Как убрать гудение трансформатора в усилителе
Перейти к содержимому

Как убрать гудение трансформатора в усилителе

  • автор:

Как убрать гудение трансформатора в усилителе

При установки в рек-кейс над усилителем кроссовера происходит ШУМ-зуд от трансформатора усилителя в колонках. приподнимаю кроссовер на вісоту 30-40см или смещаю в сторону зада усилителя (где нет трансформатора) шум прекращаеться . заземление и распайка шнуров перепробівал все — не помогло . кто знает помогите отблагодарю пополню счет на телефон после положительного результата . очень нужно чтобі кроссовер находился в одном реке над усилителем. только по тел. 098 687 60 13 Юрий перезвоню

12.12.2011, 20:25

Попробуй проложить между корпусами уся и кроссовера толстую алюминиевую пластину в качестве электромагнитного экрана, если не поможет, только менять усь либо размещать раздельно.

12.12.2011, 21:58

кроссовера толстую алюминиевую пластину в качестве электромагнитного экрана
Ключевое слово «электромагнитного». Не электростатического а именно». магнитного» . Это поле от трансформатора наводит токи ( с частотой сети , и гармониками кратными 50 Гц, 100. ) в проводниках (платы , просто проводах , сигнальных в том числе,) ( если уж очень упрощённо , то трансформатор имеет некоторое «паразитное» магнитное поле , которое замыкается не в «магнитном сердечнике » , а выходит как бы за его пределы, а проводник который попадает в это магнитное поле , ведёт себя точно так же как и обмотка трансформатора, в которой наводится эл ток.
Бороться можно несколькими способами —
1. удалить устройство с » паразитным излучением » подальше от , устройства на которое наводится эта помеха.
2. тщательно за экранировать (поместив в . стальной. корпус , лучше многослойный, или обмотать лентой из пермалоя , или электротехнической стали) силовой трансформатор или устройство на которое наводиться помеха.
3. повернуть трансформатор внутри устройства так , что бы внешние «паразитные поля » от силового трансформатора были паралельны сигнальным проводникам ( или проводникам на плате устройства , на которое воздействует эта помеха)
Всё это иногда (это иногда бывает часто!! ) не выполнимо полностью . Можно лишь попытаться уменьшить эту помеху, проложив стальную пластину(не алюминиевую. Она не спасёт) ( может не одну , с прокладками между ними ,а так же корпусами ,из немагнитного материала)
Часто для борьбы с такого типа наводками (особенно в ламповых усилителях , гитарных и басовых ) дроссель питания расположен вдали от силового трансформатора , развёрнут относительно своей оси на определённый угол ( найденный экспериментально) . А на входные лампы помимо алюминиевого экрана надевается экран из трансформаторной ленты. Вы наверное слышали подобную помеху при подключении электро гитар. Музыканты иногда , находят (опять поворачиваясь то в одну , то в другую сторону) положение при котором внешние эл.магнитные помехи минимальны.
Ищите! Бог Вам в помощь!

12.12.2011, 22:31

Володя, как раз алюминий и создает «сэндвич» описанный тобой между стальными корпусами. Пришли к этому случайно, в древние 90-е трансы усилителей собирали на телевизионных ТС-4хх , надеюсь помнишь такие, сердечник был из 4 U-образных частей, после перемотки склеить зазор как на заводе не получалось и поле рассеивания было просто чудовищным. Борясь с этим испробовали кучу всякой стали в том числе и пермаллоевых (совок, денег не считали) пластин. Как то наш солист, по совместительству директор фирмы, бывший инженер механик, сказал, да пошли вы такую тяжесть таскать и притащил алюминиевые пластины с авиаремонтного завода, где раньше работал. Выслушав наши скептические замечания по поводу электромагнитных своств материалов с помощью принуждения и поминания некой матери заставил сделать «рэк» из этого материала, каково было наше удивление когда фон значительно уменьшился. На этом эксперименты закончились. Позже этот опыт пригодился, когда Винница начинала делать Парки, все уже давно делали уси на торах, а у них был под руками цех с броневыми сердечниками. На все предложения перейти на торы заявляли что нерентабельно. Но паковать рэки на продажу было надо и здесь пригодилось. Пластина Алюминия 3-4мм между Парком и кроссовером Электроника полностью снимала проблему а вес увеличивался не очень.

Владимир Волошин
12.12.2011, 23:10

Ой как хорошо, что все здесь обсуждают этот вопрос, как раз кстати. У меня есть усилитель парк VX-700-4 полтора месяца стоял без дела, но вот нашёлся покупатель и я его решил перед отправкой включить просто в сеть дома без колонок. И услышал гудение транса. Звоню товарищу, у которого забрал его — он говорит не обращал внимания (оно и понятно в кабаке шумно). Открыв его я увидел дату внутри 2004г, трансформатор круглый этот по совету одного человека пытался подтягивать — не помогает. Сам усилок работает всё в порядке. Ваше мнение?

P.S. Сегодня днём отправил на парк — сказали сделают ревизию, но может быть прийдётся транс менять, а это 500грн.

12.12.2011, 23:30

Владимир Волошин, если транс гудит звонко и громко как трансформаторная будка в отопительный сезон — это не очень хорошо. Легкий гул транса есть на всех мощных концах, но зачастую вентилятор шумит сильнее даже на малых оборотах, скрывая гул транса.

12.12.2011, 23:34

Владимир Волошин,
Это было лет за 10 до появления VX -серии. Сейчас все на торах. Гудение транса которое Вы описали это скорее всего акустический шум от неплотной намотки без пропитки. Это брак трансформатора, лечится перемоткой либо пропиткой.
То о чем было выше о электромагнитных наводках от трансформаторов. Тор этим практически не страдает за счет своей конструкции.

13.12.2011, 00:47

Выслушав наши скептические замечания по поводу электромагнитных своств материалов с помощью принуждения и поминания некой матери заставил сделать «рэк» из этого материала, каково было наше удивление когда фон значительно уменьшился.
. рек сделанный из алюминиевых сплавов вполне возможно изменит прохождения Электромагнитных волн ( на то они и «. магнитные» и будут стремиться , как бы » упаковаться в стальные конструкции» используя сталь как магнитный проводник ( упрощённо говоря). Пластина Алюминия 3-4мм между Парком и кроссовером Электроника полностью снимала проблему а вес увеличивался не очень.
Возможно (хотя и шаманство возможно). Но научного объяснения я как то не нахожу.
А потом , ниже , мы видим вот это объяснение
То о чем было выше о электромагнитных наводках от трансформаторов. Тор этим практически не страдает за счет своей конструкции.
. Зачем тогда лист 3-4мм дюрали ( про который написано чуть выше) между Парком и кроссовером «Электроника», если в Парке стоит , тот самый тор который
этим практически не страдает за счет своей конструкции.
.
Это уж совсем всё путает .

13.12.2011, 10:20

Ув. Vladimeer Лист (аллюм. или стальной) между усил. и кроссовером нужно закреплять к корпусу усилителя или нет . Я ложил токопроводящую аллюмин. фольгу (пищевую) в несколько рядов между усил. и кросс. — не помогает . И еще ставлю на старый усилит. Sven 2х800 Вт. (усилитель добротный 26 кг веса) фона нет . Сейчас усил 3051HD от Василия 2х1100 Вт. Землю отпаивал-припаивал(и на ноль пробывал), переноски менял (с заземлением и без) баланс-небаланс — все проверял не помогает . Кто решил проблему отзовитесь .

13.12.2011, 11:48

Vladimeer,
Если внимательно прочитать #4, то говорилось о старых Парках и кроссовере. Обяснения я тоже нигде не нашел но эффект наблюдался.
Юрий 5,
Если хотите попробовать, то надо не фольгу, а именно лист 3-4мм толщины. Насчет контакта с корпусом не помню, но скорее всего электрического контакта не было, в то время было «модно» защищать корпуса от царапин обернув пленкой целофана или еще чем нибудь подобным.

13.12.2011, 12:57

Если внимательно прочитать #4, то говорилось о старых Парках и кроссовере
Да какая разница. Старые , новые . Алюминий никакого препятствия для электромагнитного излучения не представляет.
Для того что бы убить такой фон, надо сделать кожух для транса или устройства из магнитного материала, (которая магнитится). Чем выше мю, тем лучше!
(для особо любознательных рекомендую набрать в поисковике»электромагнитное излучения силовых трансформаторов электропитания и как с этим бороться» или «экранирование силовых трансформаторов и борьба с наводками» и почитать !)например [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]здесь

Добавлено через 3 минуты
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

14.12.2011, 12:27

Да Володя вы правы в этом усилителе наверное нет защиты(экранирования) от электромагнитного излучения силовых трансформаторов. Ставлю на другие Серийные модели фона — нет.

14.12.2011, 13:48

Тор может гудеть трещать из за плохо приваренной ленты (начала или конца) лечится разборкой транса.Не всегда транс усилителя даёт фон в сигнале.Бывает наоборот транс кроссовера (или чего другого) влияет на входные цепи усилителя.Иногда помогает поменяв местами устройства в рэке.

Как убрать гудение трансформатора в усилителе

15 июня 2020, 13:16

Александр Негин (Аудиомания) Специалист по Hi-Fi и High End оборудованию

Сергей, добрый день! Небольшой гул трансформатора присутствует практически всегда, особенно у сильноточных устройств, таких как усилитель. Уровень гула может усиливаться при расположении аппарата у звукоотражающих поверхностей, таких как полированная мебель, стекло и прочее, так же он становится отчетливо слышен в полностью заглушенной комнате и зависит от чуткости слуха слушателя. Если же гул сильный, то возможно это неисправность и в таком случае порекомендую обратиться в автооризованный сервисный центр для диагностики.

15 июня 2020, 16:53

Алексей Владимирович (Клиент Аудиомании)

Причина скорее всего на наличии постоянной составляющей в сети, тороидальные трансформаторы от этого начинают гудеть, решается это установкой фильтра постоянки или сетевого фильтра с набортным фильтром постоянки, или гальванической развязкой, или собственным генератором/регенератором. Цена решения проблемы растёт слева на право, причём рост экспоненциальный. Усилитель от наличия постоянки не сгорит, но такая работа трансформатора не очень нормальна и эта ненормальность может сказаться на звуке.

Как убрать гудение трансформатора в усилителе

Новые сообщения Поиск Пользователи Правила форума

/ Помогите избавиться от шума трансформатора усилителя.
Страницы (2): 1 2 Следующая страница »
Каскадный режим | Линейный режим
Помогите избавиться от шума трансформатора усилителя.

Откуда: Харьков
Сообщений: 0
Репутация: 0 Thanks: 0
Поблагодарили: 3 за 2 сообщения

#1
Помогите избавиться от шума трансформатора усилителя. / 23-12-2017 13:46

Периодически (без видимых причин) гудит трансформатор усилителя. Покурил форумы, основное предположение — наличие постоянной составляющей в сети. Посоветуйте или предложите какое-нибудь устройство (желательно бюджетное) для решения этой проблемы, можно самодельное, внешний вид не важен, лишь бы работало.

Выразили согласие: djo , Ейск

Откуда: Киев
Сообщений: 1 208
Репутация: 773 Thanks: 5846
Поблагодарили: 2929 за 961 сообщения

#2
RE: Помогите избавиться от шума трансформатора усилителя. / 23-12-2017 15:03

Понимаете Ваш вопрос звучит приблизительно так:
у меня автомобиль не едет(может бензин кончился,а может аккумулятор сел и тд и тп.)
Какой усилитель,ламповый ,транзисторный?Какой режим усилителя?
Какой трансформатор? Ш и ТОРы по разному реагируют на постоянку.
Никакое устройство не поможет(личное мнение).
Может его нужно загермитизировать (некоторые варят в воске) или перемотать.
Кстати и Шо там с температурой его после часа работы.

Лудил,паял,макеты собирал.

Выразили согласие: BorisIvanovich

Откуда: Киев
Сообщений: 2 197
Репутация: 362 Thanks: 645
Поблагодарили: 2799 за 1275 сообщения

#3
RE: Помогите избавиться от шума трансформатора усилителя. / 23-12-2017 17:14

(23-12-2017 15:03) kleonn писал(а): Никакое устройство не поможет(личное мнение).

Ну почему?
Если мощный транс на торе и причина — вот та самая постоянка, то есть устройства, помогающие от этой беды

Выразили согласие: Black_Jack , kleonn

Откуда: Kharkov
Сообщений: 2 945
Репутация: 1258 Thanks: 13287
Поблагодарили: 8008 за 2943 сообщения

#4
RE: Помогите избавиться от шума трансформатора усилителя. / 23-12-2017 17:36

поставьте конденсаторы на входе трансформатора своего — постоянка не пройдет и тогда уж точно на постоянку вину валить не будете . удачи .

Выразили согласие:

Откуда: Харьков
Сообщений: 0
Репутация: 0 Thanks: 0
Поблагодарили: 3 за 2 сообщения

#5
RE: Помогите избавиться от шума трансформатора усилителя. / 23-12-2017 18:04

(23-12-2017 15:03) kleonn писал(а): Понимаете Ваш вопрос звучит приблизительно так:
у меня автомобиль не едет(может бензин кончился,а может аккумулятор сел и тд и тп.)
Какой усилитель,ламповый ,транзисторный?Какой режим усилителя?
Какой трансформатор? Ш и ТОРы по разному реагируют на постоянку.
Никакое устройство не поможет(личное мнение).
Может его нужно загермитизировать (некоторые варят в воске) или перемотать.
Кстати и Шо там с температурой его после часа работы.

Усилитель Naim Nait 5i. Транзисторный, тороидальный трансформатор. Шум может быть сразу, может вообще не быть. Никакой зависимости от нагрева, времени работы и каких-либо понятных мне причин не наблюдаю.

(23-12-2017 17:36) BorisIvanovich писал(а): поставьте конденсаторы на входе трансформатора своего — постоянка не пройдет и тогда уж точно на постоянку вину валить не будете . удачи .

Спасибо за совет, но я не хочу (да и не могу, в электронике не силен) вносить изменения в конструкцию самого усилителя. Читал, что есть что-то типа сетевого фильтра, который эту самую постоянку убирает, думаю, что мне нужно что-то такого плана.

Почему гудит нагруженный трансформатор и как устранить это явление

Природа характерного звука, издаваемого трансформатором при работе, объясняется в школьном курсе физики (явление именуется магнитострикцией). Но влияние этого физического процесса на устройства, работающие в бытовых приборах ничтожно мало, поэтому причины гудения в большинстве случаев указывают на нештатную работу. Попробуем разобраться, почему гудит трансформатор в люстре, блоке питания или в усилителе, и как устранить это явление. Начнем с азов.

Природа магнитострикции

Для объяснения этого явления кратко напомним о принципе работы электромагнитных приборов, преобразовывающих переменное напряжение, то есть трансформаторов. Его упрощенное изображение показано на рисунке 1.

Устройство трансформатора

Представленное на рисунке устройство состоит из первичной обмотки «А», вторичной -«В» и проходящего через них сердечника — «С», выполненного из тонких наборных железных пластин или другого материала с ферримагнитными свойствами.

Прохождение переменного напряжения через обмотку «А», приводит к образованию переменного магнитного поля «D» в сердечнике, способствующего появлению электрического тока в катушке «В». При этом частота тока остается неизменной, а величина напряжения зависит от соотношения количества витков между катушками.

Теперь напомним, что представляет собой магнитострикция. Это физический эффект приводящий к изменению линейных размеров и объема тела, через которое проходит магнитный поток. Наибольшим изменениям подвергаются сильномагнитные материалы, именно из них, в большинстве случаев, изготавливают сердечники трансформаторов. На рисунке 2 показана периодичность растяжения-сжатия сердечника на протяжении одного цикла изменения магнитного потока.

Изменение линейных размеров сердечника на протяжении одного цикла

Под воздействием линейных колебаний в прилегающем воздухе создаются звуковые волны соответствующей частоты. То есть, если в течение одного цикла сердечник растягивается-сжимается дважды, то при стандартной частоте сети переменного тока 50 Гц будут формироваться звуковые волны частотой 100 Гц. Это и есть характерный гул, который производит трансформатор при работе.

Учитывая вышесказанное можно объяснить, почему импульсный трансформатор неслышно при работе. Частота производимых звуковых колебаний этого устройства находится за границей восприятия человеческого уха.

Уровень шума напрямую зависит от следующих факторов:

  • габаритные размеры устройства;
  • величина нагрузки;
  • структура и физические характеристики материала сердечника.

Учитывая перечисленные факторы, можно констатировать, что для устройств, работающих в бытовых приборах, повышенный уровень шума, скорее, исключение, чем правило. Это указывает на нештатную работу трансформатора, следовательно, необходимо найти и устранить неисправность.

Сильно шумит силовой трансформатор, возможные причины

Если устройство свистит или гудит, хотя ранее работало нормально, то это может свидетельствовать о разошедшихся пластинах сердечника. В данном случае потребуется идеальный подгон железа, чтобы исключить зазоры, помимо этого обеспечить хорошую стяжку. Если трансформатор броневого типа, то сделать это можно при помощи обычного водопроводного хомута, затянув его по периметру сердечника, как показано на рисунке 3.

Стягивание сердечника при помощи червячного хомута

Когда устройство не только шумит, а и значительно нагревается, то такие признаки характерны при большой нагрузке по току. Причина может крыться как в самом трансформаторе (межвитковое замыкание), так и в проблемах цепи, питающегося от него устройства (например, утечка в электролитических конденсаторах).

Необходимо сразу предупредить, что произвести диагностику на предмет межвиткового замыкания, используя только мультиметр, довольно затруднительно. Но, при поверхностном осмотре обнаружить дефект, вполне возможно. КЗ между витками вызывает местный нагрев. Следствием этого может быть почернение, подтеки, подпалины, вздутие заливки, характерный запах сгоревшей изоляции и т.д.

Характерные следы межвиткового замыкания

Если визуальный осмотр не дал результатов, а в наличии из измерительных приборов только мультиметр, то проверить работоспособность устройства можно двумя способами:

  1. Измерить сопротивление первичной и вторичной обмотки, переведя прибор в режим мегомметра. После чего сравнить полученные значения с указанными в справочнике (если определен тип устройства). Расхождение в показателях более 50% свидетельствуют о межвитковом замыкании.

В тех случаях, когда установить штатное сопротивление обмотки не представляется возможным, вычислить его можно по сечению, типу провода и количеству витков. Как правило, эти параметры указаны на трансформаторе.

Также можно провести диагностику, имея в наличии аналогичное, заведомо рабочее устройство. В этом случае достаточно измерить сопротивление обмоток и сравнить их, расхождение не должно превышать 20%.

  1. Понижающий трансформатор иногда тестируют, включением в сеть, после чего проверяют напряжение на кабеле (подключенным к вторичной обмотке). Если после включения слышится треск или появляется дым, устройство необходимо сразу обесточить, такие признаки характерны при неисправности первичной обмотки.

Проводя измерения, следует проявлять осторожность, чтобы избежать контакта с токоведущими частями. Показания прибора должны соответствовать ожидаемым. Если напряжение на вторичной обмотке меньше необходимого на 20%, то это свидетельствует о межвитковом замыкании.

Появление гула после перемотки

Если трансформатор перематывается в домашних условиях, то есть большая вероятность того, что при работе он будет издавать характерный шум. Это может быть связано со следующими причинами:

  • неправильно собран или не подогнан магнитопровод. Наиболее часто такая проблема возникает после разборки-сборки Ш-образного сердечника. Как правильно собрать такой магнитопровод чтобы устранить проблему, расскажем чуть ниже;
  • не закреплена катушка на сердечнике или неплотно намотаны обмотки. Исправить ситуацию можно плотно зафиксировав катушку, перемотав обмотку или пропитав ее парафином (парафиновая ванна). Последний вариант хорошо помогает в том случае, когда гудит тороидальный трансформатор;
  • неверно произведен расчет обмоток. Как правило, в этом случае нагруженный трансформатор не только гудит, но и ощутимо нагревается. Для исправления проблемы потребуется проверка расчетов и перемотка с учетом исправленных ошибок.

Как правильно собрать Ш-образный сердечник, чтобы минимизировать шум трансформатора

Магнитопровод такого устройства состоит из двух типов пластин, они показаны на рисунке 5. Это Ш-образная пластина «А» и торцевая – «В».

Пластины Ш-образного сердечника

Чтобы снизить потери на вихревые токи каждая из пластин изолируется с одной стороны. Для этой цели их покрывают лаком или производят отжиг до появления окисла. Для уменьшения магнитного зазора и, как следствие, потери на магнитный поток рассеяния, после перемотки пластины следует устанавливать поочередно с каждой стороны. Как это делать продемонстрировано на рисунке 6.

Поочередная установка пластин

Собрав примерно половину сердечника, следует установить две Ш-пластины с одной стороны (без торцевых пластин) не задвигая их до конца. Далее продолжаем сборку, пока магнитопровод не будет набран на 2/3. В оставшейся части устанавливаем только Ш-пластины. В итоге останется около двух десятков торцевых вставок и несколько Ш-образных, которые уже не пролазят в каркас.

Оставшиеся вставки устанавливаем между двух выдвинутых на середине (см. рисунок 7) и осторожно забиваем их деревянной киянкой, стараясь не погнуть.

Рисунок 7. Установка в магнитопровод оставшихся пластин

На завершающем этапе сборки вставляем торцевые пластины.

Список использованной литературы

  • Сивухин Д. В. «Общий курс физики» 1975
  • Н.А. Костин, О.Г.Шейкина «Теоретические основы электротехники» 2007
  • Нейман Л.Р., Демирчян К.С. «Теоретические основы электротехники» 1981
  • Бартош А.И. «Электрика для любознательных» 2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *