствуют небольшие возможности изменять длину шины, все это в обязательном порядке прописано в технических характеристиках.
5. Типы режущих звеньев.
Классификация цепей относительно профиля режущего звена.
Снова будем говорить с профессиональной точки, поэтому желающие купить цепь для бытовой бензопилы, а не профессиональной, могут при желании и пропускать некоторые пункты. Итак, рассмотрим еще один профессиональный термин – тип режущего звена. Существует много всяческих разновидностей режущих звеньев относительно своей формы, но с них можно выделить лишь два главных: чизельный и чипперный типа. Под каждую пилу и каждую работу выбирают самый оптимальный вариант. Рассмотрим каждый в отдельности.
5.1. Чизельный тип режущего звена.
Чизельный тип, «семерка».
Если присмотреться к рисунку, мы видим, какую форму несет чизельный профиль. В разрезе, он напоминает цифру семь, что и дало ему народное название «семерка». Такой профиль считается самым оптимальным для быстрой и качественной работы. Ведь вся рабочая поверхность строго прямая и равномерно врезается в древесину. На профессиональных пилах именно чизельный тип встречается чаще всего. Но, как всегда, лучшее для работы имеет и множество негативов. Самый большой минус, это сложность заточки данных режущих звеньев. А при малейшем отклонении от верных углов, работа полностью теряет всё преимущество чизеля. Другая проблема таких звеньев, чувствительность к грязи, песку, что при работе с древесиной всегда актуально.
5.2. Чипперный тип режущего звена.
Чипперный, серповидный тип, чиппер, «серп».
Чипперный тип, или чиппер, это уже совсем другая форма. В разрезе этот тип напоминает серп, от чего данный профиль получил еще два популярных имени – «серп» и «серпообразный тип». Понятно, что площадь соприкосновения такого звена больше плоскости, что влечет выше нагрузки и ухудшает режущие характеристики, но позитивы тут также имеются. Чипперный тип звена намного легче переносит загрязнения, а при заточке, не нужно слишком точно соблюдать углы.
Теперь осталось подытожить сказанное о профилях режущих звеньев. Как видим, каждый тип имеет свои прелести и минусы, поэтому нельзя выделить, что лучше и что хуже (хотя чизельный профиль и эффективнее по своей сути). Нужно просто основываться на обстоятельства, место работы и уже относительно этого выбирать цепь для своей бензопилы. Многие, часто используют два типа, ведь менять цепь не так и сложно. Только стоит еще сказать, что эти два типа основные, а есть и второстепенные, которые взяли что-то от одного, а что-то от другого профиля. И уже оперируя всем спектром профилей, можно легко подобрать оптимальное и под тип древесину, и под температуру воздуха, влажность и даже засоренность места работы. Мы лишь хотели указать еще одну характеристику, которая важна для подбора цепи.
6. О последовательности звеньев.
Последовательность режущих звеньев цепи.
Этот пункт можно было и не озвучивать, но на рынке встречается всякое и застраховать себя от недобросовестного товара при выборе цепи для бензопилы стоит. Итак, если взять любую стандартную цепь, то на одно режущее звено всегда будем иметь два хвостика (два ведущих звена). Это стандарт и его придерживаются все производители цепей для бензопил. Но можно на рынке встретить цепи, где режущих звеньев меньше, это так называемые цепи с полупропуском и пропуском. В первом случае в каждую вторую пару режущих зубьев вставляют еще одно дополнительное соединительное звено. Во втором случае дополнительное звено установлено уже между каждым режущим зубом. В итоге стандартная цепь на 64 ведущих звена (хвостика) должна иметь 32 режущих зубьев, то есть 50%. Но в случае полупропуска мы получим уже 40% рабочих зубьев, а с пропуском – 37.5%. Теперь ответим на главный вопрос, зачем делать такие цепи? Все просто, ценятся в цепи только режущие зубья, они изготавливаются по специальной технологии, имеют напыление и они намного дороже соединительных звеньев. И если сделать цепь короче не получится, то пропуская режущие элементы можно существенно удешевить саму цепь. В итоге продать ее можно дешевле и одновременно на этом заработать. Но от такой цепи только негатив, она делает пилу более агрессивной, снижает ее производительность и даже увеличивает износ, как всей пильной гарнитуры, так и самой бензопилы. Покупать такую цепь не рекомендуется, ее дешевизна совсем не оправдывает дальнейшего ремонта и эффективности работы. К тому же, такие цепи не делает ни один завод, все складывается в домашних условиях из заводских цепей (в лучшем случае), поэтому ясно, что качество сборки и долговечность самой цепи снижается в несколько раз. И покупая цепь на рынке, внимательно изучаем поочередность звеньев, чтоб случайно не угробить свой новый аппарат таким популярным способом.
7. Как и когда правильно покупать новую цепь.
Первый критерий и основной, который фиксирует износ, это растяжение цепи до предела. Понятно, что, не имея возможности уже проводить ее натяжение, стоит изношенную цепь заменить. Но здесь не все так просто, это не велосипед, когда замена цепи так и проводится. Тут износ шины и ведущей звездочки повышенный из-за конструктивных особенностей, поэтому новая цепь на старой шине и звездочке всегда будет чувствовать себя неудобно, что в итоге повлечет еще больший ее износ. По правилам, цепь изнашивается в 2-3 раза быстрее шины и звездочки, поэтому для увеличения долговечности стоит прибегнуть к хитрости. Например, у вас новая бензопила, вы ею собираетесь много и долго работать (если пила покупается для пятиминутных работ раз в год, то и одной цепи хватит на всю жизнь). И в этом случае покупаем для эффективности сразу три цепи (можно с разным шагом или с разными типами относительно крепости режущими зубьями, если у вас профессиональный инструмент). Дальше, после нескольких часов работы с одной цепью, делаем замену на другую и так постоянно чередуем весь набор (и не забываем переворачивать шину, она также требует равномерности в износе). В итоге все три цепи будут понемногу растягиваться и стачиваться одновременно с шиной и звездочкой, а после невозможности натяжки уже можно смело менять и все цепи, шину, и ведущую звездочку. Поверьте, с таким подходом выигрыш в долговечности будет на порядок выше, чем ставить новую вторую цепь на уже поношенную шину. К тому же, вытянутая почти до предела цепь будет вести себя более спокойно и эффективнее, чем новая на старой шине и звездочке.
8. Продольный и поперечный тип.
Еще один важный параметр, это классификация цепей относительно способа распила древесины. И если вникать в его суть, то становится явным, что мы его обязательно должны были поставить самым первым, ведь это очень важно. Так почему же он в конце?
Для начала, скажем, что значит продольный и поперечный тип цепей. Все просто, цепи продольного типа предназначены для распила древесины вдоль волокон, цепи поперечного типа – для распила поперек. Мастера понимают, что разница сопротивления древесины в двух случаях разные и для работы в поперек – нужен не острый угол, а вот для работы вдоль – инструменты затачиваются очень остро. Для цепных пил эти параметры составляют: 25-35 градусов – для поперечного пиления; 5-15 градусов – для продольного распила. Эти характеристики можно и прочитать на цепи и увидеть даже невооруженным взглядом на самих режущих зубьях. Кстати, каждое дерево тоже любит разные углы, поэтому стоит в этих параметрах отдельно разобраться, если вы профессионально работаете с древесиной.
Угол заточки режущего звена.
Теперь разберемся, почему такой важный параметр мы выбросили на самый конец. Все банально, бензопилы зачастую используют для поперечного распила. Если пилить вдоль, то это чаще всего делается циркулярной пилой, которая и эффективнее для этого. И именно поэтому спрос на цепи продольного типа такой мизерный, что и рынок не особо занимается их разработкой. Поэтому даже найти на рынке цепь продольного типа очень-очень тяжело. Большинство выбирают поперечный тип и именно с этих причин мы и отбросили его в самый-самый конец. И это был последний параметр для классификации цепей под бензопилы.
Попробуем немного упростить все сказанное для обыденного человека и все указания свести до нескольких предложений, которые помогут выбирать цепь для бензопилы без излишнего вникания в суть такого сложного инструмента. Для бытовой бензопилы (не профессиональной), такой подход будет актуальным, а перечитывать все написанное еще раз, стоит только профессионалам. Итак, начинать выбор цепи для бензопилы стоит из раскрытия инструкции. Если ее нет, ищем модель своей пилы в Интернете и находим там все важные характеристики. И чтобы идти покупать цепь для своего бытового инструмента достаточно записать следующее: марку бензопилы (чтобы покупать цепь того же производителя), количество ведущих звеньев (именно ведущих, а не режущих), ширину паза шины (или ширину ведущего звена, хвостика) и длину шины (если имеем количество ведущих звеньев, это можно отбросить). Зная все эти параметры, мы точно купим нужную цепь. Если знать лишь марку, можно пострадать. Ведь бывают технологические особенности даже известных брендов, где звездочка, шина и цепь с каких-то причин заменены на похожие, но отличимые типы. И особенно важно знать все указанные цифры, если пила у нас дешевого отечественного производства или из Китая (быть может, подделка под бренд), здесь купить цепь совсем другую не составит труда, сами видим, характеристик очень много. Будьте внимательны! А профессионалы пусть обязательно перечитают все сказанное еще несколько раз. Вникнув в суть, каждый научится максимально правильно разбираться во всем изложенном, что в дальнейшем обязательно поможет даже хорошую бензопилу сделать еще более эффективной и надежной.
Выбираем цепь для бензопилы всегда правильно!
По идее, мы уже все сказали, что можно рассказать о цепи бензопилы. Если не все, то, по крайней мере, охватили материал весьма значительно. Даже профессионалы в данной статье могут найти много полезного. Правда стоит напомнить, что мы не упомянули здесь о заточке цепи, о ее эксплуатационных особенностях, правильному натяжению, а эта информация крайней важна для долговечности. И правильно выбрав цепь, мы полностью разрушим все ее качества, если не придержаться других правил. Поэтому изучаем дополнительный материал, если желаете работать с бензопилой максимально эффективно. Даже на нашем сайте найдется масса полезной информации для мастера, которая в дальнейшем будет больше и больше дополняться. Тут мы хотели раскрыть, как выбирать цепь для бензопилы и, согласитесь, мы этого полностью добились.
Как укоротить цепь бензопилы своими руками?
Владельцы бензопил часто сталкиваются с вопросом, как укоротить цепь бензопилы своими руками. Необходимость изменить длину расходного элемента может возникать, если требуется установить на шину цепь меньшего размера, старая цепная гарнитура износилась, растянулась. Если поставили на бензопилу шину другого размера, то и цепь нужно установить соответствующую. Вообще, специалисты не рекомендуют укорачивать расходники, особенно в домашних условиях. Этот процесс считается технологически неправильным. Несмотря на это, и профессионалы, и любители регулярно прибегают к нему, ведь с его помощью можно увеличить рабочий ресурс режущих элементов.
Причины растягивания цепи
Почему цепная гарнитура растягивается? Пильная цепь изготавливается из металлических сплавов. А металл вследствие воздействия повышенных температур и силы растяжения вытягивается. Этот процесс происходит медленно, если вы купили качественные расходники. Ускорить его могут различные факторы.
- Поломка или неправильная настройка насоса, отвечающего за подачу масла. Смазочный материал замедляет износ цепи и увеличивает срок её службы. Нехватка масла приводит к усиленному нагреванию режущего элемента, вследствие чего он растягивается.
- Эксплуатация в сложных условиях. Загрязнения, песок, земля, пыль при попадании на цепь оказывают абразивное воздействие, ускоряя износ детали.
- Применение смазки низкого качества. Используйте масло, рекомендованное изготовителем инструмента. При покупке учитывайте такие нюансы: содержание присадок, тип материала. Ни в коем случае не заливайте отработанное масло, слитое из автомобильного двигателя.
Расходные материалы известных торговых марок изнашиваются медленнее, чем дешевая цепная гарнитура, поэтому при покупке отдавайте предпочтение сертифицированной продукции, которая отвечает всем требованиям и стандартам качества.
Укорочение цепи профессиональными инструментами
Если цепи эксплуатируются в промышленных масштабах, есть смысл приобрести профессиональные инструменты для их укорачивания. Для работы потребуется всего два приспособления: пробойник для удаления соединительных элементов и станок для их установки.
Пробойник функционирует по принципу прессового оборудования. Инструмент комплектуется наковальней с пазами для цепей с разным шагом. Выдавливание заклепок осуществляется сменными наконечниками. Как выполнять работу, можно посмотреть на видео.
После разъединения цепи нужно удалить ненужное звено или несколько. А теперь для восстановления целостности цепной гарнитуры нужно установить заклепку. Сделать это можно заклепочно-обкатным оборудованием.
Укорочение пильной цепи без станка
Профессиональные, высокопроизводительные инструменты позволяют укоротить цепь быстро и без проблем. Только вот стоимость электрических станков довольно высокая, для применения в домашних условиях их покупать нерентабельно. К тому же, они габаритные, подходят для эксплуатации в гараже или мастерской. Можно укоротить гарнитуру и без применения станков.
Какие инструменты потребуются?
Чтобы укоротить пильную гарнитуру дома или даже в лесу при проведении работ по распиливанию древесины, необходимо подготовить:
- молоток с наковальней;
- болгарку;
- наждак;
- тиски;
- бородок.
Если нет болгарки, можно использовать более компактный и удобный инструмент – аккумуляторную УШМ. С помощью этого приспособления вы сможете быстро соединить звенья.
Последовательность работ
Работа по укорачиванию цепной гарнитуры должна выполняться очень аккуратно и осторожно. Не забывайте о том, что зубья цепи острые, есть риск получить порез или травму. Наденьте толстые плотные перчатки, затем приступайте к расклепке гарнитуры. Расклепать соединения можно одним их трёх способов.
- Сточите заклепки, используя наждак. Внимательно контролируйте процесс, чтобы не задеть соседние звенья.
- Разрежьте места соединений болгаркой. Насадка – заточный круг. При помощи этого инструмента работу можно выполнить оперативно и точно.
- Рассоедините звенья зубилом с молотком. Этот вариант подойдёт в тех случаях, если под рукой не оказалось электроинструмента, например, в полевых условиях.
После того как вы выбили или сточили заклепку, она должна вытянуться, далее приступайте к разъединению звеньев. Используйте для этой цели бородок. Расположите инструмент между пластинами, рывковым движением ударьте по нему молотком. Пластинки должны выпасть из заклепки. Теперь следует убрать нужное количество звеньев, чтобы добиться подходящей длины цепной гарнитуры.
Самым ответственным этапом укорочения цепи является её заклепывание. От качества выполнения этой задачи зависит работоспособность и безопасность эксплуатации цепной гарнитуры. Для соединения звеньев применяется специальный инструмент – соединитель. Купить его можно в специализированном магазине. При выборе приспособления учтите тип, шаг и профиль цепи.
Соединение элементов осуществляется по такой схеме:
- наденьте заклепку на соседние зубья;
- положите изделие на наковальню, чтобы открытая часть была в верхнем положении;
- наденьте пластинку на заклепку, подбейте молотком;
- когда пластинка плотно приляжет, увеличьте силу удара, чтобы расплющить заклепку;
- по такому же алгоритму нужно склепать другое звено.
Клепать нужно аккуратно, чтобы не повредить цепь. Чтобы проверить качество выполнения работы, осмотрите изделие визуально, чтобы не было утолщений и других дефектов. Если всё сделано грамотно, можете надевать цепь на шину и проверять её в работе. Перед запуском двигателя не забудьте отрегулировать натяжение цепной гарнитуры, проверьте, поступает ли смазочный материал в нужном количестве.
Типичные ошибки и их последствия
Если вы раньше не сталкивались с выполнением подобных операций, не имеете понятия, как устроена бензиновая пила, как заклепать пильную цепь, лучше не принимайтесь за укорачивание своими руками. Клепка цепей для бензопил — лишь на первый взгляд кажется, что это проще простого. На самом деле, задача довольно сложная. Последствия непрофессионального ремонта с ошибками могут быть весьма плачевными: порвалась цепь на бензопиле или электропиле, разорванный элемент травмировал оператора и пр. Что делать? Если пильная цепь вытянулась, купите новый расходник или обратитесь в мастерскую, где специалист укоротит и переклепает изделие.
Не только новички, но и опытные работники, которые принимаются за укорачивание цепи своими руками, не застрахованы от ошибок. Рассмотрим самые распространённые.
- Шаг не совпадает. Если установленное звено не подходит по ключевым параметрам, цепь работать не будет. Более того, если её установить на шину и попытаться выполнить распил, придётся менять и ведущую звездочку, и рабочую поверхность.
- Неправильная установка рабочего зуба. Если зубчик установить в обратном направлении, тоже может сломаться шина и ведущая звездочка.
- Цепная гарнитура длиннее шины. Болтающаяся цепь, которая не регулируется даже натяжителем, ускоряет износ ведущей звездочки и приводит к преждевременному выходу из строя этого элемента.
- Цепь короче шины. В данном случае попросту не удастся поставить цепную гарнитуру на рабочую поверхность бензопилы. Придётся цепь расклепать и удлинить либо использовать новую.
- Превышена длина соединительного звена. Эта ошибка ведет к изменению шага, опять же провоцирует выход из строя ведущей звездочки.
Не пытайтесь отремонтировать пильную цепь при помощи сварочного аппарата. Метод сварки применяют, но только для восстановления целостности редукторных цепей, а не гарнитуры, которая применяется для оснащения бензопил. Редукторными расходниками оснащаются транспортеры, тяжёлые машины, которые эксплуатируются в сельском хозяйстве. Элементы предназначены для передачи вращательного момента с одной звездочки на другую.
Укорачивание цепи бензиновой пилы поможет увеличить срок службы расходного элемента. Если работа выполнена качественно, вы сможете продолжать эксплуатацию цепной гарнитуры. Неправильный ремонт может привести не только к поломке инструмента, но и к нанесению серьёзных травм оператору. Чтобы обезопасить себя от различных неприятностей при эксплуатации цепной гарнитуры, не экономьте на её качестве, покупайте дорогостоящие расходные элементы.
Как укоротить цепь на бензопиле
Этот вопрос часто возникает у владельцев подобного инструмента, независимо от бренда производителя. Будь то «Штиль», «Орегон» или малоизвестная китайская версия.
Можно ли укоротить цепь самостоятельно
Практика показала, что сделать это в сервисных центрах получится быстрее, с более высоким качеством (работы выполняются на специальном оборудовании).
Укорачивать цепь самостоятельно (своими руками) рекомендуется, когда:
- сервисный центр расположен достаточно далеко;
- отсутствует возможность оплатить работу (процедура достаточно дорогостоящая);
- необходимо срочно продолжить работы, а цепь на замену отсутствует.
Порядок работы для тех, кто решил укорачивать цепь самостоятельно
В домашних условиях работа должна производиться в несколько этапов.
Снятие пильной цепи
Работа начинается с ослабления натяжения пильной цепи. Для этого потребуется шлицевая отвёртка, которой следует повернуть на несколько полных оборотов против часовой стрелки регулировочный винт. Доступ к последнему имеется сквозь специальное отверстие в крышке сцепления (у ряда моделей на этой крышке размещается блокировка муфты сцепления (аварийный тормоз).
Затем рожковым или накидным ключом откручиваем две гайки с болтов, которые фиксируют крышку и шину. Аккуратно снимаем крышку.
Подаём шину к ведущей звёздочке (назад), снимаем пильную цепь.
Определяем звено для удаления
Чтобы укоротить цепь, из неё следует удалить одно режущее звено. После выполнения данного условия, она снова может регулироваться существующим механизмом натяжения.
Выбор выполняется визуально. Определяете зуб, максимально сточившийся и деформированный в процессе работы (например, «поймавший» гвоздь или шпильку). Затем уточняем шаг цепи, подлежащей укорачиванию. Сделать это правильно можно несколькими способами:
- по шильдику, закреплённому на пильной цепи;
- по информации на коробке (если она сохранилась);
- выполняем замер с использованием рулетки или штангенциркуля.
Обращаемся к справочной таблице, в которой указаны размеры шага в миллиметрах с переводом в дюймы.
Для входа в таблицу вам потребуется выполнить один из трёх замеров. Они абсолютно равнозначны. Поэтому выбираете любой, на ваше усмотрение:
- определяется расстояние между 3 заклёпками, расположенными последовательно.
Полученное значение (в миллиметрах) делите на 2. Частное укажет на шаг вашей цепи в миллиметрах. По таблице переведёте его в дюймы.
- Второй вариант предусматривает замер расстояния между пятью заклёпками. Полученное значение потребуется поделить на 4;
- Третий вариант, между семью (делим на шесть).
Полученное значение, чаще всего, не будет совпадать с теми, которые проставлены в таблице. Поэтому выбираете табличную величину, максимально близкую к результатам вашего замера.
Если вы работаете с бытовыми бензопилами любого производителя, то, с вероятностью в 95%, вы получите одно из двух значений: 8.25 мм, что соответствует 0.325”, или 9.30 мм (3/8”). Это максимально распространённый шаг для пильных цепей непрофессиональных моделей бензопил.
Используем ремкомплект
Он должен быть подготовлен заблаговременно. Для выполнения ремонтных работ (при наличии подобной возможности) рекомендуется приобрести ремкомплект. Это решение обеспечит максимальное качество выполнения работ. Стоимость его не превышает 250 рублей. За эти деньги вы получаете 30 новых соединительных звеньев, состоящих из двух частей: основной (со штырями будущих заклёпок) и ответной (с отверстиями под них).
При отсутствии возможности купить ремкомплект можно использовать звенья от цепи б/у и заклёпки, изготовленные самостоятельно. При определённых навыках их качество и долговечность будут сопоставимы с заводскими аналогами.
Некоторые мастера умудряются повторно использовать заклёпки, снятые с укорачиваемой цепи. Однако в подобных случаях, чаще всего, приходится делать стенки соединительных звеньев более тонкими. Поэтому данный вариант можно использовать для кратковременной эксплуатации пилы в крайнем случае.
Более подробно эти варианты рассмотрены ниже.
Как разъединить цепь вручную
Следует понимать, что удалять потребуется минимум три звена, насчитывающих:
- 6 заклёпок;
- 2 хвостовика;
- 1 режущий зуб (выбранный вами);
- 1 ограничитель глубины пропила.
- На удаляемом участке потребуется срезать 1 и 6 заклёпки (желательно, с обеих сторон).
Для этой операции цепь необходимо зажать в тиски.
Существует несколько возможных вариантов решения данного вопроса:
- процедурой, гарантирующей минимальную вероятность повреждения разъединяемых звеньев, является стачивание головки заклёпки надфилем (напильником);
- можно срубить её, воспользовавшись молотком, зубилом (предварительно выполняется фиксация цепи в тисках);
- использовать специальную насадку на электродрель, углошлифовальную машину (болгарку), наждачный круг.
Применение механизмов позволит это сделать значительно быстрее. Однако подобное решение имеет два существенных недостатка.
Во-первых, металл, при подобной обработке, существенно нагревается, что снижает его прочностные характеристики (повышается вероятность обрыва цепи по одному из двух остающихся звеньев, контактирующих с 1 или 6 заклёпками).
Во-вторых, требуется иметь надлежащие профессиональные навыки, чтобы не повредить остающиеся звенья.
После удаления наружных выступов заклёпка выбивается из посадочного отверстия с использованием бородка. Рекомендуется немного отогнуть боковые стороны звена.
Важно понимать, что упомянутую процедуру придётся выполнять два раза (1 звено – 2 заклёпки).
Если требуется укоротить оригинальную цепь нужной марки, никаких вопросов не возникает. А если укорачивать и устанавливать предстоит цепь для пилы иной модели, требуется учесть следующее.
Нужно предварительно посчитать число остающихся звеньев с таким расчётом, чтобы число направляющих выступов, расположенных на внутренней стороне пильной цепи, промежутки между ними сочеталось с размерами ведущей звёздочки пилы.
Разъединяем цепь с использованием пробойника
Для удаления заклёпок, используемых для соединения элементов цепи, используют пробойник, представляющий механический пресс малых размеров. Основными элементами конструкции данного станка для расклёпки являются:
- корпус пробойника цилиндрического типа, который фиксируется к рабочей поверхности струбциной.
Внутри расположен эксцентриковый механизм, приводимый в действие рукоятью, которая может быть установлена справа или слева на корпусе. В исходном положении она расположена в крайнем верхнем положении (перпендикулярно опорной поверхности). Имеет специальный ограничитель, позволяющей ей отклоняться от горизонтали не более, чем на 95%.
С эксцентриком соединён шток поршня с держателем для пробойников. Перемещаясь вниз, он легко выдавливает заклёпку, не повреждая стенок звена.
- съёмная наковальня с пазами различных размеров (это обеспечивает установку гарнитуры на любой шаг).
Наличие на них конусных направляющих обеспечивает надёжную фиксацию цепи при работе.
Обязательно следует убедиться, что станок имеет в комплекте пробойники разных размеров (для соединения элементов конструкции пильной цепи используются заклёпки различных диаметров, а каждый шток рассчитан только на один тип).
При работе следует контролировать, чтобы диаметр отверстий, имеющихся в боковинах звеньев, совпадал с аналогичным размером пробойника.
При укладке разъединяемой цепи на наковальню требуется исключить контакт её режущей части с последней. Контактировать с ней должны только хвостовики.
Чем заклепать укороченную пильную цепь
Этот вопрос, при кажущейся простоте ответа, может вызвать серьёзные проблемы с реализацией. Понятно, что клепать требуется заклёпками. Но в свободной продаже, даже в специализированных магазинах, они встречаются достаточно редко. Если повезёт, можно найти ремонтный комплект, звенья в котором соответствуют по размерам цепи вашей бензопилы (вариант, электропилы). Но шанс совершить подобную покупку невелик. Поэтому приходится рассматривать альтернативные варианты изготовления заклёпок. Их не так много:
- использовать ранее снятые заклёпки.
Но для их надёжной фиксации потребуется делать боковые пластины звеньев более тонкими, что автоматически приводит к снижению прочностных характеристик укороченной цепи. При недостаточно качественном выполнении подобной операции её может просто порвать в процессе работы. При самом неблагоприятном раскладе это может привести к получению травмы человеком или выходу из строя инструмента.
- Изготовить потребное количество заклёпок нужной геометрии самостоятельно.
При достаточной квалификации и наличии необходимого инструмента сделать это можно несколькими способами. Рассмотрим простейший, изготовление нужных заклёпок для пильной цепи из гвоздя.
Вам не понадобится специальное оборудование. Достаточно иметь электродрель и пару надфилей.
Алгоритм работ выглядит следующим образом:
- подбирается необходимое количество гвоздей с диаметром, совпадающим с аналогичным параметром внутренней части удалённой заклёпки.
Определить это легко можно, воспользовавшись штангенциркулем.
- Нарезаются заготовки длиной порядка 70 мм;
- заготовка устанавливается в дрель (сам инструмент также следует надёжно зафиксировать);
- закрепляем пару надфилей на брусе таким образом, чтобы между ними оставалось расстояние, равное требуемому диаметру заклёпки.
Очень важно добиться максимальной точности размещения.
- Затем брус будет равномерно подаваться на заготовку.
Для удобства работы рекомендуется воспользоваться простым приспособлением, представляющим кусок доски. На одном конце у неё закрепляется дверная петля (ей доска фиксируется на верстаке). С противоположного конца, брусок с установленными надфилями.
- Контролируем перпендикулярное размещение надфилей относительно заготовки;
- включаем дрель, начинаем плавно перемещать надфили.
Они проделают бороздки на обрабатываемой заготовке.
Выполнять работы за один проход не следует. Это приводит к перегреву металла. После каждого прохода следует замерять толщину заготовки.
Если снять много металла, то получим тонкую заготовку, что негативно скажется на прочности и надёжности клёпки.
- Обточив заготовку согласно нужным размерам, изготовленную заклёпку обрезают по длине.
Теперь можно устанавливать её в цепь.
Резать рекомендуется ручной ножовкой по металлу. Болгаркой быстрее. Однако высока вероятность перегрева, что весьма нежелательно.
Заклёпка, изготовленная подобным образом, сопоставима по своим эксплуатационным характеристикам с заводскими и практически не имеет побочных негативных свойств.
Не забудьте, при установке, выровнять боковины соединительных звеньев, которые разгибались при размыкании цепи.
Несмотря на достаточно высокую надёжность подобного варианта соединения цепь, укороченную и собранную подобным образом, не следует использовать при пилении древесины твёрдых пород.
Как соединить укороченную цепь бензопилы
Эту работу также можно выполнить вручную или с использованием специального станка. В обоих случаях работы начинаются с установки вместо трёх удалённых звеньев одного нового соединительного.
На основную половину надеваются соединяемые звенья пильной цепи. Затем места соединения накрываются ответной половиной с таким расчётом, чтобы оба штыря основной выступали над ответной.
Соединение вручную
Ручной алгоритм выполнения заклёпывания достаточно прост:
- соединительное звено (ремонтное, приобретается в магазинах, имеющих соответствующие отделы (в комплект входит пара заклёпок) надевается на соседние звенья цепи.
Выбранное звено по размерам должно соответствовать величине рабочих звеньев вашей цепи. Использование запчастей с иным профилем, шагом, с высокой вероятностью может стать причиной поломки полотна, ведомой, ведущей звёздочки.
- Кладётся на наковальню таким образом, чтобы его открытая часть смотрела вверх);
- затем верхняя пластина нанизывается на заклёпку, легко обстукивается молотком;
- обеспечив плотное прилегание пластин, удары начинают наносить с большей силой (головка расплющивается);
- аналогичные работы проводятся со второй заклёпкой.
В процессе этой работы необходимо контролировать, с какой степенью сжаты пластины. После завершения монтажа звенья должны свободно вращаться относительно оси. Если выявлен факт заклинивания, ставить подобное изделие на пилу нельзя. В противном случае, высока вероятность аварии и серьёзных поломок инструмента. Цепь требуется переклепать.
Станок для установки новой заклёпки (заклёпочно-обкатной)
Этот станок является отличным приобретением для небольшой мастерской. Существуют модели с механическим приводом, либо комплектуются электродвигателем.
Рассмотрим простейший вариант с механическим приводом (он наиболее доступен по цене). Он позволяет работать с цепями, имеющими:
- шаг (0.25” – 0.404”);
- позволяет клепать цепи, имеющие глубину пропила, задаваемую диапазоном 0.043” – 0/080” (в миллиметрах это 1.1-2.0).
Станок закрепляется струбциной на верстаке (иной рабочей поверхности). Основу составляет цилиндрический корпус с двумя рукоятками. Устройство позволяет заклепать цепь, используя специальный валик (биту). Последний закрепляется в держателе, установленном на торцевой части рукояти. Рабочая поверхность биты имеет форму вогнутой сферы. это позволяет формировать шляпку грибка новой заклёпки.
В комплекте две биты разных диаметров. Одна (большая) маркируется литерой «А» и используется для пильных цепей с шагом в 3/8 дюйма, 0.404 дюйма. Другая «В» (меньшая) для моделей 0.25, 0/325 дюйма.
Вторая рукоять служит для подачи звеньев, в которых формируется заклёпка.
Пильная цепь укладывается в горизонтальный карман, имеющийся в центре цилиндрического корпуса, фиксируется в направляющих. Вращающаяся бита, обкатывая верхнюю часть штыря звена ремкомплекта (самодельной заклёпки) сминает и расплющивает её. Чтобы нагрузка передавалась по длине заклёпки, соединяемые элементы подаются навстречу бите вращением второй ручки (обе вращают одновременно). Следует постепенно увеличивать усилие, прилагаемое к поджимающей ручке.
Установка укороченной цепи
Чтобы установить и натянуть укороченную цепь на бензопилу, выполняются следующие операции:
- устанавливается шина (при необходимости переворачивается вверх ногами), с максимальным сдвигом к ведущей звёздочке;
- на неё надевается цепь (с учётом направления пильного зуба).
Получим цепь с максимальным провисанием.
- Рукой (все работы проводятся в перчатках) выдвигаем шину от корпуса пилы до полного выбора провисания.
Необходимо контролировать заход всех концевиков в паз шины.
- Устанавливаем на место защитную крышку.
При этом следует контролировать, чтобы штифт натяжения попал в соответствующее отверстие шины (нижнее).
На пилах китайского производства (бюджетного ценового сегмента) это отверстие для подачи смазки не предназначено. А вот верхнее, у ряда моделей имеет канал подачи масла (снаружи оно глушится плотно прилегающей защитной крышкой), через который осуществляется смазка пильной цепи.
У тех моделей, где смазка через эти отверстия не подаётся, имеется третье отверстие для смазывания.
- Защитная крышка ставится на два фиксирующих болта, закрепляется гайками (от руки, затем рожковым ключом);
- полностью поджав гайки, обе следует отпустить на пол-оборота.
Проконтролировать, что шина и цепь имеют продольный и поперечный люфт.
- Используя шлицевую отвёртку регулировочным винтом натягиваем цепь.
Натяжение выполняется без усилия, до момента, когда нижняя часть цепи полностью войдёт в паз шины.
- Затем следует поставить пилу перпендикулярно (шиной вверх) и несколько раз руками прогнать её по периметру шины.
Это обеспечит полное распрямление цепи. Все её хвостовики полностью лягут в паз шины.
В результате данной манипуляции цепь вновь провиснет.
- Выполняется её повторное подтягивание регулировочным винтом;
- взяв шину за носок, её требуется приподнять вверх (люфт у шины есть всегда и на любой модели бензопилы).
Если этого не учесть, зафиксировать шину в предыдущем положении, она, в момент пиления сыграть вверх. Цепь обязательно провиснет. Последствия могут быть весьма печальными.
Чтобы избежать этого, необходимо полную фиксацию гаек, закрепляющих крышку и шину, выполнять, при одновременном удержании носика шины в верхнем положении.
Алгоритм: поднять носик – подтянуть люфт цепи – закрутить гайки.
Завершение работы по установке укороченной цепи
Прежде, чем приступить к штатному использованию бензопилы, требуется выполнить несколько контрольных пропилов. Затем проверить плотность натяжения цепи. Если при одновременном её растяжении за верхнюю и нижнюю стороны хвостовики выходят из паза не более, чем на 2-4 миллиметра, натяжение нормальное. Инструментом можно пользоваться по назначению.
По завершению контрольных пропилов требуется выполнить финишную проверку. Следует оценить движение цепи в отключенном состоянии инструмента. Прижимая отвёртку к тыльной стороне режущего зуба, следует несколько раз толкнуть её вперёд. Если после прекращения прилагаемого усилия она ещё некоторое расстояние проходит по инерции, значит пильная цепь не перетянута.