Почему буксует сцепление автомобиля: основные причины и ремонт
Сцепление в устройстве автомобиля является важнейшим узлом, так как данный механизм передает крутящий момент от двигателя на трансмиссию, фактически, связывая указанные агрегаты между собой. Также сцепление позволяет разъединить мотор и коробку в момент переключения передачи.
С учетом того, что данный узел подвержен большим нагрузкам, часто в процессе эксплуатации водитель сталкивается с тем, что буксует сцепление. Неисправность обычно возникает по причине износа фрикционных накладок диска сцепления, а также износа или поломок других элементов.
Как правило, пробуксовка сцепления проявляется таким образом, что машина не разгоняется, ухудшается тяга и наблюдается потеря мощности, появляются вибрации и т.д. Далее мы рассмотрим, как определить, что сцепление буксует, причины пробуксовок и способы ремонта.
Пробуксовка сцепления: на что обратить внимание
Итак, как уже было сказано выше, сцепление позволяет передавать и прерывать подачу крутящего момента от маховика двигателя на первичный вал коробки. При этом ресурс данного механизма ограничен.
Первыми признаками износа сцепления и его пробуксовки является потеря динамики автомобиля. Например, водитель включает передачу при старте с места, отпускает сцепление и жмет на газ.
В момент, когда сцепление включается (схватывает), вместо уверенной передачи момента на колеса и активного разгона, тяга может быть слабой (например, машина «не тянет» на подъемах), также в области сцепления иногда появляются вибрации.
Если газовать сильно, в салоне можно почувствовать характерный неприятный запах горелого сцепления (аналогично тому, когда водитель подпаливает сцепление во время пробуксовок колес в грязи, снегу или на льду). Единственная разница, что сцепление подпаливается, однако колеса при этом не буксуют.
В дальнейшем изношенное сцепление приводит к тому, что кроме потери тяги возникают трудности с переключением передач. Параллельно во время работы сцепления (как при включении, так и при выключении) могут появляться посторонние звуки (хруст, стуки, скрежет, скрипы и т.д.).
При этом в момент, когда педаль сцепления выжата и шумы исчезают, это часто указывает на неполадки выжимного подшипника. Также водитель может ощущать и вибрацию на педали сцепления, педаль сцепления может проваливаться в пол или же, наоборот, нажиматься с большим усилием.
Так или иначе, но появление таких признаков (как отдельных, так и в комплексе), говорит о проблемах с данным узлом. Запах гари сцепления, особенно если водитель не резко бросает педаль, указывает, что диски сцепления «буксуют» вместо того, чтобы уверенно входить в зацепление и передавать момент на коробку передач.
В подобной ситуации потребуется, как минимум, замена ведомого диска сцепления. При этом важно своевременно провести диагностику сцепления, так как существуют риски повредить маховик двигателя или первичный вал КПП.
Если буксует сцепление: как проверить и что делать водителю
Чтобы провести проверку на предмет того, буксует сцепление или нет (особенно если признаки только первичные или проблема плавающая), не обязательно сразу ехать на СТО. Проверить сцепление на пробуксовку можно своими силами:
- сначала потребуется завести двигатель, далее нужно хорошо затянуть ручник (стояночный тормоз);
- теперь следует включить первую скорость и начать медленно трогаться (ручник не опускается);
- при старте нужно слегка нажимать на педаль газа и плавно отпускать сцепление, выполняя действия параллельно;
- после того, как сцепление «схватится», мотор в норме должен заглохнуть (это говорит о том, что сцепление не буксует, нагрузка на ДВС растет, но мотор не «вытягивает» и глохнет).
Если этого не произошло, то если двигатель продолжает работать, тогда очевидны признаки пробуксовки сцепления.
Допустим, водитель обнаружил, что буксует сцепление. Опять же, не во всех случаях нужно сразу обращаться к специалистам или менять комплект сцепления, то есть выполнять сложный и дорогой ремонт. Не всегда, но часто решить проблему пробуксовки сцепления можно своими руками в условиях обычного гаража. Главное, знать, почему сцепление буксует.
- Чаще всего пробуксовки возникают в результате того, что изнашиваются (стираются) фрикционные накладки. Все буде зависеть от того, какова степень их износа.
Если между рабочими поверхностями расстояние находится на отметке 0.2 миллиметра, можно выполнить регулировку свободного хода педали сцепления. Если же износ окажется большим, тогда ведомый диск с накладками нужно менять.
- Еще одной причиной, по которой сцепление буксует, является масло на фрикционных накладках. В случае, когда на накладки попало масло, накладки нужно очистить и высушить.
Для очистки достаточно протирки керосином, после чего накладки также протираются сухой чистой ветошью и слегка зачищаются наждачной бумагой с мелким зерном.
- Следующей в списке причиной пробуксовок сцепления могут оказаться элементы и детали гидропривода, изготовленные из резины. Фактически, такие детали разбухают, в результате чего гидропривод не способен нормально работать и сцепление буксует.
Для решения проблемы потребуется снять главный цилиндр сцепления, а также рабочий цилиндр сцепления. Далее жидкостью на основе спирта промывается вся система, резиновые детали меняются на новые. Параллельно следует осуществить промывку компенсаторных отверстий.
Завершающим этапом становится замена тормозной жидкости, после чего прокачивается тормозная система и дополнительно выполняется прокачка сцепления.
- Также специалисты выделяют потерю эластичности нажимных пружин. Если машина с пробегом и возраст ТС превышает десятилетнюю отметку, при этом общий износ сцепления может быть незначительным, даже в этом случае эластичность нажимных пружин ухудшается.
В результате давление этих пружин оказывается слабее, чем нужно, пружины не давят на ведомый диск в полной мере, сцепление буксует. Чтобы провести проверку пружин, нужно снимать диск сцепления. Как правило, если дело доходит до снятия сцепления, а пробег у автомобиля больше 70 тыс. км, отдельно рекомендуется сразу менять механизм полностью, то есть устанавливать новый комплект.
Причем, делается это независимо от состояния уже установленного сцепления. Причина — средний срок службы сцепления составляет около 80-100 тыс. км., то есть оставлять старое сцепление или менять отдельные детали (только выжимной подшипник, ведомый диск или корзину) попросту нецелесообразно.
Дело в том, что уже через 10-20 тыс. км. потребуется заново снимать сцепление по причине неизбежного износа тех элементов, которые не были заменены ранее. С учетом того, что сама процедура замены сцепления трудоемкая, лучше сразу менять весь механизм комплектом.
Подведем итоги
Как видно, с проблемой, когда буксует сцепление, рано или поздно может столкнуться каждый автовладелец. Дело в том, что сам механизм сцепления представляет собой узел с ограниченным сроком службы (обычно, 80-100 тыс. км.), а в тяжелых условиях отдельные элементы (например, ведомый диск или выжимной подшипник) могут выйти из строя намного быстрее.
По этой причине при появлении первых признаков пробуксовок сцепления рекомендуется сначала исключить внешние факторы (например, попадание масла), а затем переходить к разборке и дефектовке, после чего оптимально заменить весь комплект сцепления целиком, подобрав оптимальный вариант из представленных на рынке (сцепление Valeo, Sachs, Kraft и т.д.).
Буксует сцепление автомобиль не едет
Буксует сцепление автомобиль плохо едет. Основной проблемой поломки может служить износ диска сцепления. Износ диска (износ феродо диска) часто бывает при не правильной эксплуатации сцепления: резкое бросание педали сцепления, не полный выжим. Еще проблема может заключаться в некачественном производстве запчастей: сцепление китайского производства. Долго не производилась замена сцепления пробег уже более 150 тыс.км. Так же пробуксовка сцепления может быть связана с течью сальника первичного вала мкпп — трансмиссионное масло попадает на диск сцепления.
Как устранить проблему пробуксовки сцепления
Приезжайте в наш автосервис Remont-Mkpp.ru на бесплатную диагностику сцепления. Мы точно определим причину неисправности и устраним проблему пробуксовки автомобиля. Произведем замену сцепления в короткие сроки.
Как проверить износ диска сцепления.
Диск сцепления покрыт накладками феродо они подвержены износу. На диске сцепления нанесены метки износа — толщина феродо диска. На плохом диске сцепления все метки практически стерты (фото слева). На хорошем диске сцепления все метки целые (фото справа).
Как проверить износ диска если ставите сцепление б/у: износ феродо должен быть равномерным. Не должно быть подгоревших накладок. Демпферные пружины не должны болтаться. Сердцевина диска не должна люфтить.
Почему буксует сцепление: диагностика и основные неисправности
Сцепление в автомобиле необходимо, чтобы включать и выключать крутящий момент, путем соединения маховика двигателя с первичным валом коробки передач во время старта с места или переключения на повышенную передачу.
Сцепление, как и любой другой элемент автомобиля, может со временем выйти из строя. Чаще всего это проявляется пробуксовкой сцепления, что прямо сказывается на динамических характеристиках автомобиля. Если буксует сцепление, снизится динамика машины и ухудшится тяга, а со временем могут возникнуть проблемы с коробкой передач. Чтобы этого не допустить, следует знать, почему буксует сцепление и что делать в такой ситуации.
Как проявляются неисправности сцепления
Проблема со сцеплением не возникает за час, минуту или пару дней. Поскольку она, в большинстве случаев, связана с механическим износом агрегатов, водитель за некоторое время до возникновения неисправности может ее диагностировать по «поведению» машины. При следующих симптомах водителю следует насторожиться и провести диагностику сцепления машины, чтобы избежать серьезных проблем:
В рекомендациях по техническому обслуживанию автомобилей производители указывают, через сколько километров требуется производить замену элементов сцепления, например, ведомого диска.
К чему приводит пробуксовка сцепления
Пробуксовка сцепления – это одна из самых распространенных проблем, которая возникает с механизмом. Ее можно диагностировать по следующим признакам:
- Машина серьезно потеряла в динамике и тяге, например, двигатель стал с трудом преодолевать подъемы;
- Автомобиль медленно набирает скорость;
- В салоне чувствует запах горелой резины.
Если вовремя не провести диагностику сцепления при описанных выше симптомах, проблема может привести к повреждениям маховика двигателя или первичного вала коробки.
Как узнать, буксует сцепление или нет
Пробуксовку сцепления водитель может определить самостоятельно, если первичных признаков неисправности ему кажется недостаточно. Чтобы определить буксует ли сцепление, необходимо:
- Завести мотор;
- Поставить автомобиль на ручник;
- Включить первую передачу и начать трогаться с места – постепенно нажимая на педаль акселератора и отпуская педаль сцепления.
Если двигатель заглох, у автомобиля нет проблемы с пробуксовкой сцепления. Если же мотор не заглох, неисправность присутствует, и сцепление действительно буксует.
Почему буксует сцепление
Не всегда при пробуксовке сцепления требуется дорогостоящий ремонт. В некоторых ситуациях достаточно выполнить простые работы, с которыми водитель способен справиться самостоятельно, чтобы агрегат вновь выполнял свои функции без нареканий. Самое важное – это правильно определить, почему буксует сцепление, и выбрать верную стратегию ремонта.
Изношены фрикционы
Необходимо действовать в зависимости от того, насколько большой износ фрикционов. Если между рабочими агрегатами и заклепками расстояние менее 0,2 миллиметров, исправить ситуацию можно при помощи регулировки свободного хода педали сцепления. Если износ больше, необходимо выполнить замену ведомого диска вместе с накладками.
Масло на фрикционных накладках
Возможна ситуация, когда на накладки попало масло из-за критического его количества в коробке передач или проблем с дренажем маховика. В такой ситуации достаточно будет почистить и просушить накладки от излишков масла. Для этого их необходимо протереть керосином, после чего вытереть тряпкой (без ворса) и зачистить наждачной бумагой.
Разбухшие резиновые детали гидропривода
Одной из распространенных проблем, которая приводит к пробуксовке сцепления, является разбухание резиновых деталей гидропривода. Чтобы исправить ситуацию необходимо:
- Снять рабочий и главные цилиндры;
- При помощи жидкости на спиртовой основе промыть систему;
- Заменить новыми резиновые детали гидропривода, которые выглядят разбухшими;
Когда работы будут выполнены, потребуется заменить тормозную жидкость и прокачать тормоза.
Проблема с эластичностью нажимных пружин
Данная неисправность актуальна для старых автомобилей, возрастом более 10 лет. Со временем может снижаться эластичность нажимных пружин, вследствие чего давление на ведомый диск не будет достаточным, что приведет к пробуксовке сцепления. Проверить пружины можно, если снять диск сцепления. При обнаружении проблем пружины потребуется заменить.
Обратите внимание: В некоторых ситуациях на старых машинах рекомендуется проводить полную замену сцепления при потере эластичности пружинами.
Признаки (симптомы) пробуксовки сцепления автомобиля
На примере сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 разберемся по каким признакам можно определить, что оно пробуксовывает.
Признаки (симптомы) пробуксовки сцепления автомобиля ВАЗ 2108, 2109, 21099
1. Заметно ухудшился разгон автомобиля.
В движении, при нажатии на педаль «газа», двигатель набирает обороты (стрелка тахометра зашкаливает) – «ревет», а автомобиль не ускоряется или ускоряется с некоторой задержкой. Особенно это становится заметно при подъеме в гору. Приходится постоянно поддерживать высокие обороты двигателя, чтобы обеспечить приемлемую динамику.
2. Стало сложно трогаться с места.
Двигатель может глохнуть при отпускании педали сцепления так как нет плавной передачи крутящего момента в нужном объеме через проскальзывающий ведомый диск. Требуется больше «газовать» чтобы добиться нужного сцепления и сдвинуть машину с места.
3. Появляется запах пригоревших накладок ведомого диска.
Проскальзывание ведомого диска между рабочей поверхностью маховика и ведущим диском «корзины» вызывает сильный нагрев его накладок (подгорание). При этом выделяется резкий запах и даже, в некоторых случаях, дым.
4. Значительно повышается расход топлива.
Постоянные, описанные выше, манипуляции водителя с педалью газа худшим образом отражаются на топливном аппетите двигателя автомобиля. В особо запущенных случаях стрелка указателя уровня топлива в комбинации приборов может падать на ноль прямо на глазах.
5. При сбросе газа во время движения двигатель может заглохнуть.
Так как в случае пробуксовки сцепления нарушена плавность передачи крутящего момента.
6. Педаль сцепления становится выше педали тормоза.
Примечания и дополнения
— Что значит сцепление пробуксовывает (буксует)?
На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 при отпущенной педали сцепление будет включено. То есть нажимной диск прижимает ведомый к маховику и крутящий момент передается от маховика на первичный вал коробки передач. Получается что сцепление постоянно включено на холостом ходу, в движении с включенной передачей, при движении «накатом».
Если по каким-то причинам ведущий диск не до конца прижимает ведомый к маховику, сцепление будет пробуксовывать («буксовать»), ведомый диск будет проскальзывать относительно маховика. Передача крутящего момента станет прерывистой и недостаточной.
Причины пробуксовки сцепления чаще всего следующие:
— износ или замасливание ведомого диска;
— заедание троса привода и т. д.